Россия рвется в ВТО
С 2013 года господдержка села в России сократится вдвое. Таковы условия вступления в ВТО, переговоры с которой близки к завершению.
Очередной раунд переговоров в Женеве по поводу присоединения России к Всемирной Торговой Организации прошел 28 сентября. Глава Минсельхоза Елена Скрынник согласилась с требованиями организации, заявиви по итогам, что все спорные вопросы сняты.
По словам Елены Скрынник, встречи с 19 представителями стран так называемой Кернской группы и с представителем США прошли позитивно. Российская сторона проинформировала партнёров по переговорам о ситуации в российском агро-промышленном комплексе, сложившейся в связи с засухой. Также была представлена российская позиция, которая основана на трёх главных моментах.
«Во-первых, до 2012 года уровень господдержки АПК остается на нынешнем уровне - $9 миллиардов в год. Во-вторых, с 2013 по 2017 год она будет сокращаться по представленному нами графику - до $4,4 миллиарда. И, в-третьих, мы соответствуем регламенту ВТО в части отсутствия экспортных субсидий. Эти позиции и Кернская группа, и представитель США поддерживают», - цитируют Елену Скрынник Вести 24.
Министр сельского хозяйства России также отметила, что полностью сняты все спорные вопросы по экспорту мяса птицы из США в Россию.
Переговоры активизировались не случайно. 24 сентября, выступая в Госдуме, об их ближайшем завершении заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, чтобы полностью подготовиться к присоединению к ВТО, РФ необходимо еще принять ряд законодательных актов. Он отметил, что комитетами Госдумы уже проведена работа по подготовке законопроектов к принятию во 2- м и 3-м чтениях.
В настоящее время, как сказал Шувалов, ведутся активные переговоры с США и ЕС. «Мы свою часть работы завершим в ближайшие дни-недели», - сказал он. «Сегодня в Женеве пройдут переговоры по оставшимся двум незначительным вопросам, я надеюсь на то, что эти переговоры будут закончены принятием компромиссных разумных решений», - заявил первый вице-премьер.
При этом Шувалов отметил, что «если будут выдвигаться новые необоснованные требования, либо будут вскрываться пакетные соглашения, которые есть на сегодня и вся та многолетняя работа, которая была проведена будет меняться, будут выдвигаться к ней новые требования, то мы будем считать это некими политическими факторами - к реальной экспертной работе это не будет иметь никакого отношения».
Мне кажется, что переговоры по ВТО – это сам по себе позитивный факт. На мой взгляд, Россия должна вступить в ВТО просто потому, что сегодня, к сожалению, российская бюрократия имеет очень большие возможности для торможения технологического прогресса и инноваций, для сокращения возможной конкуренции.
ВТО – это фактически изъятие части полномочий у российской бюрократии. Если мы посмотрим на последний год, мы увидим, что модернизация идёт медленно. И вина бюрократии в этом очевидна. Если часть её власти будет изъята, я думаю, это послужит ускорению модернизации. Открытость экономики – безусловно, позитивный факт.
К сожалению, мы видим фактически годовой перерыв в этом процессе, который был начат в прошлом году с заявления премьер-министра Путина о Таможенном союзе. Сейчас Таможенный союз создан, и я думаю, что уже можно начать переговоры с той точки, где они остановились. Я надеюсь, что они приведут к успеху. Это было бы огромное достижение президента Медведева, если бы в первый срок его президентства мы вступили в ВТО.
Правила вступления в ВТО дифференцированы и каждая страна вступает на особых условиях, но помимо этого есть общие стандартные условия, которые сокращают манёвр государственной политики в смысле поощрения производства на собственной территории. Подчёркиваю, сокращают манёвр.
То есть инструменты для того, чтобы вести протекционистскую политику в рамках ВТО в принципе сохраняются, но применять их гораздо сложнее. Их меньше. Уже нельзя, к примеру, применить таможенные пошлины, можно только манипулировать валютным курсом; нельзя делать прямые субсидии, нужно как-то изворачиваться.
В принципе, страны, которые давно в ВТО, научились это делать. На мой взгляд, мы пока плохо умеем это делать. Мы даже стандартными инструментами пользуемся неважно. А отказываться от элементов протекционистской политики на этапе модернизации, на мой взгляд, совершенно недопустимо.
Все страны, которые вышли в лидеры индустриального развития, в том числе самые развитые, страны первого эшелона модернизации (Великобритания, США), на определённых периодах пользовались протекционистскими методами. Естественно, это было до ВТО. Для Великобритании это был XVI век, XIX век и начало XX для США.
Я думаю, что если мы хотим вытянуть несколько системообразующих отраслейь, то эти инструменты в комбинации с другими мы должны будем использовать. Подчёркиваю, в комбинации с другими. Одного протекционизма, то есть одних таможенных пошлин, мало для автопрома или для авиапрома, чтобы он стал развиваться Скорее всего, они необходимы в пакете мер.
Вступление в ВТО сократит качество государственной политики с точки зрения стимулирования той же обрабатывающей промышленности. Сельское хозяйстве здесь тоже является одной из наиболее болезненных проблем, потому что по состоянию на данный момент крупные международные холдинги зачастую легко выигрывают конкуренцию за счёт эффекта масштаба в России.
Сырьевая экономика – это не когда большой экспорт сырья, это когда большой импорт потребительских товаров, когда на выручку покупают продукцию конечного спроса, и она не производится в стране.
Стандартные правила ВТО могут помешать нам изменить эту ситуацию. Поэтому я считаю, что за этот длительный политический процесс переговоров Россия должна быть благодарна своим международным партнёрам, что они её так долго туда не пускают. Я не знаю, как долго это сможет ещё продлиться. Похоже, что рубеж уже близок. Это будет не конец российской экономической политики, это будет проблема усложнения её инструментов.