Статья
1960 16 ноября 2011 10:00

Россия проходная

В России все настойчивее звучат призывы изменить законодательство в отношении мигрантов. Всплеск обсуждения данной темы произошел после приговора российского пилота к тюремному заключению в Таджикистане.

Таджикистанский суд приговорил российского пилота Владимира Садовничего к 8,5 годам лишения свободы, признав летчика виновным в контрабанде, незаконном пересечении госграницы Таджикистана и нарушении правил международных полетов. Такой же срок получил его коллега, гражданин Эстонии Алексей Руденко.

После решения суда Москва заявила о принятии ответных мер. Одной из таких мер стала высылка таджикских мигрантов из России.

«Это часть ассиметричного ответа на позицию Таджикистана в отношении российского летчика Владимира Садовничего», - заявил «Интерфаксу» информированный дипломатический источник в Москве.

На прошлой неделе появилась информация о том, что у трудовых мигрантов из Таджикистана начались проблемы с получением разрешений на работу в РФ.

Ранее глава Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский сообщил, что из России выдворяются граждане Таджикистана, которые находились в России с нарушениями миграционного законодательства. Ромодановский подчеркнул, что решения о выдворении нелегалов с территории РФ приняты судами.

После заявлений ФМС стали распространяться слухи, что из России планируется выдворить до 10 тысяч таджикских мигрантов. В частности, о таких планах написала «Независимая газета».

«Мне непонятно, откуда взяты эти цифры», - заявил в ответ Константин Ромодановский. Пока лишь речь идет о порядка 300 человек.

«297 граждан Таджикистана, которые по решению суда будут выдворены с территории РФ, находятся в центрах временного содержания иностранных граждан. Осталось решить технические вопросы», - заявила пресс-секретарь ФМС РФ Залина Корнилова.

При этом источник в ФМС сообщил, что «проверки на предмет соблюдения российского миграционного законодательства будут продолжены».

Некоторые представители общественности увидели в действиях ФМС начало политической кампании против властей Таджикистана. Это было опровергнуто на самом высоком уровне.

Во время своей пресс-конференции президент России Дмитрий Медведев отметил, что не видит в высылках таджикских граждан никакой «кампанейщины».

При этом президент считает, что миграционная служба «должна постоянно, а не раз от раза следить за тем, чтобы иностранные граждане на территории России находились в соответствии с законом».

«Наша задача - добиться правильного нахождения на территории нашей страны иностранных граждан и выдворения тех, кто находится без разрешения», - заявил глава государства.

Ранее Дмитрий Медведев уже утверждал, что мигранты, приезжающие в Москву и другие российские регионы, должны вести себя подобающе и соблюдать закон. «Все, кто приезжает в Москву, в другие города - все они должны адаптироваться к жизни в наших крупных населенных пунктах», - подчеркнул он. По мнению президента, трудовые мигранты должны владеть русским языком. «Тот, кто не хочет это делать, тот должен за это отвечать, и здесь никаких поблажек быть не может. Прикрываться всякого рода преследования недопустимо», - подчеркивал президент.

В российском парламенте также активно занялись вопросами миграционного законодательства.

В частности, в Государственной думе РФ обсуждает законопроект, обязывающий мигрантов знать русский язык на базовом уровне.

«Знание русского языка - это не только обязанность для мигранта, но и защита от возможных ущемлений его прав», - считает председатель Госдумы Борис Грызлов.

В ФМС России рассчитывают, что экзамен на знание русского языка для иностранных трудовых мигрантов, желающих работать в России, будет введен уже в 2012 году.

«Мы приложим все усилия, чтобы механизм начал работать в следующем году», - заявил директор ФМС Константин Ромодановский.

По словам К.Ромодановского, если трудовой мигрант совсем не говорит по-русски, «невозможно обеспечить должную социально-правовую защиту, адаптироваться к нашей повседневной жизни».

Коллеги депутатов из верхней палаты парламента не стоят в стороне.

Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин предложил принять миграционный кодекс РФ и в целом изменить миграционное законодательство.

«Нам необходимо принять миграционный кодекс, масштаб проблемы такой, что он требует принятия большого кодифицированного, правового акта», - сказал он «Интерфаксу».

По словам собеседника агентства, проработать детально этот вопрос ему поручила спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.

