Статья
28 Августа 2009 0:01

Российский кинематограф

<p>27 августа отмечен День российского кино. Кинематограф с появлением телевидения вошел в повседневную жизнь. Но благодаря таланту многих поколений режиссеров и актеров, кино не перестает быть праздником.</p>
<p>В кинематографе кроме развлекательной функции присутствует еще и некий посыл к обществу. Кино как искусство отражает жизнь и в то же время способно на нее влиять - воздействовать на умы, создавать образы для подражания, быть проводником идей, формировать ценности. В России кино перешагнуло сложный период "межсезонья", когда советский кинематограф закончился, а новые ориентиры и возможности для развития не были еще найдены. Сегодня эти проблемы позади. Снимается много фильмов, появляются новые имена, что дает пищу критикам и зрителям рассуждать, в каком направлении движется российский кинематограф и насколько высок его уровень.   </p>
<p>Все лучшее, что получило высокую оценку профессионалов на российских и зарубежных смотрах весной и летом 2009 года можно посмотреть на VII Московском фестивале отечественного кино «Московская премьера».  </p>
<p>Как сообщает портал "<a title="Наш фильм" href="http://www.nashfilm.ru/">Наш фильм</a>", начался фестиваль в День российского кино 27 августа показом фильма Карена Шахназарова «Палата № 6», закроется – премьерой фильма Павла Лунгина «Царь». В рамках проведения специальных событий – премьера фильма Василия Сигарева «Волчок» (Гран-при ОРКФ в Сочи, 2009 – первый показ в Москве), а также трилогия Сергея Соловьева «Асса-1» – «Асса-2» – «Анна Каренина».</p>
Комментарии экспертов
<p>Российский кинематограф идет по пути формирования жанрового кино. Мы научились не хуже американцев работать со спецэффектами. Теперь мы можем  ставить юмор на поток, хотя раньше в русском искусстве это было разовым продуктом. Проиграл ли он в качестве – это вопрос, но коммерческая составляющая налицо.</p>
<p>Еще одно направление в развитии российского кинематографа – это авторское кино. И здесь трудно судить, потому что если в свое время фильм Серебрянникова «Изображая жертву» вызвал восторг, и казалось, что уже появились молодые режиссеры, у которых есть своя линия, то в последнее время каких-то таких прорывов не было. «Кислород» Вырыпаева, например, на мой взгляд,  невозможно смотреть. Хотя совсем недавно надежда теплилась: «Гарпастум» и «Бумажный солдат» Германа-младшего – действительно выдающиеся фильмы.</p>
<p>Еще у нас есть Никита Михалков, который, судя по трейлеру «Утомленные солнцем-2», решил пойти по пути Квентина Тарантино. С той лишь разницей, что если Тарантино поднимает балаганные жанры на уровень высокой культуры, то, по-моему, Михалков решил заняться обратным.<br>
</p>
<p>Некоторое время тому назад у нас много говорили о том, что кино у нас расцветает. Появилось много хороших отечественных фильмов, мы стали гордиться тем, что у нас вкладываются миллионы в кино, а слово «блокбастер» стало применяться по отношению к отечественным фильмам. Всё это внушало определённый оптимизм. Но кризис всё это развернул в прямо противоположном направлении. Индустрия встала. Амбициозные проекты, которые росли на шальных деньгах, остановлены. Да и не амбициозные тоже уже с трудом подыскивают себе финансирование. Люди стали реже ходить в кино, денежку считают и идут только на проверенные фильмы – на те, на которые им очень хочется пойти. </p>
<p>На мой взгляд, снова стали одерживать победу «летучие киоски» с дешёвенькими пиратскими дисками, потому что, во-первых, иногда эти диски дешевле билета в кино, а, во-вторых, если фильм хороший, можно посмотреть его несколько раз, поставить на полку и дома смотреть с большим комфортом. С жареной картошкой, например, а не с попкорном. Такая картина складывается сейчас.</p>
<p>Это к вопросу о том, надо ли кино поддерживать. Если мы хотим, чтобы отечественное кино тихо скончалось, то нет, кино не надо поддерживать – оно абсолютно свободно и совершенно не подцензурно помрёт. Нам всем, наверное, будет неприятно присутствовать на похоронах такой истории, как отечественное кино. </p>
<p>Что делать? Одним из ответов является образование правительственного совета по развитию кинематографии. Туда вошёл ряд уважаемых людей. Действительно, это крупные кинематографисты, деятели телевидения. И сейчас они должны будут понять и выдвинуть понятные правила, по которым государственная поддержка будет оказываться кинематографии. Ясно, что такая поддержка будет оказываться не всем фильмам подряд и не всем студиям подряд, а лишь некоторым, что сейчас вызывает ожесточённые споры и различные версии. </p>
<p>И как только просачивается какая-нибудь очередная концепция того, как будут распределяться эти деньги, поднимается колоссальный скандал, потому что недовольных всегда больше. Например, ходили слухи, что будет выделено определённые количество студий, которым господдержка будет дана, а остальным не будет. Или, например, что господдержка будет дана определённому количеству студий в первую очередь, и у них денег будет больше, а другим производителям кино денег дадут во вторую очередь и меньше. До последнего времени у нас поддерживалось арт-хаусное кино, детское кино, дебюты, анимационные фильмы. </p>
<p>Тот совет, который сейчас создан, еще не приступал к разработке окончательного варианта, как будет происходить господдержка. Учитывая оценки, звучавшие в прессе, совет должен будет осмыслить, кого и почему надо поддерживать. Так например Константин Эрнст буквально следующим образом сказал, как в последнее время финансировало государство то самое кино, которое финансировало. Он назвал такую поддержку бессмысленной и беспощадной. </p>
<p>Мне кажется, что полного единого мнения тут быть не может, но наверняка стоит поддерживать кино, которое будет качественным, социально значимым, важным для жизни общества, зрительским, на которое обязательно пойдут люди и посмотрят. Безусловно, нужна поддержка таким большим, серьёзным проектам, которые прозвучат и оставят след в душе, например, молодого зрителя, или, наоборот, напомнят о каких-то исторических вехах, произведут в головах зрителей некоторые важные для понимания истории или современности повороты. Государство приблизительно должно понимать, куда оно рулит, и в связи с этим (это ведь госзаказ, никто этого не скрывает), мне кажется, оно должно формировать такой вот госзаказ.</p>
<p>Мне кажется, что всё равно нужно поддерживать арт-хаусные проекты – то, что называется экспериментальным кино. Без этого не будет движения в кинематографе, не будет отечественного кино, не будет фестивального кино, и не будет важнейшего движения внутри индустрии, движения потоков искусства. Это тоже обязательно нужно поддерживать. </p>
<p>Нужно поддерживать детское кино, нужно поддерживать анимацию, мультипликацию. Здесь есть, на мой взгляд, определённый положительный опыт, когда уже есть хорошие детские мультипликационные фильмы, которые и для души, и для воспитания.</p>
<p>На самом деле только этим кино спасти невозможно. Но тут уж ничего не поделаешь. Я думаю, преодоление кризиса в целом вернёт нам и те проекты, которые в никакой государственной поддержке не нуждаются, а проходят по линии свободного творчества, свободы искусства и всего остального, с чего мы и начали, и чему кризис, хочется надеяться, временно и ненадолго положил конец. </p>
<p><br>
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".