Статья
1094 28 ноября 2009 12:06

Российское кино проникает в Европу

Неделя российского кино в Берлине - это не только возможность приобщить немецкую публику к русской культуре, но и «способ наладить профессиональный диалог», так говорят кинематографисты. Впрочем, эта кинонеделя в германской столице по счету уже пятая, а диалог все никак не наладится.

Российские фильмы (в отличие от американских) в Европу практически не поступают, поэтому фестивали такого рода дарят иностранцам драгоценную возможность насладиться деликатесным кино. Кинонедели в этом месяце прошли уже в Польше и Франции. Только что завершилась неделя российского кино в Нью-Йорке.

Подобно осенним распродажам, кинопоказы собирают у берлинских касс длинные очереди, так и в этот раз. Чтобы очереди были еще длиннее, а пристрастия стоящих в них разнообразнее, авторское кино на берлинских показах разбавляют чисто коммерческими фильмами.

В прошлом году берлинскую кинонеделю начинали с «Адмирала». В этом - с фильма, в популярности которого сомневаться не приходится: «Стиляги» Валерия Тодоровского. Вслед за ретромюзиклом уходящего года - «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Палата №6» Карена Шахназарова, «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина, «Юленька» Александра Стриженова. От мюзикла до триллера, ассортимент на этот раз необычайно широк. «Это не тот случай, когда на показы ходит исключительно профессиональная публика. Поэтому мы составляем программу с учетом широкого зрительского интереса», - объяснили организаторы. Не вошли в программу, пожалуй, только боевики. Боевиков хороших у нас нет, качают головами критики. Боевики у нас - не «второй голливуд», а «комиссионный магазин».

С остальными жанрами тоже непросто. Так называемые «национальные кинематографии» обычно попадают только в арт-хаусный прокат, даже оскароносные «Утомленные солнцем» в свое время не вышли за эти границы. Говорят, что кассовый успех при переводе исчезает, и большая часть фильмов никогда не обретет успеха за пределами магазинов русской диаспоры. Зато арт-хаусные прокатчики с энтузиазмом покупают такие ленты, как «Кукушка» и «Возвращение». Было бы кино хорошее, а покупатели найдутся.

Впрочем, и немецкое кино последних десятилетий имеет популярность только в Германии. Европейским блокбастерам сложно выходить на мировой уровень. Ведь, чаще всего сюжеты их завязаны на национальной тематике, а юмор специфичен.

Впрочем, при определенных условиях международный успех национального кино возможен. Лучший пример - кино Южной Кореи, которое демонстрируется во всем мире. Правда, случилось это потому, что корейское правительство не поскупилось и вложило значительные суммы в кинопромышленность. Но теперь и у России есть шанс совершить такой же стремительный рывок вперед, потому что российские власти сделали то же самое. Теперь осталось киносредства распределить, и таким образом, чтобы картины, задуманные как международные блокбастеры, не оказались похожими на голливудский секонд-хэнд.

Яна Бажина, Актуальные комментарии

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".