Статья
1721 29 апреля 2010 0:01

Россия за совместную ПРО с США

На сессии ПАСЕ в Страсбурге выступил глава МИД РФ Сергей Лавров. Он затронул в своем выступлении широкий спектр вопросов российской внешней политики. Особое внимание он уделил проблемным  темам, по которым у России не всегда совпадают точки зрения с Западом.

Так глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что Россия заинтересована в создании совместной системы ПРО с США и европейскими странами, но пока западные партнеры на это не идут.«Мы не теряем надежды и пытаемся все-таки в диалоге с нашими западными партнерами и в Европе, и в США выйти на совместный проект, но пока идут два параллельных процесса, которые нигде еще не пересеклись», - сказал Сергей Лавров.

Он добавил, что по имеющейся информации, НАТО собирается создавать ПРО только после того, как будет сформирована американская система, и только потом привлекать к этой работе Россию. «Мы хотим понять, будет ли это совместная работа России и НАТО или мы все-таки идем по инерции», - отметил он. В этой связи Сергей Лавров призвал начать «с чистого листа» обсуждение вопросов, связанных с созданием системы ПРО с участием заинтересованных европейских стран.

Говоря о двусторонних отношениях с отдельными странами, Сергей Лавров остановился на взаимодействии с Польшей, заявив, что стороны пытаются  решить вопрос облегчения передвижения в приграничных районах Польши и Калининградской области. Однако, по словам министра, многое при решении этого вопроса зависит от позиции Евросоюза. Как сообщил Лавров, российская и польская стороны при содействии Литвы хотели обратиться в Еврокомиссию с тем, чтобы «гибко применить правило Шенгенской зоны и распространить свободу передвижения в приграничных областях на всю Калининградскую область».

Отдельно Сергей Лавров рассказал о планах сотрудничества с Белоруссией в строительстве АЭС в Калининграде (Балтийская АЭС), которая также может обеспечивать энергией европейский континент. Глава МИД РФ подчеркнул, что Россия заинтересована «в максимально эффективных, рабочих, практических проектах, которые будут всех нас объединять и обеспечивать энергобезопасность Европы». Это, по мнению Сергея Лаврова, в интересах устойчивого развития всего континента и каждой страны в отдельности. Работы на площадке строительства Балтийской АЭС в Калининградской области начались в феврале. Это будет первая станция, в капитале которой по решению правительства РФ смогут поучаствовать частные инвесторы, в том числе иностранные.

Для ПАСЕ отдельной темой, которая постоянно выносится на обсуждение, являются события августа 2008 года на Кавказе. В этой связи Сергей Лавров заявил, что Россия изначально не собиралась признавать независимость Абхазии и Южной Осетии и не преследовала геополитических целей.

«Мы не хотели признавать независимость Абхазии и Южной Осетии, даже когда в одностороннем порядке была признана независимость Косово, когда давление общественного мнения на президента и председателя правительства, и даже давление на парламентариев, было очень сильным», - сказал министр. «Когда мы отвечали на нападения на наших миротворцев и мирных жителей Цхинвала и других деревень, у нас не было геополитических замыслов. Мы спасали людей», - добавил он.

При этом он заявил, что  Россия не будет выполнять резолюции ПАСЕ, которые  продиктованы политизированными соображениями, и принятие которых вызывает сожаление.

Днем ранее на сессии ПАСЕ был представлен доклад о конфликте на Кавказе в августе 2008 года. «У нас мало надежды на мирное разрешение этого конфликта, если конфликтующие стороны не начнут движение навстречу друг другу», - сказала на заседании ПАСЕ представитель Швейцарии Хайди Тальявини. Она возглавляла международную миссию Евросоюза по расследованию конфликта в Грузии.

Докладчица сообщила, что в течение девяти месяцев члены этой миссии подготовили доклад, материалы которого собраны в трех томах и составляют 1150 страниц. «Наша миссия не проводила никакого расследования, которое могло бы привести к судебному разбирательству. Я прошу не рассматривать представленные нами доклады как некий трибунал. Мы оценивали все события лишь с точки зрения соответствия их международному праву», - пояснила Хайди Тальявини.

Вместе с тем, она подчеркнула, что, по мнению миссии, именно Грузия начала войну в Южной Осетии. «Именно Грузия начала военные действия, напав на Цхинвали в ночь на 8 августа 2008 года. Не было никакого масштабного наступления с российской стороны, которое бы побудило Тбилиси сделать это», - сказала докладчица.

В то же время она отметила, что «признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии является нарушением территориальной целостности Грузии и не соответствует нормам международного права». Докладчица также призвала Ассамблею воздержаться от возложения полной ответственности на одну из конфликтующих сторон, поскольку, по ее словам, все сделали неправильные шаги и должны это исправить. 

