Статья
1037 13 мая 2010 0:02

Россия защитит свои интересы

В Совет Федерации на «правительственный час» приглашен министр иностранных дел Сергей Лавров. Его задача -  проинфоровать сенаторов о проблемах международно-правового обеспечения приоритетных направлений внешней политики.

К выступлению Сергея Лаврова опубликованы письменные ответы министр на вопросы сенаторов. В них говорится, что сотрудничество с Евросоюзом, Китаем, Индией и США остается среди приоритетов российской внешнеэкономической деятельности, но одновременно растет значение связей с Латинской Америкой и Африкой.

«Именно с этими государствами Россия сегодня наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры отечественного экспорта и экономики в целом, освоения новых рынков в третьих странах и реализации транзитного транспортного потенциала России», - подчеркивает Сергей Лавров.

Сергей Лавров заявляет, что России необходимо усиливать свою роль в формировании мирового экономического порядка, а также активизировать политику привлечения инвестиций, особенно в области высоких технологий, а также в обрабатывающей отрасли с целью ее технологической модернизации и повышения конкурентоспособности. «Деятельность России в ведущих международных институтах должна заключаться в максимально активном участии в них для создания благоприятных условий решения наших внешнеэкономических задач», - подчеркнул глава МИД РФ.

Обращаясь к сенаторами, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия выступает за соблюдение международных норм всеми государствами, но в случае необходимости готова защищать свои национальные интересы самостоятельно. «Нам всем необходимы единые и одинаково трактуемые правила игры на международной арене», - сказал министр. Он отметил, что это в полной мере соответствует российской «внешнеполитической философии», которая призвана обеспечить последовательное, но неконфронтационное продвижение коренных интересов РФ.

Министр подчеркнул, что Россия последовательно выступает за соблюдение всеми государствами их международно-правовых обязательств и сама соблюдает их, борясь с нарушениями международного права. «Мы готовы взаимодействовать со всеми государствами в решении любых проблем, ну а когда наши партнеры не проявляют встречной заинтересованности в сотрудничестве, мы для защиты своих национальных интересов будем действовать самостоятельно, но всегда на основе международного права», - сказал Сергей Лавров.

Говоря о решении реформировать Совет Безопасности ООН, Сергей Ларов высказался за то, чтобы оно было основано на консенсусе. По его словам, в мире существуют разные позиции по поводу реформирования СБ ООН, увеличения количества его членов. Сергей Лавров констатировал, что в СБ явно недостаточно представлены развивающиеся страны. В то же время он подчеркнул, что увеличение количества членов СБ может негативно сказаться на его работоспособности.  Кроме того, он высказался за достижение общего согласия и назвал нежелательным сценарий, когда вопрос о реформировании СБ ООН придется выносить на голосование.

Министр иностранных дел затронул в своем выступлении вопросы ратификации договора по СНВ, а также подготовку базового договора с ЕС.

Сергей Лавров заявил, что в ближайшее время в Госдуму будет внесен на ратификацию пакет документов по Договору о СНВ, Россия будет придерживаться установки на синхронную с США ратификацию этого документа.

Кроме того, министр сообщил, что Россия добивается скорейшего завершения «американской стороной процесса ратификации межправсоглашений о сотрудничестве в сфере мирного использования атомной энергии». По его словам, эта работа дает свои плоды. В связи с этим он напомнил, что недавно президент США Барак Обама вновь внес в Конгресс США подписанный с Россией в 2008 году договор, «который, конечно же, укрепят правовые основы нашего взаимодействия в этой важнейшей сфере».

Сергей Лавров также с удовлетворением отметил то, как идет процесс переговоров по новому базовому договору с Евросоюзом. «Мы изначально условились, что договор будет юридически обязывающим. Многие статьи уже согласованы, хотя, конечно же, остается еще целый ряд вопросов, который предстоит урегулировать», - сказал глава МИД РФ.

Касаясь двусторонних взаимоотношений со странами, Сергей выразил надежду, что Россия и США в ближайшие дни достигнут принципиальных договоренностей в вопросах, связанных с процедурой усыновления российских детей. «Надеюсь, что на этой неделе будет достигнуто принципиальное понимание, и в самое ближайшее время договор будет подписан», - заявил министр в СФ.

