Статья
2631 1 ноября 2010 5:51

Россия будет развивать Курилы

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев прибыл на остров Кунашир, расположенный в южной части Курильской гряды, чтобы ознакомиться с условиями жизни людей в этом регионе.

Дмитрий Медведев прибыл на остров за несколько дней до начала своего визита в Японию. Напомним, что глава российского государства собирается участвовать в саммите АТЭС 13-14 ноября.

Россия заинтересована в развитии Курильских островов, заявил президент РФ Дмитрий Медведев в гостях в доме одной из семей, живущих на острове, и за чаем побеседовал с хозяевами квартиры. «Мы заинтересованы в том, чтобы люди оставались здесь. Это важно, чтобы здесь было развитие, будем обязательно сюда деньги вкладывать», - сказал он.

На Курилах удастся создать условия жизни такие же, как и в центральной России. «Здесь будет лучшая жизнь. Такая, как в центре России», - заявил позже Дмитрий Медведев журналистам, отвечая на вопрос о перспективах развития Курильских островов.

Представители СМИ поинтересовались, какой президент видит демографическую ситуацию в регионе, где в 90-е годы наблюдался большой отток населения.

«Это от нас зависит. Если будут нормальные условия для жизни, люди, конечно, поедут. Кто отдыхать, а кто и останется», - ответил Медведев.

Как передавали «Актуальные комментарии», во время визита на Кунашир глава российского государства ознакомился с работой геотермальной станции на окраине Южно-Курильска, пообщался с жителями острова и посетил строящиеся объекты.

Дмитрий Медведев считает перспективным развитие малой энергетики в небольших населенных пунктах, таких как Южно-Курильск. «Это (малая энергетика) абсолютная альтернатива, причем правильная для этих мест. Это лучше, чем таскать мазут», - заявил он.

Себестоимость электроэнергии, получаемой на этой геотермальной станции в три раза ниже, чем на дизельных электростанциях. «Это и есть малая энергетика и та самая энергоэффективность, о которой мы говорим», - отметил президент.

В ходе своей поездки на Курилы Дмитрий Медведев побывал на южно-курильском рыбокомбинате, на котором президента угостили красной икрой, приготовленной по курильскому рецепту. Рядом с икрой стояло блюдо с белым хлебом и хлебом с маслом. Президент сказал, что бережет фигуру и намазал икру просто на белый хлеб.

Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, который сопровождал президента в этой поездке, также попробовал икру и уже как эксперт сказал, что это кетовая икра. «Очень вкусная икра, интересно, сколько времени займет ее доставка на материк?» - поинтересовался президент.

Со своей стороны, глава рыбокомбината отметил, что существуют проблемы с логистикой доставки. По его мнению, это связано с бюрократией.

В свою очередь, Медведев пообещал, что даст поручение полпреду разобраться в этой ситуации.

Перед завершением своей рабочей поездки на остров президент России заехал в продуктовый магазин. Дмитрий Медведев ознакомился с ценами на основные продукты.

На прилавке президент обратил внимание на палтус и корюшку. «В самолет лучше взять солененького», - сказал он и купил 20 корюшек, разного вида, в том числе несколько корюшек под названием «Зубастик сахалинский». Покупка обошлась президенту в 475 рублей.

Визит президента России на Южные Курилы ожидался в конце сентября – начале октября. 27 сентября Дмитрий Медведев, находясь в Петропавловске-Камчатском, пообещал в ближайшее время посетить Курильские острова. «Обязательно туда полечу. Это очень важный регион нашей страны», - заявил президент.

Узнав о подготовке визита, правительство Японии призвало президента Дмитрия Медведева отказаться от плана посещения Курильских островов. Выступая на пресс-конференции 29 сентября, пресс-секретарь правительства Японии Йосито Сенгоку заявил, что «Токио донес до российской стороны свою точку зрения».

Отвечая на вопрос о том, попросила ли японская сторона Медведева отказаться от визита, Сенгоку сказал: «Да, это так».

Напомним, что Токио называет четыре острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи в южной части Курильской гряды своими «северными территориями». Нижняя палата парламента Японии даже одобрила законопроект с призывом о скорейшем возвращении «северных территорий».

Из-за разногласий по поводу островов Москва и Токио не могут подписать мирный договор.

Москва незамедлительно отреагировала на заявления японских властей. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что Россия считает неуместными и неприемлемыми советы некоторых японских политиков, касающихся маршрутов передвижения президента РФ Дмитрия Медведева.

