Статья
4476 20 апреля 2010 1:10

Россия успешно борется с кризисом

Премьер-министр РФ Владимир Путин выступил в Государственной думе с отчетом о работе правительства за 2009 год.

Россия должна сохранять ответственную финансово-экономическую политику, несмотря на ослабление кризисных тенденций в глобальной экономике, считает премьер-министр.

«Всем нам - и правительству, и присутствующим в этом зале важно проводить ответственную финансово-экономическую политику, чтобы не идти потом с протянутой рукой ни к кому, теряя экономический, а затем и политический суверенитет», - сказал премьер, выступая перед депутатами.

Он напомнил, что ряд развитых стран в ходе кризиса вынуждены были обратиться за помощью к международным финансовым институтам, тогда как в отношении России «мрачные прогнозы не подтвердились».

Рецессия в российской экономике закончилась, экономика страны демонстрирует признаки восстановления, заявил Владимир Путин. «По официальному прогнозу, в 2010 году ВВП страны должен увеличиться на 3,1%. Однако есть большая вероятность, что темпы роста будут выше этих цифр», - сказал он.

Он сообщил, что «предварительные итоги I квартал 2010 года внушают оптимизм: рост промышленного производства в I квартале составил 5,8%, а реальные доходы граждан выросли на 7,4%». «Все это позволяет нам сказать: рецессия в нашей экономике закончилась. Это не значит, что кризис закончился, но рецессия действительно приказала долго жить», - заявил премьер.

Антикризисная программа обошлась государству более чем в 3 трлн рублей. «С учетом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, госгарантий и ее финансирование превысило 3 трлн рублей. По текущему курсу это означает более 100 млрд долларов. Большинство принятых мер сработало», - заявил премьер.

«Россия реагировала на кризис как подобает сильному государству, которое не ждет, когда все изменится само по себе, а действует решительно и активно», - подчеркнул премьер.

По его словам, реализованная правительством в 2009 году антикризисная программа носила беспрецедентный характер. При этом он отметил, что как такового секвестирования бюджета не проводилось. «Не было секвестра. Секвестр - это фронтальное урезание всего подряд, равномерно, но мы с вами не так поступили. Мы выбрали другой путь, и считаю, что поступили правильно. По сути, мы сохранили запланированный объем бюджета, перераспределив его в сторону мер, которые поддержали социально-экономическую стабильность в стране», - сказал Владимир Путин.

Федеральный бюджет в кризис даже смог заработал 19,2 млрд рублей от размещения временно свободных средств на депозитах коммерческих банков. Премьер-министр РФ сообщил, что на депозитах в коммерческих банках было размещено более 687 млрд рублей временно свободных средств федерального бюджета. «Они уже возвращены государству, при этом казна на этом еще и прилично заработала. Доход бюджета от размещения составил 19,2 млрд рублей», - сказал Путин.

При этом премьер подчеркнул, что правительство помогало в кризис не конкретным предпринимателям, а важнейшим секторам и ключевым предприятиям экономики, на которых работают десятки тысяч граждан. Кроме того, надо было защитить вкладчиков, не допустить коллапса кредитования реального сектора.
«Ничего не раздавалось бесплатно, все предоставлялось в виде кредитов - это возвратные платные деньги», - сказал Владимир Путин.

Российскому правительству, несмотря на кризис, в 2009 году удалось увеличить доходы граждан и не допустить массовой безработицы. «В среднем доходы граждан в 2009 году выросли на 2,3%», - заметил Владимир Путин.

По его словам, доходы выросли в основном за счет бюджетников, пенсионеров, «а не за счет олигархов, которые тоже в это время подобнищали прилично».
Владимир Путин отметил, что в 2009 году удалось сохранить все основные социальные программы, реализовать точечные меры поддержки граждан, помочь тем, кто столкнулся с потерей работы и незначительным снижением доходов.

«Мы действительно работали на опережение, стремились предотвратить критический рост безработицы, дать возможность людям сохранить рабочие места, получить новую профессию или открыть собственный бизнес, а предприятиям сберечь наиболее ценные профессиональные кадры», - сказал Путин.