В отношении нашего ближайшего соседа – Украины, министр сообщил, что она отменяет дискриминационные меры в отношении русскоязычных телеканалов, которые действовали в период нахождения власти бывшего президента этой страны Виктора Ющенко. По поводу Юлии Тимошенко и возбуждении уголовного дела на нее Лавров сказал, что это внутренний вопрос Украины.
 

Глава внешнеполитического ведомства не раз озвучивал позицию России на международных форумах, в преддверии важных переговоров. Одно из последних выступлений Сергея Лаврова, где он охарактеризовал внешнюю политику России – интервью российским СМИ в апреле 2010 года. Глава МИД отвечал на вопросы РИА Новости, Голос России и Russia Today. 

Министру был задан вопрос о новом Договоре о европейской безопасности, который продвигает Россия.

Сергей Лавров отметил: «Мы не предлагаем ровно ничего нового по сравнению с тем, что уже было продекларировано в виде политических заявлений, а также коллективных политических заявлений на высшем уровне всеми государствами Евроатлантики в 90-е годы, когда принимались документы ОБСЕ, документы Совета Россия - НАТО, включая одобренную в 1999 году Хартию европейской безопасности. Там сказано, что безопасность неделима, что ни одно государство не будет укреплять свою безопасность за счет безопасности любого другого государства Евроатлантики».

Он напомнил, что в документе также сказано, что ни одна из действующих в Евроатлантике организаций не может быть главнее другой, что не существует иерархии международных организаций на нашем континенте, что прямо указывает на ту роль, которую должны играть и НАТО, и ОДКБ, и ОБСЕ, и действующие другие структуры, которые здесь существуют.

 «Поэтому, когда мы предлагаем эти политические обязательства перевести в разряд юридических, мы не выдумываем ничего нового. Мы лишь говорим, что в жанре политических деклараций эти обязательства не работают», - пояснил министр.

Журналистов волновал вопрос нормализации российско-грузинских отношений. В этой связи Сергей Лавров заявил, что отношения с Грузией разрывала не Россия. «Эти отношения разорвал нынешний режим в Тбилиси и не только разорвал отношения, но и с такой, знаете, маниакальной настойчивостью делал все, чтобы посеять вражду между российским и грузинским народами», - сказал министр иностранных дел РФ.

Он считает, что Саакашвили делал сознательно работу, которая выгодна тем, кто хочет окончательно разорвать связи между нашими народами. Министр повторил, что Россия не будет иметь никаких дел лично с господином Саакашвили, однако от контактов с грузинской стороной не уходит.

«Что же касается Южной Осетии и Абхазии, то ведь главнейшая беда, которая привела к трагедии в августе 2008 года, заключалась в неспособности целой плеяды постсоветских руководителей Грузии действовать так, чтобы учитывать и следовать коренным интересам своего собственного народа», - убежден министр.

Еще одна тема мировой политики – Иран, его ядерная программ и возможные санкции. Как сказал Сергей Лавров,  в отношении Ирана уже действуют санкции, введенные Советом Безопасности ООН в поддержку тех требований, которые МАГАТЭ уже высказало в адрес Ирана в соответствии с обязательствами этой страны по Договору о нераспространении ядерного оружия. Эти санкции никак не связаны с подозрением, что у Ирана есть ядерное оружие, напомнил Сергей Лавров.

Он заявил: «Пока никто не может со 100-процентной уверенностью сказать, что иранская ядерная программа абсолютно соответствует иранским обязательствам. В отсутствие прогресса в этой сфере и в условиях, когда иранское руководство никак не реагирует на целый ряд предложенных ему конструктивных компромиссных договоренностей, включая договоренность о поставке топлива для тегеранского исследовательского реактора, я не исключаю, что Совет Безопасности ООН будет вынужден вновь рассмотреть эту ситуацию. Другое дело, что сами по себе санкции, и это наше глубокое убеждение, едва ли в каком-либо случае приносят желаемые результаты. Поэтому, если такие предложения поступят в Совет Безопасности, мы будем очень внимательно смотреть, о чем конкретно идет речь. Если санкции будут преследовать цели, которые выходят за рамки задачи не допустить нарушения режима нераспространения, то это вызовет, конечно, осложнения в работе».