«У нас много опытных сенаторов, которые работали, в том числе, в правоохранительных органах, и мы выйдем не только на федеральное законодательство, но и посмотрим, что можно сделать на уровне регионов и что можно сделать на уровне ведомственных инструкций. Ситуация, которая сложилась сегодня с выдворением граждан Таджикистана, это повод посмотреть, все ли у нас в порядке в миграционном законодательстве», - считает Торшин.

По его словам, сложившаяся миграционная практика в России такова, что страна «все больше и больше смахивает на проходной двор».

«Попробуйте повести себя так, как ведут у нас мигранты, в США или Германии, это гарантированный "обезьянник"», - отметил Торшин.

Речь, по его словам, идет о том, что мигранты, в том числе, из Таджикистана, ведут себя в России «так, как мы позволяем им себя вести».

«Они не проходят никакого медосвидетельствования, у них нет медицинской страховки. Прежде, чем устраиваться на работу в России, они должны проходить медосмотр на предмет СПИДа и других инфекционных заболеваний», - считает Торшин.

По его словам, Таджикистан является на сегодняшний день одной из беднейших стран СНГ, и там отсутствует соответствующий надзор за ситуацией с туберкулезом и СПИДом.

По его словам, таджики и граждане других республик Центральной Азии едут именно в Россию потому, что границы прозрачные и действует безвизовый режим.

«В этой ситуации первый вопрос, который стоит - кто будет платить за медосмотр. Естественно, будет платить бюджет России, а не бюджет Таджикистана, и поэтому надо четко регламентировать все объекты, связанные с пребыванием в России гастарбайтеров. Они также должны сдавать экзамен на знание русского языка. И это никакая-то там прихоть», - считает Торшин.

Другой аспект, на который обратил внимание Александр Торшин и о котором, по его выражению, «как-то все стыдливо умалчивают», это наркотики.

«Именно через таджиков идет основной поток наркотиков. Так они зарабатывают себе на жизнь. По-другому у них не получается никак, потому что на родине у них работы нет. Есть там высочайшая рождаемость и слабая социальная защищенность», - подчеркнул первый вице-спикер верхней палаты.

По его словам, в вопросах с трудовыми мигрантами необходимо продумать вопрос страхования жизни.

«Мы, когда вылетаем за рубеж, оплачиваем страховку, а таджики едут к нам без знания языка, берутся за любую копеечную работу, и они должны иметь страховку. Это ведь люди, прежде всего, и надо относиться к ним цивилизованно», - подчеркнул Торшин.

Про медицинские соображения в вопросе ограничения трудовой миграции первым упомянул главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Он отметил, что в последнее время у трудовых мигрантов из Таджикистана выявляют много случаев заболевания ВИЧ-инфекцией и туберкулезом.

«Естественным в данном случае выходом может стать рассмотрение вопроса о полном запрете на использование трудовой миграции из этого государства до решения вопроса о создании там хотя бы минимальных условий здравоохранения», - сообщил Онищенко.

Отметим, что определенная правительством РФ потребность в трудовых мигрантах на будущий год составляет около 1,75 млн человек, что соответствует уровню на 2011 год.

Комментарии экспертов

Ситуация с мигрантами сложная. С одной стороны, против них растет массовый протест этнического русского населения, причем этот протест носит характер психоза. Очень часто звучит необоснованно, без анализа реальных проблем: «Вот понаехали они, мешают!» С другой стороны, никто из этнических русских не делает в России ту работу (по крайней мере, как я вижу, в Московской и Калужской области), которую делают мигранты. Нет у нас русских дворников. И как свидетельствует мой опыт, например, в Калуге нет русских, которые занимаются копкой колодцев. Даже заборы теперь в Калужской области делают не русские. Причем, за это, кстати, узбеки берут серьезные деньги.

Так что, на самом деле, объективная потребность в мигрантах возрастает. И она связана, к сожалению, с процессом деградации этнического русского населения в центральных регионах России. Правда состоит в том, что объективная потребность в мигрантах действительно существует, и спасти русскую экономику без мигрантов мы не можем.

С другой стороны, существует психоз, недовольство и стремление свести все наши проблемы, которые накапливались в течение десятилетий к тому, что вот эти «понаехали» и они во всем виновны. Отсюда вырастает этот миф «Россия для русских», то есть убеждение, что стоит освободиться от тех, кто понаехал, и стоит правительству занять более жесткую позицию, то наступит рай на земле.