Он сообщил, что всего программы поддержки занятости охватили 2,8 млн человек. «Если в феврале 2009 года безработица достигла максимального за кризисный период уровня - 7 млн 10 тыс . человек, то год спустя - в марте 2010 года ее уровень составил 6 млн 400 тыс. человек. И это, конечно, много, но все-таки тренд очевиден», - заявил премьер.

Премьер-министр России также отметил, что осенью 2010 года в России будут повышены зарплаты работникам бюджетной сферы, военные пенсии и студенческие стипендии. «Мы, как и обещали, рассмотрим вопрос о повышении зарплат бюджетников, а также о денежном довольствии военнослужащих и военных пенсиях, стипендиях студентов. Сделаем это уже осенью этого года с учетом состояния бюджета», - заявил Владимир Путин, выступая во вторник в Госдуме РФ.

Ожидаемая продолжительность жизни в России в результате реализации демографической программы выросла до 69 лет, а к 2015 году должна увеличиться до 71 года, сообщил премьер РФ Владимир Путин.

«Впервые с середины 90-х годов стабилизировалась численность населения, а ожидаемая продолжительность жизни достигла 69 лет», - сказал Владимир Путин.
Он напомнил, что в 1995 году этот показатель составлял 64,5 года. «Не ахти какое изменение, но все-таки заметное», - сказал Путин. Он сообщил, что первый этап реализации демографической политики завершен.

«На втором этапе, рассчитанном до 2015 года, предстоит добиться устойчивого роста численности населения, а продолжительность жизни должна увеличиться до 71 года», - заявил Путин.

В ходе выступления Владимир Путин также ответил на вопросы, поступившие от фракций Госдумы.

Парламентское большинство окажет всемерную поддержку кабинету Владимира Путина, заявил на заседании Госдумы от лица фракции «Единая Россия» ее руководитель, спикер Борис Грызлов.

«Наша партия была и остается главной политической силой страны, и мы в полной мере осознаем свою ответственность перед избирателями за качество реализации общенационального курса. Наша фракция окажет всю необходимую законодательную поддержку, чтобы обеспечить результат - и в антикризисной работе, и в действиях стратегического характера», - сказал Грызлов, выступая в рамках обсуждения отчета правительства за 2009 год.

Как заметил Борис Грызлов, крайне важно, что антикризисные меры правительство планирует с учетом Стратегии-2020. «В период кризиса стратегические задачи, поставленные ранее, сохранили свою актуальность. Кризис значительно осложнил ситуацию - это факт. Но фактом является и то, что ничего не потеряно!», - подчеркнул представитель «Единой России».

По словам Грызлова, 2009 год был одним из самых сложных для власти и общества не только в связи с экономическим кризисом.

«Невский экспресс», взрывы в московском метро, в Ингушетии, Дагестане теракты в других регионах страны со всей ясностью показали всему миру, что террористическая война против России продолжается», - заявил он.

Как подчеркнул председатель Госдумы, обострение террористической угрозы накладывает свой отпечаток на содержание работы депутатов. «Главное здесь - это консолидация общества, всех политических сил, - уверен он. - И если достигается компромисс, если вырабатывается единая позиция, то каждый - я хочу подчеркнуть, именно каждый - должен ее уважать». «Будь то милиционер, депутат или независимый эксперт», - добавил Борис Грызлов.

Он считает, что здесь надо действовать с позиции: «уговор дороже денег». «Тем более, когда речь идет о безопасности людей», - отметил представитель парламентского большинства.

Норма о представлении Госдуме ежегодных отчетов правительства была внесена в Конституцию РФ в конце декабря 2008 года.

Выступление Владимира Путина в Госдуме - уже второй отчет правительства перед законодателями. В первый раз премьер выступил с подобным отчетом 6 апреля 2009 года.

Сам премьер-министр считает, что формат отчета председателя правительства РФ перед парламентариями позволяет точнее выстраивать взаимодействие между двумя этими органами власти. «Мы точно начинаем чувствовать друг друга и точнее выстраивать свою совместную работу», - заявил Владимир Путин по окончании отчета в Госдуме. Он назвал такую форму сотрудничества «хорошей традицией».

«Это прямая и непосредственная связь правительства с парламентом, отчет правительства о своей работе - для правительства полезно, надеюсь, что и для депутатов Государственной думы. Обсуждение прошло не без пользы», - сказал Путин.

