Статья
3223 10 сентября 2009 11:48

Россия, вперед!

Президент России Дмитрий Медведев пригласил всех россиян высказать мнение о стратегических задачах, которые предстоит решать России. Свое представление настоящего и будущего страны глава государства раскрыл в опубликованной на сайте Kremlin.Ru  программной статье.

Полный текст статьи Дмитрия Медведева...

Публикуемая статья, поясняет глава государства, "написана для того, чтобы довести до каждого из вас, до всех граждан России мое представление о стратегических задачах, которые нам предстоит решать. О настоящем и будущем нашей страны". "И пригласить всех, кому есть что сказать, к участию в дискуссии по этим темам", - подчеркивает Медведев во вступлении. "Ваши оценки, замечания и предложения будут учтены при подготовке послания президента России Федеральному Собранию. Практических планов развития нашего государства", - заверяет глава государства.

Президент России заявил, что политическая система России будет трансформироваться, и в перспективе партии и их коалиции будут формировать исполнительные органы власти, выдвигать кандидатов на пост президента. "Политическая система России будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она будет адекватно динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной в социальной структуре", - пишет Медведев. По мнению главы государства, "она будет отвечать политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей".

Д.Медведев отметил, что, как и в большинстве демократических государств, лидерами в политической борьбе будут парламентские партии, периодически сменяющие друг друга у власти. "Партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти (а не наоборот), выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления", - подчеркнул президент.

Он отметил, что политические партии будут иметь длительный опыт цивилизованной политической конкуренции, ответственного и содержательного взаимодействия с избирателями, межпартийного сотрудничества и поиска компромиссных вариантов решений острейших социальных проблем.

"Политическая система будет обновляться и совершенствоваться в ходе свободного соревнования, открытых политических объединений. При сохранении межпартийного консенсуса по стратегическим вопросам внешней политики, социальной стабильности, национальной безопасности, основ конституционного строя, охраны суверенитета нации, прав и свобод граждан, защиты права собственности, неприятии экстремизма, поддержки структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления", - подчеркнул Д.Медведев, добавив, что подобный консенсус существует во многих современных демократиях.

При этом Россия не будет форсировать политические реформы и откатываться в памятные 90-е годы, заявил Дмитрий Медведев. "Не всех устраивают темпы нашего движения в этом направлении. Говорят о необходимости форсированного изменения политической системы, а иногда и о том, чтобы вернуться в "демократические" 90-е. Но возврат к парализованному государству недопустим, поэтому хочу огорчить сторонников перманентной революции. Спешить не будем", - подчеркнул президент. Он убежден, что "спешка и необдуманность в деле политических реформ не раз в нашей истории приводила к трагическим последствиям, ставила Россию на грань распада". "Мы не вправе рисковать общественной стабильностью и ставить под угрозу жизнь в жертву даже самым высоким целям", - сказал он. "Еще Конфуций заметил: "Нетерпимость в малом разрушает великий замысел". Мы "наелись" этого в прошлом. Реформы для людей, а не люди для реформ", - подчеркнул глава государства.

Вместе с тем он отметил, что "не обрадует и тех, кого полностью устраивает статус-кво, тех, кто боится и не хочет перемен". "Перемены будут. Да, они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но - неуклонными и последовательными", - сказал Д.Медведев.

Президент РФ заявил, что Россия будет строить демократическое государство, учитывая зарубежные модели, но на основе собственного исторического опыта. "Российская демократия не будет механически копировать зарубежные образцы. Гражданское общество не купить за иностранные гранты", - подчеркнул Дмитрий Медведев в своей статье. Глава государства убежден, что "политическую культуру не переделать простым подражанием политическим обычаям передовых обществ, а эффективную судебную систему нельзя импортировать". "Свободу невозможно выписать из книжки, даже если это очень умная книжка. Мы, безусловно, обязательно будем учиться у других народов. Будем перенимать их опыт, учитывать их успехи и просчеты в развитии демократических институтов. Но никто не проживет нашу жизнь за нас", - убежден президент РФ. "Никто не станет за нас - свободными, успешными, ответственными", - продолжил Д.Медведев. По его мнению, "только наш собственный опыт демократического строительства даст нам право утверждать - мы свободны, мы - ответственны, мы - успешны".