«Президент России самостоятельно определяет маршруты поездок по территории своей страны. Какие бы то ни было советы извне на этот счет неуместны и неприемлемы», - сказал Нестеренко.

«Считаем необходимым в очередной раз напомнить, что упомянутые острова являются территорией РФ в соответствии с международно-правовыми реалиями, сложившимися по итогам второй мировой войны и закрепленными, в частности, в Уставе ООН», -  подчеркнул российский дипломат.

1 октября источник в администрации главы государства, занимающийся внутренней политикой, отметил, что посещение президентом Российской Федерации Южных Курил может быть приурочено к ближайшему визиту в Японию. «Считали бы уместным приурочить поездку президента на Курилы к ближайшему визиту в Японию», - цитирует источник агентство «Интерфакс».

Глава МИД РФ Сергей Лавров 30 октября во время саммита АСЕАН отметил, что Дмитрий Медведев сам решит, когда ему посетить Курильские острова.

«Президент России сам решает, какие районы Российской Федерации он посещает», - сказал Лавров, отвечая на вопрос японского журналиста.

На вопрос корреспондента, как скажется поездка Медведева на острова Курильской гряды на двусторонних отношениях России и Японии и будет ли министр иностранных дел РФ относиться с волнением к такой поездке, если она случится, Лавров ответил: «Никакой связи (между поездкой и отношениями) не вижу».

«Как я могу относиться с волнением к тому, что президент регулярно посещает какие-то регионы России, которые он хочет посетить?», - заметил глава МИД.

В свою очередь, премьер-министр Японии Наото Кан назвал достойным сожаления визит российского президента Дмитрия Медведева на Южные Курилы, на которые претендует Япония, сообщает британская корпорация BBC.

Министерство иностранных дел Японии, в свою очередь, вызвало посла России в Токио Михаила Белого, чтобы вручить ему ноту протеста в связи с поездкой на Южные Курилы президента России Дмитрия Медведева. По словам главы МИД Японии Сэйдзи Маэхары, эта поездка «ранит чувства населения Японии».

Комментарии экспертов

В вопросе с Курилами есть целый ряд экономических разворотов, которые крайне важны как для российско-японского сотрудничества, так и в целом для взаимодействия РФ с внешнеторговыми партнёрами. Первый момент связан с тем, что пока мы находимся фактически в состоянии войны с Токио ввиду неопределённости четырёх островов Курильской гряды.

При этом вопрос Курильских островов каждый раз муссируется перед серьёзным взаимодействием между Москвой и Токио. Во многом он поднимается искусственно. Это связано с нежеланием Вашингтона отдавать стратегического партнёра в лице Японии. С другой стороны, это связано с нежеланием целого ряда компаний, в том числе японских, усиливать позиции российских бизнес-структур на рынке Страны восходящего солнца.

Например, вопрос Курил достаточно серьёзно активизировался после успешных переговоров «Росатома» с Японией. Кроме того, информационное давление также активизировалось после достаточно серьёзных решений, связанных со строительством инфраструктурных проектов в регионе, т.н. транспортного кольца, которое предполагает задействовать остров Сахалин, Японию, Южную и в перспективе Северную Корею.

Кроме того, различные совместные инфраструктурные проекты. Всё это серьёзно укрепляло позиции Москвы на японском направлении, и во многом курильская тема стала активно муссировать именно с расчетом на то, чтобы тполитическое противостояние затмило достаточно перспективные экономические решения.

Тем более, что тогда же было принято стратегическое решение, связанное с тем, что урегулирование курильского вопроса должно стать одним из условий начала экономического взаимодействия с Москвой, на чём настаивал Токио. А экономическое партнёрство, напротив, должно стать локомотивом развития политического взаимодействия между двумя странами.

С экономической точки зрения принадлежность островов также крайне важна, потому что значительная часть сырьевых ресурсов, в том числе на Дальнем Востоке, сосредоточены на шельфе. Пример тому Сахалин. Плюс ко всему, острова обладают серьёзным потенциалом с точки зрения биоресурсов. Ещё при Советском Союзе там были достаточно серьёзные производственные комплексы, которые, однако, были уничтожены землетрясением. Они были частично восстановлены, но на достаточно слабом уровне.