При это министр отметил, что Россия не хочет, чтобы под предлогом соблюдения режима нераспространения продвигались какие-то иные цели, включая удушение Ирана, принятие мер, которые будут реально ухудшать гуманитарную ситуацию, положение населении - это противоречит существующим в Совете Безопасности подходам.

Если же говорить о конкретных международных соглашениях, которые играют решающую роль в мировой политике, то таковым можно считать подписанный в апреле 2010 года новый долгожданный договор по СНВ между Россией и США. Документ ограничивает ядерные потенциалы двух стран и создаст большие гарантии международной безопасности.
Россия неоднократно говорила об увязке сокращения ядерных потенциалов с ограничением разворачивания американской ПРО. Поэтому, кроме того, что Россия подписала договор по СНВ, она обнародовала заявление о том, что договор остается в силе, пока ПРО США не становится угрозой для российских стратегических сил. По словам президента России Дмитрия Медведева, «действительно, нам не безразлично, что будет происходить с противоракетной обороной». «Это связано с конфигурацией наших потенциалов, и мы будем следить за тем, как будут развиваться эти процессы», - подчеркнул российский президент.  В свою очередь, президент США Барак Обама заверил, что усилия в сфере ПРО, которые будут предпринимать США, «ни в коем случае не будут угрожать российской безопасности».

Комментарии экспертов

Лавров выступил как профессиональный дипломат. Дипломатия для того и придумана, чтобы продавливать свои интеремы незаметно. При этом все прекрасно понимают, что интересы могут быть вполне конфронтационные, но дипломатия должна их подавать неконфронтационно.

Самое главное здесь, на мой взгляд, - видеть грань между дипломатией и реальностью. Если эта грань соблюдается, то всё в порядке. У меня нет претензий к тому, что произнёс Лавров, потому что было бы дико, если бы он произнёс обратное.

Насколько я понимаю, мы, желая сохранить суверенитет, желая отстоять, упрочить и, может быть, даже вернуть себе предпосылки сохранения суверенитета, вступаем в конфронтацию с внешним регулятором, иначе он тогда ничего не может глобально регулировать. Если у вас один шофёр в машине, а какой-то кусок двигателя собирается работать независимо от него, то очень трудно управлять машиной, фактически невозможно. Другое дело, что для нас – это его проблема, мы никого за этот руль не сажали, шофёра не назначали, и это не наша проблема.

С этой точки зрения, я хочу сказать, что внешне всё выглядит именно так, как говорит Лавров, особенно сейчас, в период перезагрузки, подперезагрузки и т.д. Создаётся впечатление, что мы кооперируемся в рамках наших интересов с США, в ближнем зарубежье (достаточно посмотреть на Украину, Киргизию и даже на Грузию). То есть явные признаки кооперации, ослабления давления США на различные группы его союзников-сателлитов для того, чтобы противостоять России. Фактически мы сейчас можем видеть, что активно противостоят России только те группы, для которых не нужно давление США, чтобы они противостояли, то есть определённые элементы в Восточной Европе и т.д. А остальных как бы оставили в покое.

Что касается нефтегазовых сфер, я думаю, что США в ближайшее время вообще оставят нас в покое с нефтегазовой сферой по одной простой причине: нефтегазовая сфера стремительно теряет стратегическое, геополитическое значение в том виде, в котором она существовала раньше. В первую очередь это связано с тем, что США вышли на траекторию самообеспечения себя углеводородами. Таким образом, в связи с кризисом спрос падает и будет падать дальше. Доказано, что среднесрочная перспектива достаточно серьёзная. Во всяком случае, это та перспектива, на которую разрабатывается текущая стратегия.

Нужно понимать то, что этот договор переводит ситуацию с ядерным оружием в мире на новый уровень. Этот уровень заключается в том, что американцы постепенно отказываются от ядерного оружия. В XX веке после его создания и фактически до распада СССР ядерное оружие было оружием армагеддона, то есть оружием тотального уничтожения противника, коммунистического Советского Союза или, наоборот, империалистической Америки.

Политические элиты, которые тогда находились у власти, совершенно всерьёз рассматривали вероятность уничтожения друг друга, и для этого нужно было некое оружие, но сейчас, с распадом Советского Союза и советской военной доктрины, советской военной мощи, для американцев нет никакой необходимости держать такой арсенал. В связи с этим ядерное оружие прекращает выполнять свою функцию, потому что эта функция просто отпадает.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".