Дмитрий Медведев признает, что гражданское общество в России пока слабое, а качество демократических институтов далеко от идеалов. Демократические институты в России "в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала; гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки".

Борьба с коррупцией и усовершенствование судебной системы - ключевые элементы развития демократии в России, считает президент РФ. "Демократия нуждается в защите. Как нуждаются в защите основные права и свободы наших граждан. Защите, прежде всего, от коррупции, порождающей произвол, несвободу и несправедливость. Мы только приступили к формированию такого защитного механизма. Его центральной частью должен быть суд", - пишет он.

По словам президента, России предстоит создать современный эффективный суд, действующий в соответствии с новым законодательством о судоустройстве и опирающийся на современное правопонимание. "Нам также предстоит избавиться от пренебрежения к праву и суду, которое, как мне неоднократно доводилось говорить, стало нашей печальной "традицией". Но при формировании новой судебной власти недопустимы скачки и кампанейщина, равно как и болтовня о том, что сама система сгнила и проще набрать новый судебный и правоохранительный корпус, чем изменить их", - подчеркнул он. Президент выразил убеждение, что именно суды при широкой общественной поддержке призваны очистить страну от коррупции. "Это сложная задача. Но выполнимая. У других же стран все получилось", - отметил он.

С точки зрения президента, Россия не сможет повысить уровень жизни самостоятельно, без поддержки других демократических стран. "Наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни. Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии", - пишет он. Президент добавил, что этим странам нужны, в свою очередь, возможности России. "Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик", - отметил он.

Д.Медведев признал, что иногда в отношениях России с другими странами возникают разногласия и противоречия. "Всегда найдутся спорные темы, причины для разногласий. Но обидчивость, кичливость, закомплексованность, недоверие и тем более враждебность должны быть исключены на взаимной основе из отношений России с ведущими демократическими странами", - уверен он.

Мировой экономический кризис продемонстрировал, что в предшествующие ему годы в России так и не была создана конкурентоспособная, инновационно ориентированная экономика. "Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. 20 лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости", - заявил президент. "Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок. Она в значительной степени игнорирует потребности человека", - отмечает Д.Медведев.

Он подчеркивает, что "отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии, торгует тем, что сделано не им - сырьем либо импортными товарами; готовые же изделия, произведенные в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью". "Отсюда и больше, чем у других экономик падение производства во время нынешнего кризиса. И запредельные колебания фондового рынка. Все это доказывает, что мы сделали далеко не все необходимое в предшествующие годы. И далеко не все сделали правильно", - пишет Д.Медведев. "Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников", - отмечает президент. Как следствие, по его словам, "на уровне глобальных экономических процессов влияние России, прямо скажем, не так велико как нам бы хотелось".

По мнению главы государства, в эпоху глобализации влияние любой страны не может быть абсолютным, и это было бы даже вредно. "Но возможности нашей страны должны быть значительными, подобающими исторической роли России", - подчеркивает Д.Медведев. "Добиться лидерства, полагаясь на нефтегазовую конъюнктуру, невозможно", - отметил Д.Медведев, подчеркнув, что "в конце-концов не сырьевые биржи должны вершить судьбу России, а наше собственное представление о себе, о нашей истории, о нашем будущем, наш интеллект, трезвая самооценка, наша сила, чувство собственного достоинства, предприимчивость".

Основными проблемами, мешающими развитию России, являются экономическая отсталость, коррупция и патерналистская идеология, считает Дмитрий Медведев. В числе главных "недугов" России глава государства назвал "вековую экономическую отсталость, привычку существовать за счет экспорта сырья, фактически выменивая его на готовые изделия".

Отдельной ключевой проблемой, с точки зрения президента, является "вековая коррупция, с незапамятных времен истощавшая Россию", и до сих пор разъедающую ее по причине присутствия государства во всех сколько-нибудь заметных сферах экономической и иной общественной деятельности.