Не учитывать настроения людей, тем более в условиях тотального роста недовольства, хоть и во многом беспричинного, нельзя. Это опасно и это чревато далеко идущими последствиями. К сожалению, народ не всегда прав, но считаться с настроением народа власть должна. При этом власть должна учитывать объективные потребности в мигрантах, без которых не может существовать экономика.

Какой выход? На мой взгляд, очень простой. Надо чтобы в СМИ постоянно обсуждалась реальная потребность в мигрантах в той или в иной сфере. Надо на фактах, в документах показывать, столько и каких мигрантов нам нужно. Публичная открытость проблемы миграции очень важна.

Во-вторых, несомненно, нужно ужесточать законодательство и требования к мигрантам, с точки зрения их здоровья, их квалификации, пересечения ими границы. Хотя, надо отдавать себе отчет, что появление Таможенного союза и, фактически, снятия границы с Казахстаном, через которую к нам попадают многие мигранты, резко усложняет проблему контроля.

Нужно чтобы государство всерьез занялось проблемными мигрантами и делало это легально и открыто. Более того, нужно продумать целый ряд организационных механизмов, которые подбирали бы тех мигрантов, которые нам нужны.

Сейчас еще встает серьезная проблема – мигранты у нас не платят налоги, все это у нас практически нелегально. В любом нормальном европейском государстве давно бы уже установили систему контроля за перемещением тех средств, которые мигранты вывозят. Здесь мы тоже ничего не делаем, все пустили на самотек.
Есть предложение, чтобы все-таки поднять в России минимальную заработную плату. В таком случае русские будут претендовать на ту работу, которую занимают именно мигранты. Но, честно говоря, это все-таки отговорка. На самом деле, есть громадная потребность в рабочей силе. Но правда,  очень неприятная для русского национального сознания, в том, что молодые люди не хотят работать. Не все, конечно, но значительная часть.

К сожалению, если эта деградация будет происходить, то, конечно, количество мигрантов будет возрастать. Главная проблема, которая связана с миграцией - нежелание самого сообщества увидеть правду, увидеть, что коренное русское население, особенно в малых городах, в деревнях деградирует и ничего не делает, чтобы спасти себя.

Повторюсь, что изменить ситуацию можно только путем публичного открытого обсуждения через СМИ реальной проблемы. Мы этому уделяем чрезвычайно мало внимания и, к сожалению, предоставляем часто трибуну тем людям, создающим себе на проблеме миграции политический капитал, который будоражит сознание.
Что касается вопроса о том, что мигранты многие разносят инфекционные заболевания, то, безусловно, наши службы должны проверять людей, пересекающих границу, требовать от них справки. Это проблема эффективности государства, это не проблема мигрантов. Надо больше работать государству, больше защищать своих людей.

Мигранты нужны. Правда, они должны конкурировать с российскими работниками, и приблизительно на тех же условиях. То есть, если мы посмотрим на европейский опыт миграции, то мы увидим, что к рабочим, которые приезжают из других стран, применяются те же самые нормы, которые применяются и к собственно европейцам. То есть, например, на них распространяются нормы минимальной заработной платы. Они платят те же налоги, что и обычные европейцы. То есть в Европе мигранты – это отчасти особая часть рабочей силы, но при этом она все равно регулируется теми же самыми законами, что и большинство обычных работников. У нас же все отличается ровным образом до наоборот.

Мигранты в России - это работники второго сорта, которые фактически находятся вне правого поля, не платят налоги, подвергаются дискриминации, постоянно терроризируются нашими правоохранительными органами, и так далее.

А ведь, на самом деле, в миграции нет ничего плохого. Пусть наши бывшие соотечественники приезжают в Россию и зарабатывают. Но пусть они будут соответствующим образом оформлены, пусть платят соответствующие налоги. Если мы понимаем, что это невозможно, тогда пусть будут какие-то нормативные варианты. Например, можно наладить выдачу лицензий на работу. Условно говоря, средняя зарплата у них получается, допустим, 15 тысяч рублей. Если предполагать, что они не платят ни подоходного налога, ни страховых платежей, то пусть работают, но покупают за 4-5 тысяч рублей в месяц лицензию на работу.