Комментарии экспертов

Если в 2009 году правительственный курс был нацелен на принятие  антикризисных мер, то далее можно ожидать, что настанет время для преобразований в тех сферах, по которым принятие решений давно откладывалось – например, в социальной сфере. Недавние слова советника президента Аркадия Дворковича о необходимости повышения пенсионного возраста – это один из таких вызовов, потому что эта необходимость очевидна для существующей пенсионной системы.

Но готово ли правительство в предвыборный период пойти на подобные шаги по реформированию в социальной сфере, по повышению эффективности государственных расходов и т.д.? Или ставка будет делаться, скорее, на затыкание деньгами возникающих дыр, не всегда имея возможности проконтролировать эффективное распределение этих средств? Это, наверное, ключевой вопрос, на который предстоит ответить кабинету министров в ближайшее время.

Ключевым содержанием курса в 2009 году стало преодоление кризиса, и центр оказывал регионам очень масштабную и существенную помощь в этом процессе. Удалось обеспечить социальную стабильность и не допустить резкого падения уровня жизни жителей страны.

Ключевым было социальное направление, прежде всего, борьба с безработицей. Это масштабная программа, которая осуществлялась и продолжается практически во всех регионах. Четыре подпрограммы включали в себя переобучение, повышение квалификации, содействие организации собственного дела (представившим планы по индивидуальному предпринимательству выдавались субсидии), а также переселение жителей в регионы, где требуется рабочая сила.

Борьба с безработицей была организована следующим образом: региональные администрации должны были представить заявку, подробный финансовый план – сколько нужно создать рабочих мест, какие требуются на это средства. Федеральный центр такие заявки рассматривал, утверждал, после чего перечислялись деньги, причем, достаточно оперативно. Промедление было только у тех регионов, которые не смогли в краткие сроки сделать обоснованные планы.

Еще одно важное направление – организация общественных работ. Это как раз то направление, которое до сих пор в регионах пользуется популярностью. Почему? Потому что эти работы оплачиваются пусть и не высоко, но стабильно, и финансируются из федерального бюджета. То есть центр дает деньги регионам на организацию занятости, чтобы уменьшить безработицу, особенно, в моногородах и в регионах, где промышленно ориентированная экономика сильнее пострадала от кризиса.

Другое дело, что мы здесь не можем говорить о создании новых рабочих мест, но в 2010 году ситуация должна измениться. Президент уже сказал о том, что в этом году необходимо не просто бороться с безработицей путем дотаций, иначе никакого бюджета федерального не хватит, а нужно создавать именно новые рабочие места.

И поэтому появятся новые направления – реструктуризация экономики моногородов, создание действительно новых рабочих мест, новых предприятий за счет инвестиций. Такой масштабной поддержки как в прошлом году, в этом году федеральный центр оказывать не сможет по целому ряду причин, и главная из них – это большой бюджетный дефицит.

Так что, после преодоления острой фазы кризиса ожидается, что региональные власти будут более инициативны и станут привлекать в развитие экономики больше своих собственных усилий.

При этом дотации на сбалансированность бюджетов регионам и субсидии останутся, однако по безработице уже такой масштабной помощи не предполагается.

Отчет Правительства – это очень  важное, полезное и, самое главное, содержательное событие. Премьер-министр и лидер нашей партии Владимир ПУТИН представил сегодня полный отчет о деятельности правительства, включая работу в  те непростые годы, когда страна столкнулась с экономическим кризисом. Для борьбы с пришедшими к нам с запада экономическими трудностями был принят антикризисный план, этот план реализован. И в результате мы сегодня стали свидетелями экономического роста.

Несмотря на непростое финансовое положение страны, были соблюдены все социальные обязательства, которые взяло на себя государство. В 2008 году пенсии повышались три раза, в 2009 году - четыре раза. В итоге Россия стала единственной страной в мире, где в кризис повышались пенсии. Сейчас средняя трудовая пенсия превышает 8100 рублей. И этот рост продолжится в 2010 году. Я считаю, что это очень важный результат, успех того последовательного плана действий, который представили премьер и весь кабинет министров.

Однако это не значит, что в антикризисном плане не было слабых мест, о них сегодня тоже говорилось. В частности, речь шла о системе ЖКХ, высоких ставках кредитов для граждан, необходимости модернизации здравоохранения. Все эти вопросы вошли в план действий на следующие 2 года. И теперь у нас есть четкая, понятная выверенная стратегия, которая позволит добиться успеха.