Еще одним "недугом" Д.Медведев считает "широко распространенные в обществе патерналистские настроения, уверенность в том, что все проблемы должно решать государство, либо кто-то еще, но только не каждый на своем месте". "Желание "сделать себя", достичь шаг за шагом личных успехов не является нашей национальной привычкой. Отсюда безынициативность, дефицит новых идей, нерешенные вопросы, низкое качество общественной дискуссии, в том числе и критических выступлений", - полагает президент РФ. По его мнению, общественные согласие и поддержка обычно выражаются молчанием, "возражения очень часто бывают эмоциональными, хлесткими, но при этом поверхностными и безответственными".

В ближайшее десятилетие Россия должна превратиться в страну с "умной" экономикой, создающей уникальные знания, а также должна быть способна защитить себя с военной точки зрения, считает президент. "Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути, что переход страны на следующую, более высокую степень цивилизации, возможен", - пишет он.

По его словам, этот переход "будет осуществлен ненасильственными методами, не принуждением, а убеждением, не подавлением, а раскрытием творческого потенциала каждой личности, не запугиванием, а заинтересованностью, не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства".

"В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: "умной" экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности", - отметил в своей статье глава государства.

Он напомнил, что недавно определил пять стратегических векторов экономической модернизации страны: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива; развитие ядерных и информационных технологий, в том числе разработка суперкомпьютеров; развитие космических технологий, в том числе космической и наземной инфраструктуры; развитие медицинских технологий и медицинского оборудования, фармакологии.

"Следуя этим пяти стратегиям лидерства в сфере высоких технологий, мы будем также уделять постоянное внимание развитию наиболее значимых традиционных отраслей. Прежде всего, агропромышленного комплекса", - отметил Д.Медведев.

Он подчеркнул, что, ко всему прочему, "Россия будет хорошо вооружена: достаточно, чтобы никому не пришло в голову угрожать нам и нашим соседям".

"Эти цели реалистичны. Задачи, поставленные для их достижения, сложны, но решаемы. Детальные, пошаговые планы движения вперед в указанных направлениях уже разрабатываются", - отмечает Д.Медведев.

"Публикуемая сегодня статья написана мной для того, чтобы довести до каждого из вас, до всех граждан России мое представление о стратегических задачах, которые нам предстоит решать. О настоящем и будущем нашей страны", - пишет глава государства. В этой связи он приглашает "всех, кому есть что сказать, к участию в дискуссии по этим темам". "Ваши оценки, замечания и предложения будут учтены при подготовке послания президента России Федеральному собранию, практических планов развития нашего государства", - отмечает президент и приводит адрес электронной почты для таких откликов: kremlin@gov.ru.

В тексте использованы материалы ИТАР-ТАСС, "Интерфакса", сайта Президента РФ.

Комментарии экспертов

Россия не будет форсировать политические реформы и откатываться в памятные 90-е годы – об этом заявил Дмитрий Медведев в своей программной статье. Так или иначе, в последние годы критика 90-х годов становится ключевым инструментом идеологической линии сегодняшней системы в России.  Существует риск использования политических партий для превращения бюрократической элиты в замкнутую корпорацию, что не отвечает современным вызовам,  а наоборот, повышает отторжение между гражданами и политической элитой. Поэтому я думаю, что, в принципе, критика Медведевым 90-х годов понятна.

Дискуссия о модернизации политических институтов и о том, как избежать извращения президентских идей важна, учитывая, что произошло с некоторыми предложениями Медведева из прошлого президентского послания, где была видна идея допустить политические организации к муниципальным выборам. В ответ на это организации были полностью исключены из участия в муниципальных выборах. Эта проблема интерпретации признаётся российским руководством.

Точно так же, я думаю, Медведев встревожен творческими интерпретациями тех политических инициатив, которые он заявляет сегодня. Прежде всего, это касается поведения избирательных комиссий по проверке подписей, где правовая безграмотность граничит с психиатрией по части жёсткости отсева кандидатов.

Я думаю, что даже в заявлениях масштабных политических преобразований, которые естественны для любой политической системы, мы увидим реакцию власти и на то очевидное стремление утопить любые преобразования, выдвигаемые властью, в тине бюрократической инерции, бюрократического реванша.  

