Статья
1172 1 декабря 2011 8:46

Россия по уровню коррупции занимает 143 место в мире

По уровню коррупции Россия поднялась со 154 места в 2010 году на 143 в 2011 году, констатирует международная неправительственная организация «Трасперэнси Интернэшнл» (Transparency International) в ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index), опубликованном на сайте структуры в четверг.

Россия набрала 2,4 балла и заняла 143 место из 183 возможных.

Соседями России по списку 2011 года стали Азербайджан, Белоруссия, Коморские острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда.

Из стран СНГ в списке этого года Казахстан оказался на 120 месте, набрав 2,7 балла. Узбекистан и Туркменистан набрали по 1,6 балла, оказавшись на 177 месте.

Молдавия на 112 месте с 2,9 балла. Армения опустилась со 123 на 129 место, у нее 2,6 балла.

Украина заняла 152 место с рейтингом 2,3 балла. По мнению составителей рейтинга, в Грузии дела с коррупцией обстоят лучше, чем у соседей, страна заняла 64 место, набрав 4,1 балла.

Наименее коррумпированными в этом году оказались Новая Зеландия с 9,5 баллами, оказавшаяся на первом месте. Второе место разделили Дания и Финляндия, набравшие по 9,4 балла. Последнее 182 место разделили Сомали и Северная Корея, набравшие по одному баллу.

В соответствии с условиями рейтинга, страны занимают свои позиции в нем по количеству набранных баллов, где 0 является худшим показателем, а 10 - лучшим.

Аналитики оценивали уровень коррупции в 183 странах мира, однако поскольку некоторые государства заняли одну строчку, а некоторые позиции, вообще, отсутствуют в списке, в итоге мест в рейтинге оказалось только 182.

Индекс восприятия коррупции (ИВК), составляемый «Трасперэнси Интернэшнл» с 1995 года, ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков.

По данным «Трасперэнси Интернэшнл», индекс рассматривает все возможные формы коррупционной деятельности, включая «взятки должностным лицам и их участие в распределении прибылей от выполнения государственных заказов, а также незаконное или недобросовестное использование бюджетных средств».

При составлении рейтинга оценивается также и эффективность антикоррупционных мер, проводимых правительством.

Необходимость преодолеть такое явление как коррупция в России осознается на самом высоком уровне. Так 23 ноября был подписан закон о борьбе с коррупцией.

Глава государства Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции». Об этом сообщили в пресс-службе Кремля.

Как писали «Актуальные комментарии», 2 ноября закон был принят Госдумой.

Закон устанавливает обязанность кредитных организаций, регистрирующих и налоговых органов представлять уполномоченным органам и должностным лицам сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Такая мера предполагает повышение эффективности работы по проверке полноты и достоверности таких сведений.

В соответствии с принятым законом, все чиновники, депутаты, сенаторы должны ежегодно отчитываться о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Кроме того, новый закон затрагивает вопросы антикоррупционной экспертизы.

В законе также уточнены основания для увольнения служащих в связи с совершением коррупционных преступлений.

Напомним, проект закона был внесен в Госдуму в апреле главой государства. 

По мнению Медведева, коррупция - одна из самых тяжелых бед общества.  «К сожалению, эта проблема насчитывает несколько веков, и мы ее до сих не решили. Коррупция - одна из самых опасных и тяжелых бед общества», - сказал недавно Медведев, отвечая на один из вопросов региональных журналистов.

Оксана Гаман-Голутвина, завкафедрой сравнительной политологии МГИМО:

Для эффективной антикоррупционной работы необходимо сочетание высокого материального вознаграждения для государственных служащих с эффективными мерами контроля.  Другое дело, что в мире существуют различные  модели контроля.

Если мы  посмотрим рейтинги наименее  коррумпированных стран, то мы увидим две категории стран: страны Скандинавии и страны Юго-восточной Азии, например Сингапур. Это две разные модели.

Модель Скандинавских стран основана на многообразных, но при этом эффективных мерах общественного контроля. Для примера приведу такой случай: В Норвегии в 1988 году разгорелся чудовищный коррупционный скандал в связи с  деянием премьер-министра. Она воспользовалась служебным автомобилем для поездки в выходной день за город аж на 20 км. Два года назад министр здравоохранения Германии, отдыхая в Испании, воспользовалась служебным автомобилем. Она не лишилась портфеля только потому, что смогла доказать, что во время отпуска у нее была служебная встреча, в связи с чем и и вызывала автомобиль.

Другая модель существует в Юго-Восточной Азии. Я не буду ссылаться на опыт Китая, который очень жесткий. Но есть опыт Сингапура, который продемонстрировал свою эффективность. Но там нет общественного контроля, а только жесткие меры административного контроля. Конечно, скандинавская модель предпочтительнее для нас.

Но я думаю, что имеет смысл не копировать механически чужой опыт, а искать некие свои специфические модели сочетания различных мер.

Мне кажется, что существующая в России система борьбы с коррупцией ориентирована прежде всего на борьбу с частичными последствиями и не имеет концептуально выстроенного характера. К тому же, даже в плане борьбы с последствиями, борьба с коррупцией частично усечена. Не случайно часть экспертов «Единой России» ставит вопрос о восстановлении в полном виде, а не в усеченном, такого такого института, как регистрация имущества. Если смотреть более широко, то представляются усеченными меры по борьбе за возвращение похищенных активов. Честно говоря, я не очень понимаю почему в сентябре 2008 года был принят указ о расформировании подразделений по борьбе с организованной преступностью. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".