Основная задача первого этапа кризиса была правительством успешно решена. И очень важно, что к этому времени у государства были деньги. Огромное количество критики обрушилось на власти в 2000-е годы в связи с тем, что не давали разбазарить Стабилизационный фонд. И эта ситуация показала, что эти действия были правильным решением. К моменту, когда этот Стабилизационный фонд понадобился, железная воля властей позволила его иметь.

В отличие от многих предыдущих историй, деньги не давали банкам навсегда, а, как подчеркнул Путин во время своего выступления, их давали в кредит. Эти деньги возвратились, причём возвратились с процентами. С одной стороны, это наполнило банковскую систему ликвидностью, которой была огромная недостача, позволило банкам устоять и в то же время позволило банкам хоть как-то кредитовать и промышленность, и торговлю, и экономику. Конечно, тогда это была самая большая проблема.

Более того, самое главное требование в самом начале кризиса, когда ещё даже не было речи о проблемах для банковской системы в целом – это были повышенные ставки кредитов. Эти ставки уже опустились на показатели ниже, чем это было в момент начала кризиса. То есть у нас ставки сейчас не сильно выше, чем докризисные. И это здорово, потому что это было очень сложно, это потребовало огромных усилий и правительства, и экономики в целом. Можно по-разному относиться к тем или иным конкретным решениям, но, тем не менее, в целом эта система сработала.

Я думаю, что сейчас пришло время для абсолютно рыночных механизмов, и основным этим механизмом я бы назвал конкуренцию. То, что «Сбербанк» отменяет комиссии и тем самым понижает реальные ставки для заёмщиков, говорит о том, что другие коммерческие, негосударственные банки будут вынуждены с ним конкурировать, иначе у них просто не будет заёмщиков.

На мой взгляд, это одна из лучших новостей, которые можно было услышать в последнее время. Понятно, что это решение не собственно «Сбербанка», а решение, согласованное с правительством. Именно поэтому это было объявлено на встрече Грефа с Путиным. И я думаю, что это включение основного механизма конкуренции в банковской системе.

Полтора года назад говорить об этой конкуренции было невозможно, надо было выжить. Последний год для банков был довольно удачным, в отличие от других отраслей экономики. Банки за последний год после первой волны кризиса получили серьёзные доходы. Теперь у них есть реальная возможность конкурировать между собой, в первую очередь понижая ставки по кредитам.

Очевидно, что правительство сейчас много внимания уделяет социальным вопросам. Трендом последнего времени стали вопросы снижения тарифов ЖКХ, необоснованно взвинченных цен на медикаменты и продукты питания. Кроме того, рассматриваются вопросы предоставления льготной ипотеки, кредитов малому и среднему бизнесу, уменьшается количество проверок предпринимателей – все это значимые вопросы социальной политики, которые в условиях кризиса имеют особую важность.

Правительство и дальше должно очень активно работать, решать проблемы наиболее уязвимых категорий граждан, проблемы моногородов, чтобы россияне чувствовали эту заботу и, в нелегких экономических условиях, могли обеспечить себе достойное существование, работу, образование для детей.

Также важно, несмотря на сложности, выстраивать работающую систему реагирования правительства. Важно уходить от «ручного режима», когда премьер ездит по проблемным местам, встречается с чиновниками, инвесторами, работодателями и решает проблемы.

Говоря о первоочередных задачах правительства, нельзя не упомянуть о новой редакции антикоррупционной стратегии, успех которой во многом зависит от его усилий. Коррупция – это «тромб» для «кровеносной системы» государства и общества. Как правозащитник я вижу, что люди уже начинают звереть от всех этих необоснованных взяток и поборов на всех уровнях – начиная от ЖКХ, кончая милицией, судебных и следственных органов. Я убежден, что правительство должно уделять этой теме пристальное внимание.

Обстоятельный доклад премьера, очень обстоятельные ответы на вопросы, четкие ориентиры. Мы понимаем, что есть курс, который проводился, и сейчас оценивается результат этого курса, анализируются сложности, которые возникли на пути реализации этого курса. И у нас есть уверенность, что мы нормально преодолеем кризис.