Что касается других вопросов, которые рассматривались на сессии, то важной с точки зрения акцентов стала декларация по голодомору на территории бывшего СССР. В ней признается, что его причиной был сталинский тоталитарный режим.

«Существовавший в Советском Союзе тоталитарный сталинский режим привел к ужасающим нарушениям прав человека, лишившим миллионы людей их права на жизнь. И одной из наиболее трагических страниц стал массовый голод в производящих зерно регионах страны, который начался в конце 1920-х годов и достиг своего апогея в 1932-33 годах», - говорится в резолюции ПАСЕ. Парламентарии приняли документ в среду после обсуждения доклада «Дань памяти жертв большого голода (голодомора) в бывшем СССР», подготовленного нынешним председателем ПАСЕ Мевлютом Чаушоглу (Турция).

В резолюции отмечается, что «миллионы ни в чем не повинных людей в Белоруссии, Казахстане, Молдавии, России и Украине, входивших тогда в состав СССР, лишили жизни в результате массового голода, вызванного жестокими преднамеренными действиями и политикой советского режима».

«На Украине, которая пострадала в наибольшей степени, особенно сильно большой голод ударил по крестьянству. Эти трагические события известны как голодомор (политически мотивированный голод) и признаны украинским законом как акт геноцида украинцев», - отмечается в резолюции. В этом документе констатируется, что в Казахстане «счет жертв массового голода также шел на миллионы, причем предполагается, что число погибших по отношению ко всему населению было наиболее высоким среди народов бывшего СССР».

Здесь же отмечается, что в России голод унес миллионы жизней ее жителей, как в селах, так и в городах. «По оценкам, в абсолютном выражении население России понесло самые большие потери в результате советской сельскохозяйственной политики», - говорится в резолюции ПАСЕ. Здесь отмечается, что «сотни тысяч крестьян также погибли в Белоруссии и Молдавии». «Ассамблея чтит память всех, кто погиб в результате этой беспрецедентной человеческой катастрофы, считая их жертвами жестокого преступления советского режима против собственного народа», - отмечается в резолюции.

ПАСЕ решительно отвергла «любые попытки оправдать подобную гибельную политику» и приветствовала усилия, «направленные на раскрытие исторической правды об этом событии». Ассамблея призвала власти всех стран бывшего СССР раскрыть свои архивы и упростить доступ к ним как отечественных исследователей, так и экспертов европейских государств.  Здесь приветствуется решение украинских властей учредить национальный день памяти жертв большого голода (голодомора) на Украине и призывается власти других стран постсоветского пространства сделать то же самое в отношении собственных жертв.

Принятию резолюции предшествовало заявление нынешнего президента Украины Виктора Януковича, которое глава МИД РФ Сергей Лавров расценил как свидетельство объективного подхода к истории. Виктор Янукович накануне на сессии ПАСЕ в Страсбурге заявил, что считает несправедливым называть голодомор 1930-х годов геноцидом украинского народа.

Комментарии экспертов

Совместная американо-европейская система ПРО с участием России, в случае создания, будет направлена на отражение угроз со стороны так называемых стран-изгоев (Северная Корея, Иран).

Но вопрос в другом: перспектива строительства совместной системы видится мне реальной только в том случае, если Россия вступит в НАТО или станет привилегированным партнером блока. Но это настолько тектонические изменения существующего порядка, что пока трудно говорить о плюсах и минусах.
 
Положительные стороны очевидны – это полное исчезновение венной угрозы как факта, но минусы тоже есть и они выходят далеко за рамки военной тематики.

В Европе наблюдается более позитивное отношение к России. Это чувствуется на многих форумах с европейцами. С одной стороны, это связано с экономическим кризисом, который заставляет страны старой Европы больше обращать внимание на собственные экономические проблемы и смотреть на Россию как на эффективного экономического партнёра. А страны новой Европы перестали рассматривать Евросоюз и Запад в целом как единственный гарант своей безопасности, стабильности, процветания и т.д., поскольку помощи во время кризиса никто не дождался.

Наметились определённые пацифистские настроения в Европе, произошло разочарование в деятельности НАТО в Афганистане, появились серьёзные антивоенные настроения. В Европе сейчас сокращаются военные расходы, 70% немцев – за вывод войск из Афганистана и т.д. Всё это говорит о том, что сейчас наименьший антироссийский накал в европейских странах за последние 20 лет. 

Что касается доклада о событиях 2008 года на Кавказе, то европейские структуры уже не в первый раз признают, что нападение произошло со стороны Грузии. Ранее был подготовлен соответствующий доклад ещё в рамках ОБСЕ, который содержал те же самые выводы.

Причиной, почему такое внимание уделяется этим событиям, является то, что в Европе всегда сочувствуют маленьким и слабым – например, Грузии, которая, как там считают некоторые, подвергается давлению со стороны России.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".