То есть, вопрос надо решать только один: если россияне не хотят заниматься низкооплачиваемым трудом, то пусть работают те, кто на это готов. Но только с этого должны собираться налоги, и люди должны себя чувствовать защищенными. Должен быть соответствующий документ, подтверждающий оплату налога. В случае наличия такого документа никакие претензии со стороны правоохранительных органов приниматься не должны, и объектом террора, которым они сейчас являются, мигранты уже не будут.

Что касается утверждения, что Россия стала похожа на проходной двор, то она может быть и похожа, но я не думаю, что это - правильный подход или термин. В нынешних условиях большинство развитых обществ отнюдь не мононациональны. И в Соединенных Штатах, и во Франции, и в Германии - много мигрантов. Если мы хотим быть цивилизованной страной, то мы не можем и не должны ограничивать въезд людей в Россию.

За рубежом вопрос решается так: когда вы получаете шенгенскую визу или визу в США, там прописано, что права на работу не предполагается. То есть, когда человек приезжает в Россию, можно ставить ему штамп в паспорт именно в момент въезда, что он может здесь быть полгода, но права на работу у него нет. Если с таким штампом человек останавливается полицией, то он должен штрафоваться. Если же он просто гуляет по улицам Москвы или Санкт-Петербурга, то какие могут быть вопросы? Проходной двор или не проходной двор – этот вопрос никого не должен заботить. Вопрос заключается именно в том, что мы должны урегулировать правовые отношения, а не регулировать приезды.

В каком-то смысле российские власти самими действиями миграционный вопрос превращают в национальный. Конечно, произошел совершенно вопиющий случай, когда Таджикистан - страна, которая, в общем-то, содержится Россией как союзник в Центральной Азии - вдруг предпринимает очень мощный антироссийский демарш. Но в этой ситуации гораздо разумнее было бы, чтобы Россия ограничила помощь Таджикистану, перестав инвестировать в какие-то объекты и затормозив арендную плату за военную базу, или еще что-то подобное. А когда в ответ на действия правительства Таджикистана ответом становится высылка их граждан -  это и есть чистейшей воды национализм, которое правительство на словах призывает не допускать. Это, на мой взгляд, совершено неадекватный и очень неправильный ответ. А чтобы миграционный вопрос не превращался в национальный, нужно разработать стратегию.

Мигрантов в Европе бесплатно обучают языку. Такая практика существует, например, в Германии и Франции. Почему приезжие киргизы, таджики и армяне так плохо говорят по-русски? Это нужно исправлять. Государство должно выделять на это деньги с тем, чтобы не было проблем и конфликтов.

Выгоду от труда мигрантов получают не только страны, откуда едут эти мигранты, но и Россия. Когда я слышу, что сюда приезжают люди, а потом увозят наши с вами деньги, то это смешно. Потому что мигранты эти деньги зарабатывают! Они работают на строительстве объектов, приносят России дополнительные богатства. И почему, собственно говоря, если они приносят богатство и будут платить налоги за свое пребывание и за свою рабочую визу, часть их налогов не использовать на их обучение? Я думаю, то это - вполне разумно.

То же самое касается и медицинского обследования. Я два года работал во Франции. Когда ты получаешь вид на жительство, то ты идешь в специальную поликлинику, где сдаешь анализы и проходишь обследование. Ты ничего за это не платишь. Соответственно, за это платит государство, которое выдает тебе документы, позволяющие вести трудовую деятельность.

Вопросы нелегальной миграции должны все время находиться в сфере внимания Федеральной миграционной службы и правоохранительных органов. Нелегальную миграцию нужно пресекать, этого требует законодательство.

В то же время, в этих вопросах не должно быть кампанейщины. Неверно даже сейчас выделять именно людей таджикской национальности и делать акцент именно на таджикских нелегалах. Это - несколько односторонний подход. Государство должно волновать в первую очередь отсутствие статуса мигрантов, и не имеет никакого значения их национальная принадлежность. Конечно, вопросы здравоохранения среди мигрантов весьма актуальны, но, чтобы решить эту проблему, государство и соответствующие ведомства должны создать систему контроля за здоровьем мигрантов и сеть поликлиник, где они могли бы проходить диагностику и лечение. Цены должны быть доступными, и в эту систему должны быть включены, в том числе, работодатели, которые должны быть заинтересованы в здоровых людях.

