Статья
1824 28 августа 2009 0:01

Российский кинематограф

27 августа отмечен День российского кино. Кинематограф с появлением телевидения вошел в повседневную жизнь. Но благодаря таланту многих поколений режиссеров и актеров, кино не перестает быть праздником.

В кинематографе кроме развлекательной функции присутствует еще и некий посыл к обществу. Кино как искусство отражает жизнь и в то же время способно на нее влиять - воздействовать на умы, создавать образы для подражания, быть проводником идей, формировать ценности. В России кино перешагнуло сложный период "межсезонья", когда советский кинематограф закончился, а новые ориентиры и возможности для развития не были еще найдены. Сегодня эти проблемы позади. Снимается много фильмов, появляются новые имена, что дает пищу критикам и зрителям рассуждать, в каком направлении движется российский кинематограф и насколько высок его уровень.   

Все лучшее, что получило высокую оценку профессионалов на российских и зарубежных смотрах весной и летом 2009 года можно посмотреть на VII Московском фестивале отечественного кино «Московская премьера».  

Как сообщает портал "Наш фильм", начался фестиваль в День российского кино 27 августа показом фильма Карена Шахназарова «Палата № 6», закроется – премьерой фильма Павла Лунгина «Царь». В рамках проведения специальных событий – премьера фильма Василия Сигарева «Волчок» (Гран-при ОРКФ в Сочи, 2009 – первый показ в Москве), а также трилогия Сергея Соловьева «Асса-1» – «Асса-2» – «Анна Каренина».

Комментарии экспертов

Российский кинематограф идет по пути формирования жанрового кино. Мы научились не хуже американцев работать со спецэффектами. Теперь мы можем  ставить юмор на поток, хотя раньше в русском искусстве это было разовым продуктом. Проиграл ли он в качестве – это вопрос, но коммерческая составляющая налицо.

Еще одно направление в развитии российского кинематографа – это авторское кино. И здесь трудно судить, потому что если в свое время фильм Серебрянникова «Изображая жертву» вызвал восторг, и казалось, что уже появились молодые режиссеры, у которых есть своя линия, то в последнее время каких-то таких прорывов не было. «Кислород» Вырыпаева, например, на мой взгляд,  невозможно смотреть. Хотя совсем недавно надежда теплилась: «Гарпастум» и «Бумажный солдат» Германа-младшего – действительно выдающиеся фильмы.

Еще у нас есть Никита Михалков, который, судя по трейлеру «Утомленные солнцем-2», решил пойти по пути Квентина Тарантино. С той лишь разницей, что если Тарантино поднимает балаганные жанры на уровень высокой культуры, то, по-моему, Михалков решил заняться обратным.

Некоторое время тому назад у нас много говорили о том, что кино у нас расцветает. Появилось много хороших отечественных фильмов, мы стали гордиться тем, что у нас вкладываются миллионы в кино, а слово «блокбастер» стало применяться по отношению к отечественным фильмам. Всё это внушало определённый оптимизм. Но кризис всё это развернул в прямо противоположном направлении. Индустрия встала. Амбициозные проекты, которые росли на шальных деньгах, остановлены. Да и не амбициозные тоже уже с трудом подыскивают себе финансирование. Люди стали реже ходить в кино, денежку считают и идут только на проверенные фильмы – на те, на которые им очень хочется пойти.

На мой взгляд, снова стали одерживать победу «летучие киоски» с дешёвенькими пиратскими дисками, потому что, во-первых, иногда эти диски дешевле билета в кино, а, во-вторых, если фильм хороший, можно посмотреть его несколько раз, поставить на полку и дома смотреть с большим комфортом. С жареной картошкой, например, а не с попкорном. Такая картина складывается сейчас.

Это к вопросу о том, надо ли кино поддерживать. Если мы хотим, чтобы отечественное кино тихо скончалось, то нет, кино не надо поддерживать – оно абсолютно свободно и совершенно не подцензурно помрёт. Нам всем, наверное, будет неприятно присутствовать на похоронах такой истории, как отечественное кино.

Что делать? Одним из ответов является образование правительственного совета по развитию кинематографии. Туда вошёл ряд уважаемых людей. Действительно, это крупные кинематографисты, деятели телевидения. И сейчас они должны будут понять и выдвинуть понятные правила, по которым государственная поддержка будет оказываться кинематографии. Ясно, что такая поддержка будет оказываться не всем фильмам подряд и не всем студиям подряд, а лишь некоторым, что сейчас вызывает ожесточённые споры и различные версии.

И как только просачивается какая-нибудь очередная концепция того, как будут распределяться эти деньги, поднимается колоссальный скандал, потому что недовольных всегда больше. Например, ходили слухи, что будет выделено определённые количество студий, которым господдержка будет дана, а остальным не будет. Или, например, что господдержка будет дана определённому количеству студий в первую очередь, и у них денег будет больше, а другим производителям кино денег дадут во вторую очередь и меньше. До последнего времени у нас поддерживалось арт-хаусное кино, детское кино, дебюты, анимационные фильмы.

Тот совет, который сейчас создан, еще не приступал к разработке окончательного варианта, как будет происходить господдержка. Учитывая оценки, звучавшие в прессе, совет должен будет осмыслить, кого и почему надо поддерживать. Так например Константин Эрнст буквально следующим образом сказал, как в последнее время финансировало государство то самое кино, которое финансировало. Он назвал такую поддержку бессмысленной и беспощадной.

Мне кажется, что полного единого мнения тут быть не может, но наверняка стоит поддерживать кино, которое будет качественным, социально значимым, важным для жизни общества, зрительским, на которое обязательно пойдут люди и посмотрят. Безусловно, нужна поддержка таким большим, серьёзным проектам, которые прозвучат и оставят след в душе, например, молодого зрителя, или, наоборот, напомнят о каких-то исторических вехах, произведут в головах зрителей некоторые важные для понимания истории или современности повороты. Государство приблизительно должно понимать, куда оно рулит, и в связи с этим (это ведь госзаказ, никто этого не скрывает), мне кажется, оно должно формировать такой вот госзаказ.

Мне кажется, что всё равно нужно поддерживать арт-хаусные проекты – то, что называется экспериментальным кино. Без этого не будет движения в кинематографе, не будет отечественного кино, не будет фестивального кино, и не будет важнейшего движения внутри индустрии, движения потоков искусства. Это тоже обязательно нужно поддерживать.

Нужно поддерживать детское кино, нужно поддерживать анимацию, мультипликацию. Здесь есть, на мой взгляд, определённый положительный опыт, когда уже есть хорошие детские мультипликационные фильмы, которые и для души, и для воспитания.

На самом деле только этим кино спасти невозможно. Но тут уж ничего не поделаешь. Я думаю, преодоление кризиса в целом вернёт нам и те проекты, которые в никакой государственной поддержке не нуждаются, а проходят по линии свободного творчества, свободы искусства и всего остального, с чего мы и начали, и чему кризис, хочется надеяться, временно и ненадолго положил конец.


 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".