Шесть с половиной миллионов безработных – это, конечно, очень много. Нам бы хотелось, чтобы количество безработных снижалось, но такая тенденция есть. Это добрая, хорошая тенденция. Я думаю, что активная политика в области занятости, а премьер сказал, что будут специальные программы по наиболее уязвимым, с точки зрения трудоустройства, группам населения, такая активная политика приведет к тому что 2010 год станет годом существенного снижения количества безработных.

Ситуация в начале 2009 года была чрезвычайно напряженная. И премьер сумел продемонстрировать, как в рамках рациональной и последовательной политики, проводимой правительством, удалось минимизировать кризисные явления в российской экономике. И более того, создать условия для ее подъема. Очень важен гуманитарный аспект в выступлении премьера.

Чрезвычайно значимым для оценки ситуации в стране является показатель рождаемости. Несмотря на кризис, в 2009 году у нас родилось на 50,3 тыс. детей больше, чем в прошлом году.

Продолжает расти средняя продолжительность жизни, которая на сегодняшний день достигла 69 лет. Это серьезный позитивный результат. Также уменьшился показатель смертности на дорогах. И здесь, безусловно, определяющую роль сыграли комплексные меры, принятые в рамках совершенствования административного законодательства.

При всех сложностях росли доходы федерального бюджета. Причем, достаточно существенно. И эти дополнительные доходы были направлены в первую очередь на социальную поддержку, увеличение пенсий. В целом, удалось решить и проблему валового нарастания безработицы.

Особого внимания, на мой взгляд, требует часть доклада премьера, посвященная условиям развития бизнеса в России. Путин заявил, что правительство будет продолжать политику, направленную на снижение административного давления на бизнес, на систематизацию административных процедур, что особенно важно для начинающих бизнесменов.

Таким образом, сохраняется курс на многоукладность экономики с точки зрения представленности в экономике частной, государственной и иных видов собственности. Было четко заявлено, что в дальнейшем экономика будет строиться за счет развития предпринимательской активности российских граждан. Она, несмотря на кризисные явления, продолжает расти. При этом премьер не уходил от разговора о таких драматичных моментах как авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая унесла много жизней.

В целом, разговор был комплексным, реалистичным. Путин в своем выступлении не только подчеркнул существующие проблемы, но и обозначил точки роста, в рамках которых в условиях консолидации усилий мы сможем достичь заметных результатов.

Отчёт правительства является всесторонним, масштабным документом. Несмотря на то, что сейчас  процедура отчета перед Госдумой в значительной степени техническая, и политической окраски не приобретает, тем не менее, её появление имеет принципиальный характер.

С недавнего времени аналогичный механизм был создан и для регионов, где предусмотрен отчёт губернатора перед заксобранием, что может свидетельствовать об определённом векторе в политическом развитии нашей страны, в развитии политической системы.

Конечно, говорить об этом можно только предварительно, и желающих возражать по этому поводу найдётся более чем достаточно. Но, тем не менее, если мы посмотрим на направление вектора, в перспективе он указывает на расширение роли парламента. Это можно только приветствовать, потому что парламент должен в полной мере выполнять свои функции, в том числе, и по контролю над деятельностью правительства. Но осмысленное выполнение этих функций возможно лишь тогда, когда в стране появится внятная партийная система, которая будет помогать, а не препятствовать функционированию механизма государственной власти, которая будет туда вписана.

Оба процесса: постепенная подотчётность исполнительной власти законодательной и формирование сильной, устойчивой многопартийной системы - тесно связаны друг с другом. Быстро этот процесс не пойдёт, но, на мой взгляд, обозначившийся вектор - очень интересный.

Что касается деятельности правительства, то, по мнению независимых наблюдателей и экспертов, оно с антикризисной политикой справилось. Критики было много, но правительство в условиях экономического кризиса действовало, в принципе, грамотно. Оно сделало всё то, что нужно было сделать. Оно не допустило разрушения финансовой системы и смогло поддержать ключевые предприятия.

Требовать чего-то большего можно только в критических целях, в рамках политической борьбы, руководствуясь логикой, что за всё плохое, что происходит, должно отвечать правительство.

В то же время правительство выполняло задачи не всегда самым лучшим образом, о чем неоднократно говорили и премьер, и президент. Они предпринимали различные шаги для того, чтобы оптимизировать деятельность правительства, которому есть еще над чем работать, но в целом  в условиях кризиса сработало оно нормально.