 

Статья Президента Медведева чрезвычайно своевременна. Особенно важны три ее составляющие. Во-первых, Президент недвусмысленно заявил о тех ценностях, на которых базируется его стратегия и о ключевых проблемах, которые предстоит решать. Во-вторых, он обрисовал образ нашего будущего, сделав акцент на необходимость развития инновационного общества. В-третьих, он подчеркнул, что требуется спокойное развитие сложившейся политсистемы и политических институтов, без поправок на истерики "сторонников перманентных революций". Общество после кризисной встряски и уже почти повсеместно распространившийся апатии нуждается в таких программных  взглядах главы государства. Ну и, очевидно, в этом "неформальном" послании присутствует важная и необходимая политическая энергетика.

Я думаю, что сегодняшняя статья Медведева - это настоящий манифест российской модернизации. Более того, если судить по тому, как Медведев анализирует эти так называемые недуги, которые присущи России, негативные традиции её развития, если анализировать тот диагноз, который он ставит, и тот месседж, который он посылает обществу и власти, это не только модернизационный манифест, это ещё и призыв к обществу детально проработать модернизационную программу, и это ещё и достаточно жёсткий месседж в сторону элит и консервативной части населения, который можно охарактеризовать, как принуждение к модернизации. 

Я думаю, что, провозглашая эту программу, президент вполне последователен. Не случайно он говорит о тех направлениях модернизации экономики, которые уже были им сформулированы – он их развивает. Не случайно он говорит о тех изменениях в политической системе, которые уже произошли, и о необходимости их развития. При прорывном характере этого документа и подхода, который заложен в его основу, президент даёт ясный сигнал тем, кто стремится к каким-то радикальным изменениям с неопределённой конфигурацией и неясными последствиями. Он говорит им, что такой  путь развития невозможен. Он неслучайно предостерегает сторонников перманентной революции и неслучайно, кстати, цитирует Конфуция (о пренебрежении к малому и т.д.). Этот выбор совершенно неслучаен.

Президент ясно показывает, что для него первостепенное значение и важность имеет диалог, но не диктат какой-то из сторон, какого-то из участников политического процесса. Развитие системы, её дальнейшее усложнение, но никоим образом не слом. И здесь президент вполне последователен по отношению к тем заявлениям, которые он делал ранее, и по отношению к предыдущему посланию Федеральному собранию.

Я думаю, что есть целый ряд вполне конкретных направлений работы для  реорганизации российского общества, которые президент обозначил, начиная от модернизации экономики и избавления от сырьевого характера и заканчивая преодолением правового нигилизма, который можно назвать программой модернизации и основой принуждения консервативных элит к модернизации. 

Я думаю, что в послании президента Федеральному собранию, которое будет разработано с учётом мнений, которые будут собраны на основании этой статьи, будет содержаться подробная «дорожная карта» российской модернизации с конкретными проектами, которые предстоит реализовать, конкретными сроками. Тем более, что в этой статье уже содержится некий вполне ясный намёк именно на такой подход, когда президент говорит, что в таком-то направлении будут достигнуты такие-то успехи… То есть модальность долженствования уже пронизывает этот документ.

И, конечно, принуждение к модернизации, которое представляет сущность этого  документа – это ясное, жёсткое послание инертным элитам и тем, кто привык ссылаться на негативные традиции, такие как сырьевая зависимость, коррупция и некоторые другие. Им президент даёт жёсткий ответ, говоря о том, что традиции меняются, преодолеваются – это вопрос деятельности, активности, отказа от банальных схем и банальных решений. 

Президент делает ставку на новаторов. Как он говорит - новатор, исследователь, учёный, человек, который располагает новыми свежими мыслями. Вот им, креативному  классу, прежде всего адресован этот месседж президента. Я думаю, что неслучайно это опубликовано на двух ведущих сетевых ресурсах России. Это свидетельство того, что президенту важно мнение креативного класса, и именно к этой аудитории он прежде всего и обращается. Это, кстати, показывает, что инновационно (во всяком случае, в донесении своего послания до целевых групп) мыслит и сам президент.

