Статья
1703 30 октября 2010 12:37

Россия готова к альянсу с Востоком

Президент России Дмитрий Медведев нанес визит во Вьетнам, в рамках которого принял участие во втором саммите Россия-АСЕАН и провел переговоры с руководством страны.

Первый день пребывания главы российского государства в Ханое – 30 октября - был посвящен участию в саммите.

Выступая на саммите, Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова к созданию альянсов со странами Азиатско-тихоокеанского региона. «Успешное строительство нового Азиатско-тихоокеанского дома отвечает интересам всех стран, их чаяниям развивать спокойную созидательную жизнь. Россия открыта для такого взаимодействия, в том числе и для создания различных альянсов», - заявил он.

Участники саммита Россия-АСЕАН обсудили состояние и перспективы российско-асеановского партнерства, рассмотрели пути построения в Азиатско-Тихоокеанском регионе более совершенной архитектуры безопасности и сотрудничества, сообщается на сайте Кремля.

Значительное внимание было уделено обсуждению финансово-экономических аспектов совместных усилий в преодолении финансового кризиса, отмечается в сообщении.

По итогам второго саммита Россия-АСЕАН принято совместное заявление, в котором отражены общие подходы сторон к формированию архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и определены основные направления развития диалога Россия-АСЕАН на ближайшую перспективу, отмечается в сообщении.

В саммите участвовали лидеры Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппин.

Первый саммит Россия-АСЕАН состоялся в 2005 году в Куала-Лумпуре. Основной его темой стали перспективы развития российско-асеановского взаимодействия с упором на реализацию конкретных проектов на таких направлениях, как энергетика, наука и технологии, реагирование на чрезвычайные ситуации и туризм.

«Для нас принципиально важно в ходе этого саммита заявить о поддержке многосторонней дипломатии, о сопряженности действий таких многосторонних структур как АСЕАН, АТЭС, ШОС, восточноазиатских саммитов», - заявил журналистам накануне визита помощник президента РФ Сергей Приходько.

Второй день визита российского лидера – 31 октября - был посвящен переговорам с руководством Вьетнама.

Дмитрий Медведев встретился с президентом страны Нгуен Минь Чиетом, побеседовал с генсеком Центрального комитета коммунистической партии Вьетнама Нонг Дык Манем, премьером Нгуен Тан Зунгом, главой Национального собрания Нгуен Фу Чонгом. Также прошли встречи Медведева с представителями деловых кругов двух стран, вьетнамскими выпускниками российских и советских вузов.

Президент России считает, что руководству России и Вьетнама нужно сконцентрировать усилия в направлении развития инвестиционных связей двух стран.

«Наши отношения возникли в самый трудный период вьетнамской истории, и такие исторические моменты не забываются, но нам надо смотреть в будущее, а будущее - это развитие экономического сотрудничества», - сказал Дмитрий Медведев в воскресенье на встрече с деловыми кругами двух стран. В этом мероприятии также принял участие президент Вьетнама Нгуен Минь Чиет.

По словам Медведева, «в России хотели бы, чтобы сотрудничество не замыкалось энергетическими проектами, хотя они очень важны».

Президент РФ напомнил, что в воскресенье подписано соглашение о строительстве АЭС во Вьетнаме. «Это событие очень важно, как с точки зрения интересов Вьетнама, так и для российского делового мира», - добавил он.

«Россия и Вьетнам создают современные экономики, и инвестиции именно в эту сферу являются крайне важными. В прошлом году у нас был сложный период - кризис, который сказался на темпах товарооборота, но уже за полгода этот товарооборот приблизился к одному миллиарду долларов, наверное, мы сможем выйти к двум миллиардам долларов», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент РФ подчеркнул, что, «помимо роста товарооборота, есть не менее важный показатель - присутствие инвестиций». «Пока в этом плане нам похвастаться нечем, потому что, если говорит о российских инвестициях, то РФ находится на достаточно отдаленном месте - в третьем десятке. Поэтому считаю именно в этом направлении нам следует сконцентрировать усилия. Это касается и российского государства, и вьетнамского государства, нашего бизнеса, потому что инвестиции - это долгосрочные связи, а не сиюминутные, конъюнктурные торговые отношения, которые тоже очень важны», - сказал Дмитрий Медведев.

Сотрудничество России и Вьетнама, по мнению главы российского государства, должно касаться различных сфер. «Это касается и машиностроения: мы хотели бы, чтобы во Вьетнаме больше покупали наши автомобили, самолеты, автобусы, хотели, чтобы и сборка велась соответствующая», - сказал он.