С учётом состояния исполнительной власти и бюрократического аппарата вообще, и с учётом того, что это был первый для нас рыночный кризис -  у парламента есть основания одобрить работу правительства, что, конечно, не снимает возможных претензий по каким-то отдельным направлениям.

Я думаю, что возможность удовлетворить эти претензии облегчается тем фактом, что премьер и конституционное большинство в Государственной думе  - одного политического цвета. Здесь есть полное понимание и полное единство. Так что постепенно у нас появляется политический механизм управления правительством. Это принципиально важно.

В выступлении Путина прозвучал ряд вполне конкретных новаций в области социальной сферы, особенно касающиеся создания Фонда по пенсионному обеспечению. Мне кажется, это новация, которая позволит в целом говорить об улучшении пенсионного обеспечения граждан. Также шла речь о серьезной реформе системы здравоохранения, которое в результате реформы будет более ориентировано на человека, но при этом издержки по ее содержанию будут минимизированы.

Безусловно, сейчас речь не идет о том, что создание, например, фонда пенсионного обеспечения  - это еще один инструмент решения проблем пенсионного обеспечения граждан. То есть, это пока первый шаг к модернизации и к улучшению работы всей системы. А как это нужно делать, здесь важно провести достаточно серьезную аналитическую работу, причем, не только  органам государственной власти, но и общественным организациям, и политическим силам. Почему? Потому что это самая болезненная сфера нашего общества - это социальная сфера. То есть, до тех пор, пока не найден будет консенсус, я считаю, что здесь нужно двигаться очень-очень аккуратно. Но те новации, которые премьер-министром были предложены, однозначно позитивны, потому что они лежат в ключе развития как системы здравоохранения, так и социальной системы в целом.

Ещё одного очень важного аспекта коснулся премьер, выступая с отчетом перед парламентом, э то вопрос пенсионной системы и пенсионного обеспечения наших граждан. Я еще раз говорю, что изменение такое серьезной системы, как пенсионная, или другие реформы, которые непосредственно связаны с каждым гражданином Российской Федерации, они всегда достаточно болезненны с точки зрения: а) технологии их продвижения, б) с точки зрения понимания со стороны общества их издержек. Сказать, что это будет последняя реформа и ничего больше реформироваться не будет, конечно, нельзя. И вообще гадать на кофейной гуще, я считаю, здесь просто неэтично. С другой стороны, заявленная идея требует серьезного анализа и обсуждения. Здесь необходимо активно привлекать силы гражданского общества для того, чтобы и понимание в обществе было больше, и понимание со стороны исполнительной власти было более, может быть, адекватным той ситуации, которая сложилась в субъектах.  Потому что в каждом субъекте есть свои особенности, которые надо учитывать.

Поэтому главное на стадии реализации нужно пошагово все равно постоянно сверять отклики и видеть первые какие-то удачи и неудачи и на них достаточно оперативно реагировать.

Не случайно в свете принятия последнего закона по лекарственному обеспечению и модернизации системы здравоохранения, особое место в отчете было уделено именно  использованию более активному, потенциала отечественных производителей, достаточно серьезное продвижение с точки зрения внедрения инноваций в медицине, я считаю, это в любом случае правильный тренд. Но здесь нужно соблюдать принцип разумной достаточности. То есть, есть ряд препаратов, которые никогда не будут производиться на территории Российской Федерации, они вообще уникальны, и их производят лишь в нескольких странах. И тогда, наверное, нет смысла изобретать велосипед. Но там, где у нас есть однозначно и потенциал, и возможности, и производственные мощности, конечно, нужно максимально отдавать предпочтение качественным отечественным препаратам.

В демографической политике те инициативы правительства, которые уже реализованы и которые продолжают реализовываться, сыграли достаточно серьезную положительную роль. И действительно фактор статистический говорит об этом однозначно. Но у нас есть предложения по развитию этой системы, то есть как еще больше стимулировать, например, рождение третьего ребенка в семье. Таким образом, может быть, учесть какие-то недоработки или какие-то небольшие закорючки с точки зрения реализации материнского капитала. Там есть некоторые детальные вещи, которые мы уже в письменном виде передали в правительство и достаточно серьезно обсуждаем.

