Статья
1844 7 сентября 2010 18:08

Россия поднимет «Фрау Марию» со дна моря сама

Финляндия предложила России проект подъема со дна Балтийского моря корабля «Фрау Мария», на котором могут находиться исторические ценности общей стоимостью до миллиарда евро, заявил замруководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия РФ (Росохранкультура) Виктор Петраков на пресс-конференции в Москве во вторник.

Петраков сказал: «Финны предложили нам проект стоимостью 80 млн евро, рассчитанный на семь лет», передает «Интерфакс».

В свою очередь президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов заявил журналистам, что российские специалисты планируют поднять этот корабль за два месяца и «за так» - краны и водолазы есть.

При этом он добавил, что Финляндии может быть сделано предложение о подъеме хотя бы одного сундука с историческими ценностями. «Тогда Россия будет знать, есть ли смысл участвовать в подъеме всего корабля. Пока неясно, сохранились ли вообще картины. Мы не знаем, о чем идет речь», - пояснил Тарасов.

Президент фонда подчеркнул: «В каком состоянии находятся картины, пока говорить рано. Однако есть информация, что в то время существовали способы герметичной упаковки, а также о том, что картины сохранились, косвенно говорит то, что Екатерина II после кораблекрушения пыталась найти судно».

Он также заметил, что когда корабль был обнаружен финскими исследователями, удалось поднять несколько предметов - терракотовую курительную трубку, печать-пломбу от груза и кусок якоря. По его словам, все предметы находятся в отличном состоянии.

Тарасов отметил, что на судне перевозилась картина, за которую были заплачены невиданные по тем временам деньги.

«За картину боролись два царских дома. Мадам де Помпадур хотела подарить Людовику XV картину придворного голландского художника. Но в итоге картину выкупила Екатерина II за 15 тыс. гульденов. Если переводить это в наши деньги, это 100 миллионов евро. Это была невероятная цена», - сказал Тарасов.

Касаясь состояния лежащего на дне судна, он сообщил, что корабль «сидит в глине». «В него заносит глину, ил, распирает изнутри. Его разорвет, как и другие корабли. Поэтому не стоит медлить с подъемом груза или всего корабля», - сказал Тарасов.

Петраков, между тем, добавил, что финны очень опасаются того, что Россия будет претендовать на картины, поскольку по нормам международного права Россия может претендовать на груз, так как никогда от него не отказывалась.

«Мы как минимум рассчитываем на экспозицию - временную или регулярную», - сказал по этому поводу В.Петраков. Он также подчеркнул, что на реставрацию исторических ценностей могут уйти годы.

Судно «Фрау Мария» затонуло в Балтийском море в 1771 году. На борту находились полотна голландских мастеров, коллекции фарфора и монет, золотые и серебряные статуэтки. Все эти ценности, по устоявшейся официальной версии, были закуплены эмиссарами Екатерины II на амстердамском аукционе для Эрмитажа и сопровождались графом Андреем Шуваловым.

Экипажу удалось спастись, но свинцовые ящики, в которые были упакованы произведения искусства, ушли на дно.

В 1999 году группа финских дайверов под руководством Рауно Койвусаари обнаружила останки корабля недалеко от островов Юрмо и Бургсте на глубине около 40 метров. Финским аквалангистам удалось поднять судовую кассу корабля, в которой находилось почти 700 русских монет, отчеканенных во второй половине XVIII века. Сейчас все эти ценности находятся в собственности Финляндии.

По оценкам экспертов, сокровища, пока остающиеся на Балтийском дне, стоят не менее полутора миллиардов евро. Согласно сохранившимся документам, на корабле находятся полотна титулованных голландских мастеров ученика Рембрандта Герарда Доу, Яна ван Гойена, Филипса Воувермана, Адриана ван де Вельде.

Комментарии экспертов

Вопрос совместного поднятия тех или иных произведений искусства или ценностей является крайне важным. В целом ряде случаев именно это очень серьезно мешало подъему значимых с точки зрения искусства объектов.

Во-первых, очень большое значение имеет, в каких территориальных водах произошло крушение. Кроме того, важен исторический контекст, в котором это происходило – в связи с этим может быть несколько претендентов на ценности.

Плюс ко всему, в любой национальной галерее цена данного произведения искусства будет очень велика. Поэтому в большинстве случаев  страна пытается самостоятельно поднять те или иные ценности. В ряде случаев имеет место сохранение военной тайны, поэтому при подъеме есть ограничения в работе иностранных компаний-нерезидентов.

Тем не менее в случае, если будут обнаружены те или иные ценности и предметы искусства, откровенно принадлежащие иностранным государствам, то очень часто происходит возвращение. Так же было с некоторыми произведениями искусства, которые были экспроприированы из галерей Германии, то же самое происходило и в Советском Союзе.

В целом это, с одной стороны, вопрос социально-культурный, с другой – политический. В случае наличия у страны самостоятельной возможности подъема, сначала происходит подъем, а уже потом происходит обсуждение того, что там внутри находится.

Но, в любом случае, как показывает практика, чем больше времени объект проведет под водой, тем более сложной и дорогостоящей будет операция по спасению, поэтому в случае, если страна может самостоятельно поднять, лучше ей сделать это в одностороннем порядке. При этом в дальнейшем вопрос обмена ценностями, возвращения ценностей может обсуждаться.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".