«Наше будущее сотрудничество должно включать в себя и финансовую, и промышленную стороны, и промышленную составляющую, и высокие технологии, другие проекты», - добавил Дмитрий Медведев.

В Москве позитивно оценивают перспективы отношений с Вьетнамом, заявил президент РФ на переговорах в расширенном составе со своим вьетнамским коллегой Нгуен Минь Чиетом.

«Мы провели переговоры с узком составе. Это был откровенный дружественный разговор о направлениях сотрудничества между нашими странами и он показал, что мы рассматриваем перспективы этого сотрудничества очень хорошо», - сказал Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев отметил, что последний раз он посещал Вьетнам девять лет назад и за это время, по его словам, страна сильно изменилась.

«Страна активно развивается в строительстве, организации экономики, укреплении обороны и безопасности, решении социальных вопросов. По всем этим направлениям Россия будет способствовать развитию Вьетнама, который является нашим близким другом», - отметил он.

Российский лидер выразил уверенность, что его визит также будет способствовать развитию связей между двумя странами, и сообщил, что стороны вышли на подписание значительного числа документов.

Со своей стороны Нгуен Минь Чиет заявил, что Россия «имеет важное значение для нашей страны» и напомнил, что визит Медведева проходит в год 60-летия установления дипломатических отношений между двумя государствами.

«Рады, что вы как посланник российского народа привезли добрые чувства россиян», - сказал президент Вьетнама.

Подписанное соглашение о строительстве АЭС во Вьетнаме позволит стать этой стране независимым и сильным государством, обеспеченным энергоресурсами, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

«Если мы выйдем на те параметры, которые заложены в проекте, на планируемую мощность АЭС, это обеспечит значительную часть рынка электроэнергии Вьетнама и позволит ему развиваться в качестве современного независимого государства», - сказал Дмитрий Медведев на пресс-конференции после переговоров с президентом Вьетнама.

Как подчеркнул Медведев «это очень важно в нашем мире, чтобы быть независимым сильным государством».

Президент России также подтвердил также намерение углублять сотрудничество с Вьетнамом в нефтегазовой сфере.

«Мы обсуждали создание новых объектов, как на территории России, так и Вьетнама, и в третьих странах», - сказал Медведев.

Со своей стороны президент Вьетнама заявил, что Москва и Ханой договорились сотрудничать при разработке нефтяного блока «09-1» в его стране, подтвердил готовность к реализации совместных проектов в области нефти и газа в России и третьих странах.

Он отметил, что подписанное соглашение о строительстве первой АЭС в его стране именно с Россией говорит о том, что «у нас особые доверительные отношения, и мы доверяем российским технологиям».

В составе российской делегации - глава МИД Сергей Лавров, министр юстиции Александр Коновалов, глава Минпромторга Виктор Христенко, министр энергетики Сергей Шматко, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, глава ФСВТС РФ Михаил Дмитриев, глава ФТС Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николай Кутьин, глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин, глава Оборонпрома Андрей Реус и другие.

Кроме того, во Вьетнам едут и представители российского бизнеса, в том числе генеральный директор «Зарубежнефти» Николай Брунич, председатель правления «РусГидро» Евгений Дод, глава ВТБ Андрей Костин, глава «Газпрома» Алексей Миллер, генеральный директор «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Валерий Платонов, глава Совета директоров банка «Русский стандарт» Рустам Тарико, исполнительный директор ТНК-BP Герман Хан.

Вьетнам является одним из ключевых стратегических партнеров России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, говорится в статье президента России Дмитрия Медведева «Россия - Вьетнам: к новым горизонтам сотрудничества», опубликованной во вьетнамской газете «Нянзан».

«Россия участвует в реализации столь масштабной задачи, как создание в СРВ атомной энергоиндустрии. Это рассчитанное на десятилетия направление работы способствует инновационному развитию наших стран. Россия обладает уникальными, современными технологиями в области атомной энергетики и накопила богатый опыт строительства таких объектов. Убежден, что развитие данной отрасли во Вьетнаме положительно отразится на росте национальной экономики и имидже вашей страны в мире», - отмечает российский президент в преддверии своего первого официального визита во Вьетнам.

По его словам, сегодня большое внимание уделяется и вопросам традиционной энергетики. «Ряд российских компаний (ОАО "Силовые машины", ОАО "Институт Гидропроект", ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС") прорабатывают возможности участия в проектировании и сооружении во Вьетнаме новых генерирующих мощностей, в модернизации действующих энергетических объектов», - заявил Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что новая страница открывается и в нефтегазовой сфере, в которой на протяжении десятилетий признанным лидером является совместное предприятие «Вьетсовпетро».

