Статья
14 Октября 2009 0:02

Российско-чешские переговоры

<p>Президент России Дмитрий Медведев встретился с президентом Чехии Вацлавом Клаусом в подмосковной резиденции в Барвихе. Стороны обсудили вопросы европейской безопасности, другие аспекты международной жизни, крупные двусторонние проекты.</p>
<p>Дмитрий Медведев обратил внимание на потребность в площадке для решения проблем безопасности в Европе.  "Мы считаем, что не все проблемы европейской безопасности решаемы в рамках действующих институтов - НАТО, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ. Нам не хватает общей площадки для решения этих вопросов", - сказал Дмитрий Медведев на пресс-конференции, комментируя итоги переговоров с президентом Чехии Вацлавом Клаусом. Он выразил надежду на то, что "идея о создании такой площадки будет встречена европейскими партнерами с пониманием и благосклонностью". </p>
<p>Как отметил Д.Медведев, «несмотря на определенное ослабление напряженности, несмотря на признание многополярного миропорядка со стороны ведущих игроков, мы эту идею будем продвигать». Он напомнил, что ведущие мировые экономики уже создали формат «двадцатки» для обсуждения глобальных экономических вопросов. «Но и Европа должна иметь такую площадку. Мы все европейские государства и заинтересованы в том, чтобы наш общий дом был современным и безопасным», - сказал Д.Медведев.</p>
<p>Президент Чехии отметил снижение напряженности в международных отношения. Вместе с тем, В.Клаус подчеркнул, что «он не тот человек, который хочет глобального правительства, которое бы управляло всем миром». «Я не думаю, что нужно верить в большие проекты общеевропейской безопасности. Я подхожу к этому очень прагматично, я не вижу для этого большого будущего. У меня нет к этой идее такого подхода, чтобы я аплодировал ей или был принципиально против», - добавил он.</p>
<p>Дмитрий Медведев со своей стороны согласился с тем, что ощущается изменение климата международных отношений. Он рассказал, что ощутил это на состоявшейся в сентябре в Нью-Йорке Генассамблее ООН. «Это была лучшая Генассамблея за последние годы. Изменился климат. Позиции многих стран стали более открытыми. Страны, которые занимали однополярную позицию, стали признавать многополярный характер мира», - сказал Д.Медведев.</p>
<p>За переговорами лидеров двух стран последует подписание миллионных контрактов между компаниями. «Это показывает, что несмотря на мировой кризис, наши отношения развиваются хорошо и поступательно», - сказал Дмитрий Медведев. Он добавил, что у чешского президента  в Москве запланирована встреча с представителями российского и чешского бизнеса.</p>
<p>Со своей стороны президент Чехии сообщил, что подробно обсудил с Д.Медведевым вопросы энергетического сотрудничества. «Говорили о нефти, газе, об атомной энергетике. Думаю, что это хорошо, что значительная русская фирма стремится участвовать в развитии атомной энергетики в Чехии», - подчеркнул он.</p>
<p>Российский лидер говорил также о том, что Россия не претендует на роль эксклюзивного поставщика энергоресурсов в Европу, вместе с тем подчеркивает необходимость правовых рамок энергетического сотрудничества.</p>
<p>Как сообщалось ранее, Россия заявила о готовности участвовать в тендере на строительство АЭС в Чехии, для чего планируется создать консорциум, в который могут войти «Атомэнергомаш», ОКБ «Гидропресс» и чешская «Шкода». <br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>В отличие от Польши, у Чехии уже несколько лет назад исчезли такого рода исторические комплексы, связанные с событиями 68-го года, с претензиями к нашей стране и нашей общей истории. Здесь отношения развивались в более продуктивном духе, чем с польской стороной, во многом в силу того, что чешская элита была более прагматичной и в большей степени расположенной к сотрудничеству. <br />
<br />
Встреча Дмитрия Медведева с коллегой из Чешской Республики, безусловно, весьма интересна российской стороне, прежде всего в плане зондажа некой общей европейской почвы. Лиссабонский договор уже постепенно приобретает вполне реальные очертания, и Россия хочет посмотреть, насколько европейские элиты готовы сотрудничать как в двустороннем режиме, так и как часть единого европейского целого.<br />
<br />
Поэтому я думаю, что во многом такого рода встречи являются зондированием почвы, стремлением понять, насколько эта европейская интеграция глубока и насколько её субъекты готовы играть по общеевропейским правилам или же всё-таки здесь есть возможности для развития двустороннего партнёрства без особой оглядки на Брюссель. Особенно с учётом того, что Клаус является достаточно давним противником углублённое евроинтеграции. И в этом плане было бы интересно выслушать не только мнение сторонников этого процесс, но и критиков, умеренных евроскептиков. <br />
<br />