Президент Дмитрий Медведев в своей статье обозначил масштабность стоящих задач. Иногда кажется, что если мы примем несколько законов, то этим самым победим коррупцию или совершим какие-нибудь организационные действия, и экономика будет инновационной. К сожалению, это не так. Во-первых, Медведев сообщил, что перед страной стоят задачи исторического масштаба. Он вспомнил о модернизации Петра I и о большевистской модернизации, когда действительно были достигнуты огромные успехи, но он тут же указал на цену этих успехов.

Сейчас перед страной стоят задачи фактически такого же масштаба, какие решались при Петре и при большевиках. При этом очень хотелось бы не допустить опять таких жертв и не заплатить такую цену. Отсюда – путь не авторитарный, а демократический, поскольку много стран совершили серьёзные масштабные преобразования на этом пути, и мы точно знаем, что это возможно. Первый пункт показывает масштаб и историзм. Отсюда следует, что наивно думать, что за год-два и даже за пять преобразования радикально изменят жизнь страны. Этим надо заниматься долго, терпеливо и упорно.

Второе. Относительно пяти экономических направлений. Есть ли у нас ресурсы? Конечно, есть. И в области биотехнологий имеются огромные ресурсы, и сохранены кадры. Какие-то учёные уехали, их можно вернуть, и вполне можно занять часть рынка в собственной стране, а потом экспортировать что-нибудь. Второе – энергосбережение. У нас непочатый край работы, и здесь надо, скорее, использовать чужой опыт. Мы можем в разы уменьшать энергоёмкости российского хозяйства, российского ВВП.

Дальше – тема, которая раньше называлась «Россия – энергетическая сверхдержава», и она неправильно понималась, будто Россия чуть ли не шантажирует своими энергоресурсами другие страны. В этой статье ясно написано, что имеется в виду. Раз у нас есть огромное конкурентное преимущество (это энергоресурсы), мы должны уметь их извлекать, уметь строить электростанции, иметь научные школы и т.д. Мы должны занять естественное место, специализированное на энергоресурсах. Но это отнюдь не только сверление дырок и продажа сырой нефти. В части космоса, авиатехнологий – да, мы тоже ещё не всё потеряли. И мы остаёмся очень серьёзной в некотором отношении космической державой номер один, несмотря на 20 тяжёлых лет.

В целом президент говорит о том, что не всё так просто, и есть противники модернизационного пути. Среди политического класса, среди бюрократии много тех, кого устраивает существующее положение дел. У них всё в порядке, они обслуживают финансовые потоки, они сидят на этих финансовых потоках, и, в общем, им ничего не надо. Еще раз подчеркиваю - решение не в том, чтобы принять несколько законов и всё пойдёт само собой. Это не так. Здесь предстоит решить сложнейшую политическую задачу.

 

В опубликованной статье Дмитрий Медведев систематизировал свою позицию. Эта позиция не является комментариями какой-то прежней позиции, не является поправками, а является просто системой ответов. Медведев так и говорит: у меня есть ответы на вопросы, которые волнуют и страну, и меня.

Он впервые очень определённо говорит о необходимости модернизации российской демократии. Он впервые очень определённо ставит вопрос о препятствиях этой модернизации. И, собственно говоря, эта система препятствий имеет носителей. Когда речь идёт о коррупции, то коррупции не существует без коррупционеров. И Медведев прямо говорит, что и чиновники, и многие предприниматели участвуют в коррупции, как институте.

Когда Медведев говорит о патерналистских отношениях, это не моральная критика. Речь, на мой взгляд, идёт о достаточно широкой, хотя и аморфной, антимодернизационной коалиции, то есть коалиции людей, которые тем или иным способом извлекает пользу и выгоду из отсталости страны. Сегодня в стране  работают на рабочих местах, которые устарели и которые не производят добавочной стоимости, а скорее прожирают то, что есть.

В этом смысле он говорит о тяжёлом стартовом общественном состоянии, где, с одной стороны, лояльные силы выражают поддержку молчанием, то есть фактически неучастием, а нелояльные силы предлагают эмоциональные всхлипы, но не предлагают альтернатив. И в этом смысле, повторяю, когда он говорит о патерналистских настроениях – это характеристика широкого распространенного общественного аморфного союза сил (и аппаратных, и внеаппаратных, и вверху, и внизу) против модернизации. Я думаю, это так и надо понимать.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".