Статья
1960 4 декабря 2009 18:01

Россия и НАТО продолжили диалог

В Брюсселе состоялось заседание Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел. Участие принял глава МИД РФ Сергей Лавров.

Россия не будет вмешиваться в военное планирование операций в Афганистане, сказал глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам заседания Совета. «Мы не считаем необходимым внедряться в военное планирование», - отметил С.Лавров. «Это дело тех, кто участвует в международных контингентах, находящихся в Афганистане», - сказал он. Сергей Лавров отметил, что Россия будет "продолжать помогать Афганистану в решении инфраструктурных проблем, проблем снабжения электроэнергией, гуманитарной помощью, укреплению возможностей правоохранительных органов». «Совместно с Германией мы передали в дар министерству внутренних дел Афганистана два вертолета для эвакуации. Россия в ближайшее время передаст крупные партии грузовиков для нужд правоохранительных структур Афганистана. Это лишь некоторые примеры из того, как мы готовы поддерживать укрепление афганской государственности», - сказал С.Лавров.

Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал политизированными положения документа, принятого по итогам встречи глав МИД стран НАТО, в части, касающейся конфликта на Кавказе в августе 2008 года. Он отметил, что в данном документе игнорируются выводы доклада комиссии Тальявини (в котором говорится о том, что войну развязала Грузия) и абсолютно не принимается в расчет реальная ситуация в Закавказье.

Россия не стремится получить право вето на решения НАТО, предлагая заключить договор о европейской безопасности, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. «В российском проекте (договора о европейской безопасности) нет никакого скрытого смысла, не содержится какой-либо попытки присвоить право вето на деятельность НАТО», - сказал Сергей Лавров по итогам проведения Совета Россия-НАТО. «В то же время у нас есть право высказывать свою точку зрения по поводу расширения (НАТО) и по поводу приближения военной инфраструктуры к нашим границам», - заявил С.Лавров.
По его словам, в проекте договора о европейской безопасности четко оговаривается, что его участниками будут все организации, включая НАТО. «Там четко сказано, что работать механизм договора будет на основе принципа консенсуса, то есть у НАТО будет свой голос в договоре», - заявил С.Лавров.

По его словам, у Москвы и Альянса есть взаимные обязательства: не укреплять свою безопасность за счет безопасности других, а также обязательства, что на территории новых членов НАТО не будут размещаться существенные боевые силы. «Это обязательство до сих пор не расшифровано», - сказал глава МИД РФ. «Никто не знает, базы (НАТО), которые создаются в Румынии и Болгарии, - это существенные боевые силы или нет? Мы считаем, что да. Американцы говорят – нет», - сообщил С.Лавров.

Заседание было организовано в рамках встречи министров иностранных дел 28 стран-членов Североатлантического альянса 3-4 декабря в бельгийской столице, сообщают РИА Новости.

Россия и НАТО договорились на неформальном заседании Совета Россия - НАТО на уровне министров иностранных дел в конце июня на греческом острове Корфу возобновить сотрудничество в сфере безопасности, замороженное после августовских событий в Южной Осетии, хотя не уладили разногласия по Грузии. Встреча стала первым совещанием на министерском уровне после событий на Кавказе.

Отношения между Россией и НАТО обострились после начатых Грузией 8 августа 2008 года военных действий в Южной Осетии. Россия, защищая жителей Южной Осетии, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в республику и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.

Страны альянса обвинили российскую сторону в непропорциональном применении силы и объявили о приостановке проведения заседаний Совета Россия - НАТО на всех уровнях. Россия в ответ решила заморозить ряд совместных программ с альянсом.

Главы МИД стран НАТО на встрече в Брюсселе 5 марта этого года приняли решение восстановить полноформатное сотрудничество альянса с Россией.
 

Комментарии экспертов

Если говорить о взаимоотношениях России и НАТО, то объективное противоречие на сегодняшний момент минимально, кроме общего осторожного настроя, обусловленного достаточно длительным противостоянием в годы холодной войны. Объективных противоречий сейчас не существует в том плане, что НАТО не стремится интегрировать в состав Украину и Грузию и в целом не педалирует тему российского вмешательства в грузино-осетинский конфликт и пр.

Более того, существуют общие точки соприкосновения, в частности борьба с пиратством, борьба с афганским наркотраффиком и афганским экстремизмом. Я бы сказал, что роль НАТО и американских войск в Афганистане в этом случае для нас в большей степени позитивна. Они, по крайней мере, берут на себя основной удар талибов. В противном случае нам бы стоило подключаться к обеспечению безопасности центрально-азиатских республик.

С другой стороны, взаимоотношения России и НАТО нужно рассматривать в треугольнике Москва-Вашингтон-Брюссель. Как показывает практика, наблюдается определённая тенденция: чем лучше становятся отношения у России с Вашингтоном, тем хуже они с Брюсселем, и наоборот. В настоящий момент, когда начинает пробуксовывать договор СНВ и когда Россия предлагает свой вариант евро-атлантического партнёрства для Европы, я думаю, что США предпринимают латентные усилия для того, чтобы спровоцировать конфликт, просто продемонстрировать свою негативную позицию в отношении сотрудничества России и Европы в противовес сотрудничеству с Новым светом.