Что касается размещения системы ПРО, то  в Чехии этот проект рассматривался без такого энтузиазма, как это было в Польше. В Чехии большинство населения было настроено против размещения американских военных объектов. Поэтому отказ американской стороны от создания позиционного района ПРО был воспринят с облегчением в том плане, что в этом случае Чехия ничего не теряла во взаимоотношениях с США, но и сохраняла добрые отношения с РФ, которая выражала очень серьёзную обеспокоенность по поводу размещения радара НАТО на территории Чехии.<br />
<br />
 </p>
<p>Сегодня происходит процесс пространства безопасности. ОБСЕ свою  в этом плане свою функцию не выполняет, она сосредоточилась на конкретной теме – права человека, демократия. Тема, конечно, важная, но не единственная, которой эта организация должна была бы заниматься. НАТО находится в кризисе – их расширение остановилось, и они не понимают, что делать дальше. ООН по причине наличия права вето и консенсусного принятия решений не является эффективной переговорной площадкой. Яркий пример –  за последнее время несколько достаточно важных военных кампаний начались без санкции ООН, и мир не перевернулся. Такие региональные организации, как ОДКБ, ШОС, решают локальные задачи, они не могут полностью дирижировать процессами хотя бы в европейском и в евроатлантическом регионе.</p>
<p>Соответственно,  нужна реформа ОБСЕ, но  я очень сильно сомневаюсь, что это возможно. Я, честно говоря, не возлагал бы чрезмерных надежд на председательство Казахстана в этой организации. Поэтому нужен или новый договор, или новая переговорная площадка, на которой бы эта новая архитектура европейской безопасности вырабатывалась. Я не вижу сейчас воли для того, чтобы это реализовывать, ни у европейских стран, ни у США. Америка устраняется от этой проблематики, Европа в целом удовлетворена своей собственной безопасностью.</p>
<p>Поэтому я думаю, что инициатива должна исходить, с одной стороны, от России, а, с другой стороны, от тех стран постсоветского пространства, которые чувствуют дефицит этой безопасности. Это Украина, которая застряла между двумя глыбами и не понимает своего места в мире. Это Казахастан и страны Центральной Азии, для которых серьёзнейшим риском является возможное давление со стороны радикальных исламистов через Афганистан и вообще расширенный Ближний Восток. Поэтому я думаю, что должна быть какая-то киевская инициатива, алмаатинская, астанинская инициатива.</p>
<p>Проблема в том, что идея Медведевым (о площадке для решения проблем безопасности в Европе) была заявлена ещё год назад, и её даже поддержали Меркель и Саркози, но она пока не получила конкретизации. Поэтому я думаю, что должен быть постоянно действующий экспертный форум, который бы собирался не реже одного раза в месяц, в который входили бы эксперты европейские, российские, представители постсоветского пространства, в первую очередь стран Центральной Азии, для того, чтобы это был механизм, работающий на подходах и принципах безопасности для Европы в целом, так и проблем безопасности конкретных регионов (в первую очередь Черноморский регион, Кавказ и Центрально-азиатский регион). Эти вещи необходимо обсуждать в режиме нон-стоп, разрабатывать уже какие-то конкретные рекомендации.</p>
<p>Второй принципиально важный момент, который, кстати, сегодня прозвучал в переговорах Клауса и Медведева – это то, что вопросы военно-политической безопасности должны быть увязаны с вопросами безопасности энергетической. Чем больше будет всевозможных транзитных маршрутов (не только энергетики, но и вообще товаров), тем больше будет заинтересованность стран, которые в этих маршрутах участвуют, в предотвращении военных конфликтов на путях следования этих маршрутов.</p>
<p>Мне кажется, это вещи должны быть увязаны, и проблемы военно-политической безопасности должны решаться в комплексе с проблемами безопасности экономической и энергетической.</p>
26 Мая 2016 Общество
Половина госпрограмм признана неэффективной
 Половина госпрограмм признана неэффективной Премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает делать откровенные признания. Несколько дней назад глава правительства в ходе рабочей поездки в Республику Крым заявил, что на индексацию пенсий в бюджете нет денег. Теперь наступила очередь государственных программ.
24 Мая 2016 Общество
Проблема пенсий в Крыму выдумана
 Проблема пенсий в Крыму выдумана В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Крым жители Феодосии пожаловались главе правительства на маленькие пенсии. Медведев сообщил, что денег пока нет. Власти Крыма подчеркивают, что выплаты на полуострове такие же, как и по всей России.
26 Апреля 2016 Экономика
Медведев не знает, как остановить спад экономики
 Медведев не знает, как остановить спад экономики Ситуация в экономике далека от идеальной, чиновники сообщают об этом постоянно. Темпы роста в целом по российской экономике остаются отрицательными, спад ВВП за первые три месяца текущего года составил 1,4%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".