Владимир Путин верен своему стилю: его отчет предельно конкретен. Это – во всяком случае, внешне – одно из главных отличий отечественной и западной политической культуры. Если там речь лидера страны часто строится на лозунгах, то в России – на фактах, цифрах, результатах, конкретных предложениях.

Возможно, это связано с тем, что россияне за XX век наслушались громких обещаний (наподобие «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме») и теперь просто не верят им. Возможно – с неплохим уровнем общего образования, позволяющим людям понимать цифры и оценивать самую разнородную информацию. А может, с тем, что в российской политической культуре власть отвечает за все, и избиратели хотят видеть: лидеры страны досконально разбираются во всех проблемах.

Но факт остается фактом: такая ситуация накладывает особую ответственность. И по результатам, по уровню доверия людей мы видим: Владимир Путин с ней блестяще справляется. Его выступления – такие, как сегодняшнее – люди действительно слушают. Для них это реальный источник информации о том, какова ситуация в стране, как она будет развиваться, что предпринимает государство. И уже из-за одного этого такую практику, такую открытость можно только приветствовать.

Важно, что Владимир Путин обратил внимание на такую ключевую проблему, как развитие инфраструктуры: транспортной, энергетической, институциональной. Это одна из важнейших задач государства, от решения которой непосредственно зависит скорейшее преодоление кризиса, снижение издержек и тарифов для населения, повышение конкурентоспособности российских предприятий. В частности, нам необходимо добиваться повышения финансирования дорожного строительства и, что особенно важно, обеспечить рост эффективности использования бюджетных средств.

Другой важный момент деятельности правительства, на который обратил внимание Путин - реализация задач, поставленных в области жилищного строительства и, в частности, повышение доступности ипотеки. Строительная отрасль во всем мире - один из локомотивов развития экономики, от ее состояния напрямую зависит качество жизни граждан. Нам необходимо работать над законами, направленными на дальнейшее снижение бюрократических барьеров в отрасли и развитие конкуренции на строительном рынке, над созданием технических регламентов, обеспечивающих безопасность и качество строительных работ.

С точки зрения повышения качества жизни граждан исключительно важное значение имеет программа модернизации медицинских учреждений страны, о которой говорил Путин. На реализацию этой программы будет выделено 300 млрд рублей. Убежден, что это позволит существенно повысить уровень медицинского обслуживания населения.

В условиях сохраняющегося на ближайшие годы дефицита бюджета исключительно важное значение приобретает эффективность расходования бюджетных средств. Одним из факторов ее повышения является совершенствование системы государственных закупок. Депутаты будут продолжать работать над этой проблемой, внося необходимые изменения в действующее законодательство.

Общий вывод, который можно сделать из выступления Путина: антикризисная программа правительства, поддержанная «Единой Россией», в целом оказалась эффективной. Удалось не допустить падения уровня жизни населения, сохранить системообразующие предприятия, избежать потрясений в финансовом секторе. Российская экономика восстанавливается быстрее, чем во многих других странах - и это внушает оптимизм. Теперь перед нами стоит задача обеспечить модернизацию экономики и социальной сферы и переход на инновационный путь развития. Для этого правительством созданы все необходимые предпосылки.

Основное внимание в отчете правительства уделяется таким важнейшим аспектам деятельности как антикризисные меры, поддержка финансовой системы, реального сектора экономики и предпринимательства, социальная политика и жилищное строительство.
 
В целом в 2009 году российская экономика под влиянием мирового финансового кризиса развивалась неравномерно. Тем не менее, во второй половине года наметилась положительная тенденция восстановления роста экономики. Безусловно, это результат реализации сбалансированных антикризисных мер, благодаря которым удалось преодолеть «дно кризиса» с минимальными последствиями и стимулировать восстановление национальной экономики после глобальной рецессии.

Большое внимание правительство уделяло выполнению социальных обязательств перед гражданами, финансирование на эти цели было выделено в полном объеме. В 2009 году на первый план вышла задача стабилизации ситуации на рынке труда и предотвращению массовой безработицы. Был повышен размер пособия по безработицы, оказывалась финансовая поддержка регионам в части реализации различных программ переподготовки кадров, около 14 тысяч граждан получили адресную финансовую поддержку.