Все, что сейчас происходит, имеет нездоровый субъективный подход. Понятно, что мы раздосадованы жестким неоправданным решением таджикского суда. Мы сочувствуем летчикам, которых непонятно за что осудили. Прослеживается мотив, что таджикские власти просто хотели завладеть самолетом. Тем не менее, нужно понимать, что МИД РФ не оказывал летчикам должной правовой поддержки, поздно принял решение об участии в заседаниях суда, поздно стал делать заявления с обозначением своей позиции. То есть, время было упущено. МИД не откликнулся вовремя на проблемы наших соотечественников.

Страны Запада (например, США или Канада) много лет отлаживали свои миграционные механизмы, и то у них есть проблемы. У них понятная идеология, которая четко определяется государством: нужны определенные специалисты, такая-то миграция приветствуется, а такая – нет. То же самое - и в европейских странах.

У нас же, на пространстве Советского Союза, ситуация была иной. Мы все были семьей народов. И сейчас, когда это единение распалось, возникли проблемы и с национальной идентификацией, и с миграцией.

Постепенно приходит осмысление, с кем нужны визовые режимы, а с кем - не нужны. Сейчас возникает Евразийский Союз, и это - уже новая реальность. Но, конечно, законодательство постоянно нуждается в корректировке, чтобы  процессы проходили в соответствии с теми задачами, которые решает страна.

Безусловно, относительно миграции нужна стратегия. У нас ее пока нет. Поэтому получается, что коренное население России не очень хочет работать на низкооплачиваемых должностях, и эти места занимаются мигрантами. А сами россияне предпочитают выезжать в более развитые страны. То есть получается, что сливки нашего общества эмигрируют, и, наоборот полумаргинализированные слои с низкой культурой слои к нам иммигрируют. Таким образом, Россия варваризируется. А ведь мы хорошо знаем, что случилось с Римской империей, когда волны варваров раз за разом приходили в Рим.

Но сейчас у нас подспудно возникает еще множество вопросов. Нужно определиться с тем, остается ли Россия империей, или она перестает ею быть и становится демократией, где все равны. Имперский подход подразумевает наличие титульной нации, которая немного равнее других. Нам нужно понять, мы все-таки сохраняем имперское сознание или мы от него избавляемся и становимся демократией.

Сложность заключается в том, что судьба западных демократий сейчас незавидна. Мы видим, что западное общество сотрясают кризисы. Если десять лет назад казалось, что западная демократия - это верный путь, и надо по нему идти, то сейчас стоит подумать и на эту тему.

Если мы - империя, и наш народ - это старший брат, тогда надо брать ответственность за кого-то. Если мы хотим быть современной демократической страной, тогда нужны четкие правила игры. Но, в любом случае, не должно быть нелегальных мигрантов. Сейчас у нас очень много дыр и в границах, и в законодательстве. Эти дыры просто действительно создают ощущение, что Россия - это проходной двор, что кто угодно и как угодно может к нам приехать. И дело не в том, что мигранты разносят СПИД или туберкулез. Дело в том, что к нам приезжают самые низкие по культурному и материальному уровню люди. То есть, никто не противится тому, когда к нам приезжают, например, и преподают таджикские профессоры. Не они вызывают раздражение, а именно маргинализованные группы неквалифицированных рабочих. Конечно, где есть бедность и бескультурье, там процветают и болезни. Конечно, в этом смысле такие люди являются социально нежелательными в России. Но можно понять и наших бизнесменов, которые принимают дешевые руки на работу. В общем, государство должно в полной мере урегулировать взаимоотношения в миграционной сфере. И людям нужно объяснять, почему Россия именно так делает, а не иначе. Мы все должны понимать, почему государство решило поступать определенным образом.

В любом случае, Торшин прав, когда говорит, что надо пересматривать законодательство и приводить его в соответствие с нашими задачами. И по этому вопросу нужна широкая общественная дискуссия. Ситуация с мигрантами стала просто гнойником, ведь вокруг нее накопилось много проблем и взаимного раздражения. Этот вопрос нужно поднимать не просто в Совете Федерации или Государственной думе, а чтобы и общество было вовлечено в обсуждение данного вопроса.

И конечно, если речь идет о гражданах другого государства, как можно это не переводить в политическую плоскость? Это и есть один из разделов политики. Здесь деполитизация просто невозможна.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".