Статья
716 12 мая 2009 16:54

Россия и Япония продолжат диалог

Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Японии Таро Асо на саммите G8 в Италии в этом году обсудят проблему заключения мирного договора между двумя странами, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

На пресс-конференции по итогам российско-японских переговоров В.Путин прокомментировал звучавшие предложения с возможной передачей Японии не четырех, а трех с половиной островов для заключения мирного договора, сообщает "Интерфакс".

"РФ готова к обсуждению этой проблемы, между премьер-министром Японии и президентом РФ господином Медведевым достигнута договоренность о встрече в рамках саммита "восьмерки" в Италии в июле этого года, в том числе для обсуждения проблемы мирного договора - именно на этой встрече будут обсуждены все варианты движения к цели, в том числе и тот, который вы упомянули", - заявил В.Путин.

В.Путин ответил на вопрос о том, имеет ли место привязка вопроса торгово-экономического сотрудничества двух стран к проблеме заключения мирного договора.

"Что касается увязки торгово-экономического сотрудничества и мирного договора, хочу сразу и определенно сказать: мы ведем разговор о заключении мирного договора не для того, чтобы создать условия для экономического сотрудничества, а мы развиваем экономическое сотрудничество, чтобы создать условия для подписания мирного договора", - сказал В.Путин.

По словам В.Путина, российская сторона исходит из того, что развитие отношений между РФ и Японией уже сегодня и тем более в среднесрочной и более отдаленной перспективе является важнейшим фактором регионального развития и обеспечения безопасности.

"Руководствуясь именно этими соображениями, мы и намерены развивать отношения с нашими японскими партнерами, и именно поэтому, а не по каким другим причинам будем стремиться зачистить (наши отношения) от всего, что мешает развивать сотрудничество", - сказал В.Путин.

По его словам, это касается вопросов политического, экономического и финансового характера.

В свою очередь премьер-министр Японии Таро Асо подчеркнул, что отсутствие мирного договора является препятствием для развития отношений, а "чтобы устранить препятствия, необходимо добиться окончательного решения этой проблемы".

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:

В российско-японских отношениях сегодня превалирует формат, который можно охарактеризовать как расширение развития двустороннего экономического взаимодействия. Он превалирует по объективным причинам, так как в политической сфере у нас отсутствует двустороннее российско-японское мирное соглашение, и есть проблема Курильских островов. Поэтому основная активность между Москвой и Токио идет именно по вопросу экономики.

Это подтверждает и повестка дня визита Путина в Японию - работа над двусторонними документами, которые должны содействовать расширению экономического партнёрства. Показательно, что первым шагом в этом году стало открытие первого завода в России по производству сжиженного газа в Южно-Сахалинске, на котором как раз проходили переговоры между премьер-министром Японии Таро Асо и нашим президентом Дмитрием Медведевым. Я думаю, что этот вектор будет продолжен.

Другое дело, что ограничивающим фактором остаётся проблема политического взаимодействия по вопросу островов. И неслучайно звучали заявления с японской стороны о том, что они хотели бы увидеть какое-то продвижение по этому вопросу. Здесь не в последнюю очередь обнадёживает Медведев, потому что он сказал, что мы хотели бы каким-то образом урегулировать данный вопрос в ближайшее время. Но я думаю, что односторонняя сдача этих островов, которые рассматриваются Японией как незаконно оккупированные нами, не предусмотрена.

Другое дело, что, может быть, речь пойдёт о расширении двустороннего экономического взаимодействия при их осваивании и развитии. Наверное, такая модель была бы оптимальной для нас. С одной стороны, она позволила бы сохранить наш политический контроль над ними (они являются частью России), а, с другой стороны, предоставила бы компаниям возможность для инвестирования своих средств, к чему они так стремятся. В конечном итоге, это привело бы к экономическому взаимодействую на несколько ином уровне. Сегодня, если мы говорим об основных сегментах партнёрства в этой области, то речь идёт, наверное, о развитии нашего энергетического экспорта. Импорт условно представлен высокотехнологичной продукцией, автомобилестроением,  машиностроением. То есть у нас несколько дисбалансированная модель. Если бы прошло расширение экономического партнёрства в рамках островов, то здесь какая-то часть японских промышленно-производственных мощностей была бы перенесена на нашу территорию на Дальнем Востоке. Это стратегически важно для этого региона, который сегодня ограничен и в своих людских ресурсах, и в политическом отношении, так как идёт убыль населения.

Но в политическом плане предполагать, что визит Путина поставит точку в вопросе Курильских островов, сложно, потому что он больше ориентирован всё-таки на экономику. Другое дело, что это непропорциональное желание японской стороны во многом продиктовано определённым завышенным ожиданием со стороны Токио. Оно в состоянии создать некоторые трения, которые, наверное, будут и могли бы быть преодолены только в согласованной повестке дня. Другое дело, когда японская сторона поставит вопрос об островах. Я думаю, что в течение этого года эта теме в повестке дня будет сохраняться.

Более того, стремление увязать тему островов с экономикой со стороны Токио, которое выступает в формате "мягкого шантажа", ограничено экономическим кризисом. В условиях существующих внутриэкономических проблем Японии, им всё-таки выгоднее развивать с нами отношения в экономике. Но стремление привязать эту тему к политическому вопросу играет против них, что, в общем-то, не позволяет сохранять какое-то серьёзное поле для манёвра.

Это как раз показали переговоры Таро Асо и Медведева в Южно-Сахалинске, когда, несмотря на стремление японской стороны проблема островов так или иначе отошла на задний план. Уже есть согласованный формат поставок газа, и, видимо, будут расширяться эти поставки. Не исключаю, что речь вообще может пойти о комплексном расширении энергодиалога, что в конечном итоге нивелировало степень японских притязаний.

Таков сегодня общий фон российско-японских отношений. В жёстком формате он укореняется именно в экономической плоскости. В отношении политики и военного сегмента взаимодействия у нас возможностей для диалога меньше, чем, скажем, с Южной Кореей, потому что южнокорейское руководство сегодня демонстрирует в том числе желание покупать наши вооружения. У Японии такого стремления нет.

Более того, несмотря на декларированное желание Японии ограничить зависимость от США, Токио не может нарушить систему связей с Вашингтоном. У них есть двусторонний договор об обеспечении безопасности, по которому Вашингтон фактически в одностороннем порядке предоставляет гарантии сохранения территориальной целостности, а на территории Японии размещены американские войска. И это несмотря на определённые амбиции, желание выступать в роли серьёзной мировой державы, прежде всего в военно-политической плоскости. Это серьёзно ограничивает Токио и не даёт возможности для развития диалога с Россией по этому направлению, в том числе как в рамках диалога между премьерами, так и между премьером и нашим президентом и на всех остальных уровнях. 

Фото: ИТАР-ТАСС

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".