Статья
1035 25 ноября 2009 0:01

Российский пенсионный форум

Никакие технические проблемы не должны помешать изменениям в пенсионной системе с начала следующего года, заявил вице-премьер РФ Александр Жуков. «На сегодняшний день большая часть подготовительной работы уже сделана, но совсем уже мало времени осталось до нового года. Здесь нужно приложить максимум усилий, чтобы не скомпрометировать какими-то техническими проблемами саму суть преобразований, которые сделаны», - сказал он на открытии Второго ежегодного российского пенсионного форума.

Александр Жуков считает, что увеличение пенсий с 2010 года «даст дополнительный толчок по выходу из экономического кризиса».

Вице-премьер напомнил, в частности, что с 1 января 2010 года россиян ожидает валоризация, то есть переоценка пенсионного капитала. Речь идет об увеличении пенсий граждан старшего поколения, в первую очередь тех, кто имел большой трудовой стаж в советское время.

Кроме того, с 2010 года будут объединены базовая и страховая части пенсии, и индексироваться будет вся пенсия целиком в соответствии с ростом средней зарплаты, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера. Как ожидается, в результате этот процесс будет более простым и понятным для пенсионеров.

Предполагается, что с 2010 года размер пенсии в сумме с другими социальными выплатами будет не ниже прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ. Это будет сделано путем введения соответствующей социальной доплаты к пенсии. Эту доплату будут получать все неработающие пенсионеры, чей размер пенсии вместе с ежемесячной денежной выплатой и дополнительным материальным обеспечением ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе.

Как подчеркнул Жуков, в настоящее время необходимо решить массу технических проблем, от которых зависит успех пенсионной реформы.

На форуме выступил глава правительства РФ Владимир Путин, который подтвердил переход от ЕСН к взноса во внебюджетные фонды. Он напомнил, что с 2011 года размер взносов увеличится, но в перспективе возможно снижение налоговой нагрузки.

Говоря о накопительной пенсионной системе в целом, Владимир Путин заявил, что ее  развитие невозможно при высокой инфляции. «Мы будем развивать накопительную систему, но мы будем эффективно работать только если сможем выйти на хорошие, устойчивые, благоприятные показатели по макроэкономике», - сказал премьер-министр.

Основной темой российского пенсионного форума стала стратегия развития негосударственного пенсионного обеспечения. В рамках форума планируется также обсудить вопросы повышения пенсионных прав и ликвидации бедности среди пенсионеров, проблемы перехода на страховые принципы финансирования трудовых пенсий, а также стратегию развития негосударственного пенсионного обеспечения.

Основная цель повышения пенсионных прав граждан - восстановление справедливости по отношению к лицам старшего поколения, чей трудовой стаж или большая его часть приходится на советские годы.

В 2009 году проведена значительная работа по осуществлению мер, направленных на повышение реального уровня пенсионного обеспечения для всех пенсионеров, особое внимание было отдано представителям старшего поколения, пенсионные права которых в 90-е годы были ущемлены.

Разработаны и приняты важные законы, направленные на более полное воплощение в пенсионной системе страховых принципов и на достижение ее долгосрочной сбалансированности. В них закреплен перевод базовой части пенсии в страховую часть, замена единого социального налога (ЕСН) прямыми взносами на обязательное пенсионное страхование, переход к ежеквартальной отчетности по взносам и иные механизмы.

Все это создает предпосылки для вывода пенсионного обеспечения в России на качественно новый уровень, который обеспечить пенсию на уровне европейских стандартов (с коэффициентом замещения зарплаты пенсией не ниже 40 % от утраченного заработка, с которого уплачивались страховые взносы не менее 30 лет). Российский пенсионный форум является экспертной площадкой, где ежегодно представители государства, бизнеса, гражданского общества, науки обсуждают вопросы развития пенсионного законодательства и дальнейшего совершенствования пенсионной системы.

Первый пенсионный форум состоялся 16 декабря 2008 года и объединил около 300 участников - представителей органов исполнительной власти, территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондов, научного сообщества и общественности. На нем были публично представлены основные положения развития пенсионной системы, включенные в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В свою очередь подверглись обсуждению цели развития системы обязательного пенсионного страхования и механизмы их достижения.