На заседании мы заслушаем выступления председателя правительства Владимира Владимировича Путина и председателя Центробанка РФ Сергея Михайловича Игнатьева. Затем запланировано время для вопросов и выступлений представителей фракций. На мой взгляд, подобный формат отчета позволяет вести конструктивный диалог депутатов с правительством. То есть мы не только услышим информацию от правительства, но и сможем задать направление дальнейшей эффективной работы по восстановлению и развитию экономики и поддержке населения.
 

В 1919 году, когда разорённой России не хватало даже писчей бумаги, не говоря уже о паровозах, — Максим Горький  учреждает издательство «Всемирная Литература», имея план выпустить все художественные произведения всех когда-либо существовавших авторов общим количеством в 2500 томов.

200 экономистов занимаются разработкой масштабного плана электрификации  всей страны, предусматривающего  увеличение суммарной мощности  электростанций в 15 раз.

В голодающем Петрограде инженер Алексей Иванович Лось создаёт космическую ракету для полёта на Марс... И хотя последние — лишь художественный вымысел романа «Аэлита», в основе его лежали подлинные устремления людей той эпохи. Эпохи, когда страна и каждый её гражданин отвечали на неизмеримо более сложные вопросы, нежели мы сейчас.

Да, Путин спас государство от распада. Создал мир, в котором предстоит  жить нашим детям. Пенять на несовершенство этой реальности — то же самое, что  ругать родителей, передавших вам по наследству квартиру с высокими потолками и протекающим краном. Незачем сейчас высказывать какие-либо суждения в поддержку премьера, ибо он нуждается не в наших словах, а в наших делах.

Однако может ли Путин поведать народу красивую сказку, которая увлечёт за собой  миллионы? Очаровать нас построением Царства Божьего на Земле, созданием промышленной технологии термоядерного синтеза энергии, покорением Дальнего космоса?

Многие страны с высоким уровнем жизни не рвутся в глубины вселенной или в глубины атома. Не замахиваются на невозможное и гордятся тем, что обеспечили комфортное существование для каждого своего гражданина.

Конечно, народ должен иметь достойные условия жизни. Которые, если исходить из отчёта премьера Государственной думе, по многим показателям уже достигнуты. Однако нам станет мучительно скучно в кондиционированном раю сообщества эффективного потребления. Нам нужны песня, борьба за правое дело, простор; нам нужна новая народная сказка, которая заставит позабыть о взаимных обидах, оставить за ненадобностью телевизор, сигареты и пиво, — подобно тому как в первой половине прошлого века мы предпочитали мечту — комфорту, и принимали страдания, чтобы достигнуть Победы.

Именно поэтому народ России поддерживает власть, а не оппозицию. Сбиваясь и запинаясь, власть всё-таки пытается сформулировать наш национальный проект. Принять план цивилизационного рывка. Во что он выльется — в освоение Арктики или строительство русской базы на Луне — сейчас не имеет значения. Однако скажите честно: можно ли услышать хоть что-нибудь сопоставимое из уст наших одно- и двухпроцентных?

Владимир Владимирович неоднократно показывал себя хорошим тактиком, и нынешний его отчёт перед Государственной думой — тому подтверждение.

Конечно, за докладом о проделанной работе всегда следует и план дальнейшего действия.

Нам остаётся ожидать высказываний Стратега.

Я думаю, что доклад Владимира Путина даст ответы на поставленные вопросы. Почему львиная часть бюджета была направлена на помощь именно финансовым структурам и банкам? Какую оценку дает правительство игре бюджетными деньгами на фондовом рынке? Почему не были заморожены тарифы?

Позиция «Справедливой России» была чётко сформулирована – мы негативно оценивали антикризисную программу правительства. Мы считали, что в ней были предложены не совсем правильные меры. Мы также считали, что даже те меры, которые были целесообразны, реализовывались или с большим запаздыванием, или лишь частично – например, то, что касается поддержки реальной экономики.

Я думаю, что помимо оценки действий правительства, премьер-министр должен определить, во-первых, какой дальнейший курс стоит избрать, насколько он будет отличаться от того экономического курса, который был до кризиса, и будут ли повторяться те ошибки, которые раньше были в экономической политике. Во-вторых, какие конкретные механизмы модернизации и инновационного сдвига стоит использовать в нашей стране.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".