Статья
201 23 Ноября 2010 0:02

Российско-китайские переговоры

В Петербурге прошли переговоры глав правительства России и Китая Владимира Путина и  Вэнь Цзябао, которые ознаменовались подписанием целого ряда соглашений.

По итогам встречи Владимир Путин заявил, что у России и Китая есть «хорошие возможности не только ускорить посткризисное восстановление наших торгово-экономических связей, но и выйти на новые рубежи». В качестве подтверждения премьер привел статистику: за первые восемь месяцев 2010 года российско-китайский товарооборот вырос более чем на 57%.

Владимир Путин обратил внимание на то, что увеличиваются и масштабы инвестиционного взаимодействия. На углубление прямых деловых связей направлена, например, программа взаимодействия между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири и северо-востока Китайской Народной Республики.

Среди подписанных документов глава российского правительства обратил внимание на Соглашение между российским Сбербанком и Экспортно-импортным банком КНР об открытии кредитной линии в объеме 2 млрд долларов. «Эти ресурсы пойдут на финансирование крупных совместных экономических проектов», - сообщил премьер.

Успехом двустороннего партнерства Владимир Путин назвал завершение строительства нефтепровода Сковородино–Дацин. «С 1 января 2011 года по нему начнутся поставки российской нефти уже в коммерческом исполнении. Заложен первый камень в основание крупного нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине. Успешно идут переговоры между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией по перспективам поставок российского природного газа в Китай», - отметил Владимир Путин.

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао со своей стороны заявил, что за последние дни подписано 18 двусторонних документов и нынешняя встреча, по его мнению, позволила «в очередной раз укрепить  политическое взаимодоверие».

Вэнь Цзябао подчеркнул: «Китай твёрдо идёт по пути мирного развития и поддерживает возрождение и могущество России. Модернизация Китая и России не повредит интересам других стран.  Мы заинтересованы в активизации стратегических взаимодействий с Россией в Северо-Восточной Азии, Центральной Азии и Тихоокеанском регионе для обеспечения стабильности и развития в наших запредельных регионах. Мы даже готовы продолжить тесное взаимодействие, координацию с Россией в таких авторитетных международных объединениях, как Совет Безопасности ООН, «двадцатка», ШОС, БРИК, для стимулирования формирования справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка».

Глава китайского правительства отметил, что России и Китаю «следовало бы не только укрепить сотрудничество в области энергетики, но и расширить масштабы торговли, инвестиций, открывать новые сферы кооперации». «Важно проводить совместное научно-исследовательское и инновационное сотрудничество, продвигать финансовую кооперацию и упорядочить торговлю и взаимные контакты, поездки наших граждан, - считает высокий гость.

По его словам, китайская сторона готова принять активное участие в инфраструктурном строительстве, создании специальных экономических зон в России, чтобы общими усилиями содействовать устойчивому развитию наших экономик и развитию наших торгово-экономических связей.

Среди подписанных документов можно отметить Соглашение о сотрудничестве в сфере развития пунктов пропуска через российско-китайскую госграницу, Меморандум между ФТС РФ и Главным таможенным управлением КНР об укреплении сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности.  Также в перечне документов значится Меморандум между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством железных дорог Китайской Народной Республики о взаимопонимании в области железнодорожного транспорта. Стороны, кроме всего прочего, подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о воздушном сообщении.  Также Россия и Китай договорились также расширить возможность применения национальных валют во взаимной торговле.

Полный список документов опубликован на сайте премьер-министра РФ Владимира Путина.

Комментарии экспертов

В российско-китайских переговорах по газу вопрос цены является ключевым. Нужно определить условия поставок на длительную перспективу, потому что мы договариваемся, прежде всего, о трубопроводных поставках, а трубопроводы всегда в мире привязаны к долгосрочным контрактам. Значит, что если мы сейчас ошибемся и пойдем на уступки, то мы будем расхлебывать эту историю не один, не два и не три года, возможно и в течение 20, а то и более лет. Ошибка на старте очень дорого обойдется России, поэтому здесь крайне внимательными нужно быть к тем подходам, которые мы исповедуем.

Китай предлагает несколько подходов к ценообразованию, которые Россию устроить в принципе не могут.

Подход первый – принцип замещения. Дело в том, что в Европе сейчас цена на газ по долгосрочным контрактам определяется системе, которая предполагает привязку стоимости газа к стоимости замещающих нефтепродуктов. То есть, речь идет о том, что газ как энергоноситель может замещаться аналогичным энергоносителем со схожими энергетическими свойствами. Берется теплотворное свойство газа и сравнивается с мазутом, например. Китай предлагает привязать газ к углю – дескать, уголь является заместителем газа, но это не правда, потому что в Китае нет никакого рынка угля.

 Китай может поставить любую цену угля, т.к. это решает государство. Кроме того, уголь – это все-таки не совсем заместитель, это более экологически ценное топливо, поэтому такая привязка бессмысленна.

Второй принцип, который Китай предлагает – это принцип «затраты плюс». Предлагается  взять стоимость добычи газа на самом дешевом месторождении в Восточной Сибири, добавить 10-15 долларов за тысячу кубов и получить цену в районе 100 долларов за тысячу кубов, что Китай и предлагает. Это тоже нас устроить не может, ценообразование определяется далеко «не по-марксистки», это не только воплощенный труд, но и та цена,  которую покупатель готов заплатить и ту ценность, которую товар имеет. Поэтому Россия, я считаю оправданно, отстаивает принцип равнодоходности поставок,  т.к. доходы от поставок в Китай не должны быть ниже доходов от европейского рынка. Иначе смысла никакого нет – поставки газа в Китай должны решать наши проблемы, а не проблемы Китая.

Развивать отношения с Китаем – в  наших интересах, т.к. позволяет диверсифицировать экономику, экономические отношения. Глобальное развитие сейчас идет в Тихоокеанском регионе, и России для того, чтобы обеспечить экономическую динамику, необходимо выстраивать экономические отношения с Китаем, что в свою очередь, создает спрос на большое число наших традиционных видов экспорта.

Китайцы «протягивают руку» к целому ряду российских месторождений. Не думаю, что это правильно, но то, что развитие природных ресурсов на дальнем Востоке  идет с ориентацией на рынки Дальнего Востока и, прежде всего, на рынки Китая. Это очевидно, потому что там еще долго, лет 30 будет идти рост потребления природных ресурсов.

Другой вопрос, что сокращается военно-техническое сотрудничество с Китаем, который ориентирован на собственное производство, при этом известно, что Китай идет на прямые хищения российских технологий.

В то же время Россия стремиться занять место на рынке атомной энергетики Китая, но с этим тоже есть проблемы, потому что китайцы стремятся получить один экземпляр реактора, а дальше скопировать и делать свое.

Непростые отношения, но альтернативы им нет – все-таки вторая экономическая держава мира, плюс наш огромный сосед. С одной стороны есть огромный спрос на продукцию российской экономики, а с другой стороны,  необходимо идти на глубокое технологическое и экономическое сотрудничество с Китаем.


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".