«Немало перспективных проектов - в области разведки и освоения углеводородного сырья. В частности, ООО "Совместная компания "Русвьетпетро" - уже приступила к освоению месторождений углеводородов на территории Ненецкого автономного округа. Таким образом, Вьетнам стал одним из немногих зарубежных государств, участвующих в добыче нефти на территории России. Этот факт демонстрирует глубокое доверие между нашими странами. Кроме того, мы поддерживаем расширение на взаимовыгодной основе взаимодействия "Газпрома" и "Петровьетнам". Ими создано на территории России совместное предприятие "Газпромвьет"», - говорится в статье президента России.

Дмитрий Медведев отметил также позитивную динамику и в других отраслях, в том числе в области телекоммуникаций, машиностроения, нефтепереработки, цветной металлургии, в космосе, банковском деле.

«С учетом растущих потребностей вьетнамской экономики в специалистах (особенно - для высокотехнологичных отраслей) мы готовы расширять прием в наши вузы и научные центры студентов, аспирантов и стажеров из СРВ. В настоящее время решается вопрос о создании в СРВ совместного технологического университета», - подчеркнул президент России.

Комментарии экспертов

Россия – страна слишком большая, чтобы ограничиваться сотрудничеством с Европой, и географическое положение позволяет нам быть крупным игроком в Азии. Это сотрудничество идёт не только с Китаем, но с Японией, Кореей, в перспективе с Индией. В общем-то, со многими странами региона отношения могли бы быть более продуманными и экономически обоснованными.
 
Здесь очень важно проводить разумную политику. И товарооборот мог бы быть больше, и инвестиции могли бы быть больше. В чём-то можно и опыт модернизации изучать, как, например, в Сингапуре. Но при этом здесь важно понимать, что интерес к нашему Дальнему Востоку предельно утилитарный, он, прежде всего, носит характер интереса к сырью и потреблению этого сырья.
 
Мы иногда спешим броситься в пасть азиатским драконам, не совсем понимая, к чему это всё приведёт. Например, то, что происходит в отношениях с Китаем. У меня вызывает очень серьёзное беспокойство, насколько это необходимо для нас и насколько правильна та политика, которую мы проводим в этом регионе.
 
Я думаю, что потенциал наших отношений с Азией огромен, просто этим направлением мы как-то до сих пор не занимались. Мы понимаем, что там есть и политические сложности (например, в отношениях с Японией). Но в целом я думаю, что в 2012 году, если вспомнить, что пройдёт саммит во Владивостоке, то самое время задуматься о том, чтобы перевести отношения из разряда пустых слов о дружбе в разряд каких-то конкретных дел.
 
Для России здесь важно, чтобы не просто реализовывались проекты вывоза из страны нефти, газа, леса, рыбы и т.д., чем сейчас занимаются азиатские страны, рассматривая Россию как поставщика различного вида ресурсов – от биоресурсов до углеводородов. Нужно думать, как привлекать азиатские компании к инвестициям в Дальний Восток. Рано или поздно возникнет вопрос, зачем России Дальний Восток, если там никто не живёт, там ничего не делается и там производится исключительно сырьё, да и то не в тех объёмах, в которых оно могло бы производиться.
 
Индия – это всё-таки несколько отдельный регион. Индия – это тоже достаточно быстро растущая экономика, сталкивающаяся с теми же проблемами, что и Китай. У неё очень похожий энергобаланс, у неё очень похожи проблемы в энергетике. Индии просто необходимо сырьё, потому что это страна со слишком быстрыми темпами развития. Для России Индия – это и перспективный рынок сбыта, и страна, которая ведёт развитие по другому пути, чем Китай. Здесь экономическое партнёрство могло бы быть гораздо более серьёзным. С учётом того, что Индия по населению скоро обгонит Китай, экономические процессы там тоже идут достаточно быстрыми темпами.
 
Индия вообще очень любопытная страна, которая в чём-то похоже на Россию. Поскольку Индия – это формально демократия, в отличие от Китая, Индия тоже активно ищет средний класс. Мне доводилось читать книги по среднему классу Индии. Это очень любопытные моменты, потому что в чём-то это похоже на российский средний класс, то есть средний класс, который нацелен на обогащение при крайне циничном отношении к политическим реалиями. В России это тоже наблюдается.
 