Также очень важным является земельный вопрос, особенно для японской стороны. Дело в том, что Япония испытывала серьёзный дефицит суши как таковой, и увеличение своей территории за счёт Курильских островов может решить вопрос не только политический как таковой, но экономический вопрос и вопрос земли.

Поэтому данная проблема является достаточно серьёзной для российско-японских отношений. Но, на мой взгляд, в среднесрочной и долгосрочной перспективе никакая из сторон не заинтересована в её активизации. И Токио, и Москва пытаются максимально её забыть, дезавуировать с целью того, чтобы не испортить достаточно серьёзные и перспективные экономические отношения, особенно на фоне достаточно мощного и активного роста Китая, который является стратегическим противником Японии и уже претендует на ряд перспективных проектов со стороны Москвы.

В Японии в последнее время участились бескомпромиссные высказывания официальных лиц касательно Курил, и это довольно серьезно настораживает. Россия оперирует имеющимися правовыми договорённостями на международном уровне, достигнутыми в том числе и на конференции в Сан-Франциско, и отступать от них не намерена.

В случае, если Япония попытается занять одностороннюю и ущербную позицию по отношению к Курильским островам и позволит себе эскалацию конфликта хотя бы в дипломатическом формате, это может привести только к тому, что это государство потеряет все перспективы на мирное урегулирование совместного использования земель островов и морского пространства.

Япония полагает, что последние действия российского руководства (имеется ввиду мирная договорённость с Китаем по границе по фарватеру реки, а также недавняя договорённость с Норвегией по акваторию) позволяют им рассчитывать на передачу по крайней мере двух островов под юрисдикцию Японии. Это неоправданные ожидания при подобной позиции Токио.

Один из самых вероятных конфликтов, который может быть у России в первой половине XXI века– это конфликт вокруг Курильских островов. Сейчас сложно сказать, по какой схеме он будет развиваться, но я совершенно не исключаю и силовой вариант развития.

Дело в том, что сейчас фактически полностью демонтирована дальневосточная военная группировка. Сейчас каких-либо серьёзных сил на Дальнем Востоке у нас нет. Армия, которая там после реформ или оптимизации остаётся, в лучшем случае предназначена для локального конфликта. Единственная, что у России есть – это ядерное оружие, которое, безусловно, является сейчас для Японии сдерживающим элементом, но с большой вероятностью в ближайшие 2-3 года будет подписан очередной договор о сокращении, и это оружие будет ужато до абсолютного минимума.

Если это произойдёт, то открываются очень серьёзные перспективы для реванша за 45-ый год, и эти перспективы для японцев становятся вполне реальными и достижимыми. Японские силы самообороны примерно троекратно превосходят ту группировку, которая у нас размазана по всему Дальнему Востоку. Каких-то реальных сил наращивать группировку на Дальнем Востоке у России не существует, кроме узкой нитки Транссиба, которую легко перерезать.

Вопрос ядерного оружия вполне блокируется, к примеру, позицией того же США и НАТО, которые могут потребовать от России не применять в этом конфликте ядерное оружие под угрозой применения собственного ядерного оружия. К тому же это советское руководство ставило во главу угла принцип территориальной целостности России. Я очень сомневаюсь, что нынешняя политическая элита будет готова применить ядерное оружие для сохранения территориальной целостности России, учитывая, как легко были отданы Китаю тысячи спорных квадратных километров российской территории, которые были вдоль границы, или территории под Хабаровском.

Поэтому я считаю, что вероятность этого конфликта очень высока, и вероятность перерастания его в военный конфликт по мере дальнейшего ослабления российского военного потенциала чрезвычайно возрастает.

Япония традиционно считает Курилы своей территорией (ту часть Курильской гряды, которую Россия, по их мнению, оккупировала после окончания Второй мировой войны), и здесь реакция предсказуема. Эта реакция была предсказуема ещё ранее, потому что визит Медведева прежде не состоялся по причине плохой погоды. Сейчас, возвращаясь с саммита АСЕАН и посещая Вьетнам, Медведев тем не менее совершил эту символическую поездку.

Я не думаю, что здесь существуют какие-то серьёзные предпосылки для охлаждения отношений. Япония будет поддерживать жёсткий курс в том, что касается Курильской гряды, но по всем остальным сегментам взаимодействие с Россией будет развиваться достаточно интенсивно.

Это касается прежде всего экономики, потому что японцы сегодня ориентированы на развитие своих производств на территории России (у них здесь есть целый ряд объектов), они потенциально заинтересованы и в приобретении российского энергетического сырья, и во вкладывании инвестиций в российскую экономику.