Комментарии экспертов

В негосударственном секторе  существует два разных типа пенсионных фондов - крупные корпоративные пенсионные фонды, которые связаны с крупными компаниями, и небольшие, связанные, как правило, с инвесткомпаниями или банками.

Что касается крупных компаний, то там система добровольная и она мало кем отслеживается. Например, фонд РДЖ «Благосостояние», «Газфонд» или фонд «Лукойла». По умолчанию, значительная часть пенсионных накоплений идёт именно туда, работникам «Газпрома» и РЖД. Все они как бы квази-государственные в том плане, что граждане выбирают их не совсем рационально  -  по умолчанию туда идёт определённое выделение денежных средств. Это крупные игроки на рынке, серьёзный финансовый институт. Они  держатся  именно на своих работниках.

Что касается небольших инвестиционных фондов, то многие из них живы и в кризис. Следует отметить, что как раз на фоне экономического кризиса он показывают большую доходность. Это было связано с тем, что рынок рос. В то время как ВЭБ  перестраховывался в облигациях и некрупных бумагах, частные фонды имели возможность этот доход  поймать.  

Поэтому пенсионные фонды растут  достаточно серьёзно. Стоит отметить, что в современном мире как раз они являются основным институционным инвестором. Именно они цементируют финансовую систему, выступая  в качестве долгосрочных инвесторов.

Повышение пенсий и исполнение того обязательства обеспечить уровень пенсий не меньше прожиточного минимума для всех – это в любом случае безусловные обязательства, это та задача, которую необходимо решить. Другой стратегический вопрос, вопрос Пенсионной реформы, всё равно остаётся актуальным. То, что касается тех решений, которые приняты сейчас, то они финансово обеспечены, но в значительной степени за счёт резервных фондов.

Но что касается среднесрочной перспективы, я думаю, что уже в следующем году на правительственном уровне, на уровне президента всё равно придётся обсуждать дальнейшие шаги по развитию пенсионной системы. Здесь очень много завязано на налоговую политику, к возобновлению дискуссии вокруг которой президент призвал. Есть много вопросов, которые завязаны на перспективы приватизации и определение уровня присутствия государства в экономике и т.д.

Что касается нынешних решений, связанных с повышением пенсий, то в них есть определённая антикризисная составляющая. Понятно, что такое масштабное повышение пенсий способно в определённой мере стимулировать потребительский спрос для экономики. Ограничители, связанные со спросом, сегодня являются ключевыми с точки зрения положения экономики и перспектив её восстановления. Понятно, что производство не будет расширяться и развиваться, предприниматели сейчас не будут стимулировать дальнейшее развитие своих бизнесов, создание новых рабочих мест, если спросовые ограничения будут оставаться столь серьёзными, какими они являются сейчас.

В этом смысле впрыск этих пенсионных денег в экономику отчасти будет иметь антикризисное значение и на спрос повлияет. Другое дело, что преувеличивать масштаб этого эффекта нельзя, потому что, во-первых, у пенсионеров традиционно очень высока норма сбережения. Значительная часть этих денег не будет направлена в спрос, она будет сберегаться. Если часть из них поступит в банковскую систему, это позволит банкам более уверенно себя чувствовать с точки зрения расширения кредитования, что тоже будет неплохо.

С другой стороны, даже те деньги, которые пенсионеры способны будут принести на потребительский рынок – в значительной степени это те деньги, которые окажутся направлены на потребление товаров импортного производства, не отечественного. Это наша традиционная проблема, связанная с очень высокой импортозависимостью, в том числе в товарах первой необходимости, которых мы производим крайне мало.

То, что мы наблюдаем уже сейчас: например, по итогам октября у нас восстановились плюсовые показатели розницы впервые за много месяцев. До этого она сокращалась. Это было очень жёстким показателем спросовых ограничений. В октябре рост немного наблюдается, но этот рост потребления удовлетворяется в основном за счёт импорта. Опять пошёл резкий рост импорта, в том числе продовольственных товаров и товаров первой необходимости.

Из-за этих моментов, импортозависимости экономики и высокой нормы сбережений и накоплений у пенсионеров, далеко не все эти сберегаемые деньги попадут в банковскую систему. Из-за этого антикризисный эффект от увеличения пенсий, стимулирующий экономику, будет не таким, каким мог бы быть.


 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".