Недаром сейчас наблюдается ряд демаршей со стороны партнёров США, в частности Канады, Великобритании. Это инициативы беспокоящего плана: Канада сейчас попыталась осложнить взаимодействие России с НАТО, Великобритания отказывается экстрадировать Чичваркина и педалирует тему русских шпионов в Лондоне. На мой взгляд, это элементы косвенного давления на Россию со стороны Вашингтона, недовольного пробуксовкой процесса перезагрузки и излишней активностью России на европейском направлении, которое США считают своим и рассматривают именно себя в качестве преференциального партнёра ЕС.

 

Что касается расположения сил внутри НАТО, то, в принципе, оно очень хорошо известно. Есть англо-американское лобби – это в первую очередь США, Великобритания, Канада. Есть континентальная Европа со своим мнением. Есть новые члены из числа восточно-европейских стран, бывших стран социализма, которые в основном следуют в фарватере американцев. 

Вообще по конкретным вопросам там бывает много разных мнений. Скажем, Франция в своё время вообще вышла из военной организации блока НАТО, а сейчас, наоборот, хочет каким-то образом играть большую роль. У них там всегда особое мнение. Но если примерно разбить на 3 группы, то это именно так: англо-американская группа, группа старой континентальной Европы и группа новых членов НАТО.

Что касается России, отношений России и НАТО и Совета – это, скорее, имитация сотрудничества. Главная проблема НАТО состоит в том, что альянс воспринимает Россию как наследницу Советского Союза не только формально, но и фактически. Воспроизводится логика холодной войны: Россия – это потенциальный военный соперник. Именно этим продиктовано расширение НАТО на Восток и многие другие шаги НАТО в отношении России.

То есть отношение к нам особенно не изменилось. Это мы изменились, и пытаемся доказать, что мы другие, в то время как США практически ничего в своих отношениях к России не меняют. Поэтому в большой степени сотрудничество имитационное. Они просто понимают, что им нельзя игнорировать Россию, потому что это ближайший сосед на востоке. Поэтому как-то с Россией надо контактировать, в том числе в таком совете как Россия-НАТО.

С другой стороны, конечно, они совершенно чётко ограничивают ту степень ценности сотрудничества с Россией, которую они хотели бы видеть. В частности, недавний инцидент по Афганистану совершенно чётко это показывает. Когда мы попытались понять, какие же в Афганистане планы у НАТО, альянс в свою очередь дало нам понять, что это не наше дело. Наше дело – предоставлять военный транзит, наше дело, если мы хотим принять какое-то участие в гуманитарных программах, а вот военные планы НАТО – это не наше дело. Это исключительно потребительский подход.

Что касается нас, то задача с нашей стороны – попытаться всё-таки заставить НАТО сменить отношение к России. Мы понимаем, что это достаточно неподъёмная задача, тем более в рамках работы совета Россия-НАТО.

НАТО - это уже не та организация, которую мы знали в годы холодной войны. Тогда она объединяла крупнейшие западно-европейские страны, которые видели перед собой четкую собственную миссию - защиту Запада от советской военной угрозы. И такая конструкция была для нас, как ни странно, более понятна, чем то, что мы видим сегодня.
Сейчас НАТО - это 28 стран. Причем расширение в последние годы произошло скачкообразно. Фактически теми, кто дирижировал расширением НАТО на восток, была предпринята попытка заполнить вакуум силы, образованный после распада Советского Союза. Но это все, в конечном счете, бумерангом ударило и по самому Западу и его интересам, потому что расширение произошло за счет государств с не устоявшейся демократической системой, стран, которые и между собой, и тем более по отношению к России испытывали и продолжают испытывать различные психологические комплексы недоверия и неустоявшегося собственного эго.

В итоге НАТО, расширив зону своей ответственности, включило в географию своей ответственности страны, которые привнесли в альянс свои внутренние проблемы. Проблемы как между собой, так и по отношению к России. Поэтому отношения НАТО с Россией - это не какая-то константа, которую можно было бы предвидеть, предсказать или предугадать, а это - средняя температура по больнице. И если у одних государств температура высокая, и они не испытывают заинтересованности в развитии отношений с Россией, то другие давно остыли, или не нагрелись.

В итоге мы видим, что взаимоотношения НАТО с Россией непредсказуемы. И даже одна конкретная страна в силу самых разных причин может поставить это сотрудничество под сомнение. Я обратил внимание на то, что наши канадские представители первым делом заявили не о том, что они блокировали принятие документов, а что они не нарушали общенатовский консенсус. Вот это меня больше всего настораживает. Ведь фактически Совет Россия-НАТО - это 29 стран, которые присутствуют там в национальном качестве, и вдруг Канада признает заявлением своему посольству в Москве, что они не нарушали общенатовский консенсус. У них была своя позиция, которая была заранее сформулирована и согласована между натовскими странами. И они говорят своим партнерам: "Да нет, нет, мы не нарушаем". То есть это заявление было адресовано не нам, а западным партнерам. Это говорит о том, что многие решения в НАТО проговариваются до того, как они выносятся на дискуссионный форум с участием РФ. Это то, против чего мы категорически выступаем, потому что это является нарушением Римской декларации 2002 года, где и был создан Совет Россия-НАТО как форум 29 государств (раньше этих стран было, конечно, меньше). Это должен быть форум, где все присутствуют в своем личном, национальном качестве. И никто не шушукается за дверью, прежде чем вынести вопрос на дискуссию. Не хочу искать причины этого эксцесса, потому что не хочу разжигать страсти. Нам нужен результат, позитивный результат, чтобы мы перешагнули через эту небольшую трещину в отношениях, и вышли на позитив.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".