В условиях, когда экономика Японии находится в проблемном положении, для Токио невыгодно и непредусмотрительно разрывать текущий формат диалога с Москвой. Более того, правительство Наото Кана является наследником предшествующего правительства Юкио Хатоямы и во многом поддерживает внешнеполитическую линию, которую сформировал Хатояма.

Эта линия заключается в том, чтобы увеличить независимость Токио от США. Сейчас этот тренд уже менее развит, потому что, как ни хотели японские демократические партии отмежеваться от тесного союза с Вашингтоном, у них это не получилось. Сам Хатояма покинул свой пост из-за проблемы военных баз на Окинаве.

Тем не менее, общее стремление диверсифицировать внешнеполитические связи в Токио присутствует. Поэтому Россия здесь выступает в качестве альтернативного партнёра. Конечно, отнюдь не такого близкого, как США, но, тем не менее, как альтернатива.

У России и Японии есть территориальный спор, но такие же территориальные споры у Японии есть и с Южной Кореей, и с Китаем. Проблема Китая для Японии сегодня стоит на первом месте, потому что японцы считают, что Китай – это экономический конкурент, и, более того, государство, которое по военному потенциалу на порядок превосходит японцев и представляет потенциальную угрозу национального суверенитета и безопасности Японии.

В этой ситуации отказываться от России невыгодно, также учитывая тот факт, что сегодня китайские «ястребы» присутствуют в правительстве Японии. Это люди, которые скептически относятся к диалогу с Пекином. Они считают, что нужно отстаивать свои интересы и проводить достаточно жёсткий курс в отношении КНР. В силу этого баланс сил будет сохранён, и каких-то жёстких отмежеваний Японии или попытки прервать политические и экономические связи не будет.

Другое дело, что для России значит Южнокурильская гряда. Медведев говорит о том, что они будут развиваться. Нужно понимать, что если мы сравним потенциал Хоккайдо, то есть острова, который находится в непосредственной близости от Курильской гряды, и потенциал нашей Южнокурильской гряды, то мы придём к печальным выводам. Никакого развития сегодня мы там не видим.

Единственным вариантом для развития этого региона является более интенсивное привлечение японских технологий, инвестиций и т.д. Как раз за счёт этого и возможно снятие уровня конфликтности в диалоге, то есть, не отдавая Японии острова по политическому факту, тем не менее развивать с ней на этих островах экономическое партнёрство.

Конечно, это не значит, что эти острова можно передать в экономическое владение Японии, здесь идёт речь о двустороннем диалоге. Ни в коем случае нельзя идти на какие-то уступки, потому что они это воспримут как признак того, что можно и дальше продавливать Москву.

Тем не менее без привлечения японских инвестиций поднять Южные Курилы и вообще всю Курильскую гряду будет достаточно сложно. Здесь есть возможность для того, чтобы отказаться от этого постоянного обмена жёсткими заявлениями по Курилам.

Япония не собирается отказываться от базовой позиции, что  Курилы - это ее территории, Россия со своей стороны не собирается отказываться от позиции, что никакого территориального спора в принципе не существует, а есть законные российские земли. И в этом смысле на протяжении всего постсоветского периода мы наблюдаем время от времени попытки то одной, то другой стороны (пожалуй, больше в этом японцы преуспевают) обнаружить какие-то симптомы сдвигов. На самом деле этого ничего нет, стороны играют в такую игру, когда, например, делаются важные заявления, которые при желании можно истолковать как содержащие некие нюансы позиций.

На самом деле мне кажется, что здесь в обозримом будущем никаких изменений в позициях не ожидается. Это ведь вопрос не только экономический, поскольку понятно, что дело даже не в самих небольших территориях, а шельф, зоны, где рыболовство – вот это более важно.

Но самое основное с обеих сторон – это вопрос престижа и вопрос статуса. Острова имеют символическое значение. И японцы и россияне исходят из классической формулы «ни пяди своей земли не отдадим». В таких случаях компромиссы крайне затруднены, если вообще возможны. Я бы не стал говорить слово «никогда», потому что все в мире, как мы видели последние пару десятилетий, меняется очень быстро, стремительно и радикально, так что все возможно - в какой-нибудь не самой близкой перспективе, но на ближайший обозримый период я не вижу никаких оснований ожидать каких-то перемен.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".