Есть проблема структуры общества с известным индийским делением на определённые страты. У нас тоже существует проблема негласных социальных групп. У нас сословия существуют негласно, а у Индии есть серьёзное наследие старого кастового деления общества.
 
В этом плане Индия любопытная страна. Психологически мы Индию как азиатскую страну не воспринимаем. Ясно, что в Азии есть ряд экономических лидеров. Когда мы говорим про сотрудничество, ясно, что мы имеем ввиду не КНДР, а прежде всего Японию, Южную Корею, Китай, то есть страны, с которыми ассоциируется экономическое развитие этого региона. Хотя у нас потихоньку подтягивается и Вьетнам. Конечно, всё это здорово, но ясно, что с наиболее экономически развитыми странами будут наиболее динамичные отношения.

Россия – великая тихоокеанская держава. У нас существует огромная полоса тихоокеанского побережья, и мы при воле и желании могли бы играть в Тихом океане ключевую роль. Этому вектору нашего исторического и геополитического развития практически никогда не уделялось достаточного внимания, к нему относились по остаточному принципу. А, между тем, это наше будущее. Вообще Тихоокеанский регион и освоение Сибири, превращение России в полноценную тихоокеанскую державу – это наше будущее. Только в этом направлении у нас есть по-настоящему огромные и ещё не использованные ресурсы. В этом отношении само участие России в этом форуме чрезвычайно важно и чрезвычайно символично. Россия должна осознать себя как великая тихоокеанская держава.
 
С кем из этого региона нам укреплять партнёрство? Я думаю, со всеми. Самым лучшим партнёром со всех точек зрения для нас является Япония. Япония сегодня жизненно и остро нуждается в том, чего у нас предостаточно, а мы нуждаемся в том, что у Японии предостаточно. И политические разногласия из-за островов, и отсутствие мирного договора между нами и Японией, а также интриги Америки, которая всячески пытается не допустить сближения двух стран, болезненно сказываются и на нас, и на них.
 
Вот если бы мы могли найти формулу, чтобы японцы прекратили от нас требовать острова… Мы их победили и забрали острова себе, и не понятно о чем здесь может идти разговор. Ведь кто проиграет, тот потом, проиграв, и отдаёт то, что у него победитель захочет отобрать. Так происходит всегда во время войны.
 
При этом вопрос в том, что Курилы Японии абсолютно не нужны, им нужна партнёрская политика в отношении России. Лишь специальные американские политтехнологи натравливают Японию против России, чтобы японцы требовали от нас Курилы и ни в коем случае с нами не дружили. Если бы нам удалось наладить российско-японское стратегическое партнёрство и сотрудничество, выстроить мост и по сути дела интегрировать наши усилия для освоения этой части России совместно, дружественно, а не на уровне «ты отдай мне моё», это было бы историческим шансом для нас и для Японии.
 
Конечно, есть еще Южная Корея, которая, несмотря на то, что она стратегически находится под Америкой, является страной с очень эффективной и бурно развивающейся экономикой. Экономическое чудо там не имеет ничего общего с рецептами шоковой терапии либеральной экономики. Там присутствует фактор государства, который создал уникальные модели государственного капитализма в Южной Корее, который вывел эту страну в разряд лидеров региона.
 
Очень много общего у нас с Индией. Общие стратегические интересы. Мы там продаём мощные стратегические вооружения. Это тоже наш партнёр.
 
Индонезия, Малайзия – это бурно развивающиеся страны, я уж не говорю о Тайване. Это центры с гигантским потенциалом. Там огромное население, есть демографический потенциал, экономический, социальный. Я думаю, что с каждой из этих стран Россия должна выстраивать свои специфические отношения.
 
Мне кажется, пора поднимать вопрос об Аляске. Ведь мы же её на время отдали американцам. Просто, как часто бывает, нет ничего более постоянного, чем временного. Пора говорить о том, что у России есть транспацифические («пацифик» - в данном случае «Тихий океан») интересы. Нас интересует ряд территорий, находящиеся за границами Тихого океана, которые могут по определённой логике принадлежать нам. В принципе, когда нам американцы через Японию предъявляют требования по островам, мы тоже должны что-то потребовать от американцев.
 
Я думаю, что следует внимательно заняться Тихим океаном. Тихоокеанская зона – это зона наших первичных стратегических интересов. Визит нашего президента – это символическое действие и одновременно очень практический шаг. Если чуть-чуть повысится в России тихоокеанское сознание, геополитическая компетентность, то я думаю, что это даст очень положительные последствия.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".