Статья
17 Сентября 2012 10:43

Российскому кино помогут по итогам проката

Российскому кино помогут по итогам проката
Фото: Shutterstock

<p class="p1"><strong>Премьер-министр Дмитрий Медведев провел очередное, четвертое по счету, заседание правительственного совета по развитию кинематографии.</strong></p>
<p class="p1">Обсуждалась текущая ситуация и перспективы развития отечественной кинондустрии. Также на заседании были затронуты вопросы проката отечественных фильмов.</p>
<p class="p1">Открывая заседание, Дмитрий Медведев отметил, что <strong>п</strong><strong style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">роблема сохранения российского кинематографа на отечественном рынке, несмотря на многочисленные финансовые вливания и льготы, осталась нерешенной.</strong></p>
<p class="p1">«Льготное финансирование на производство российских кинолент и льготная нулевая ставка по НДС для кинотеатров вводились, прежде всего, для сохранения отечественного кинематографа на внутреннем рынке. Надо констатировать, что эта задача не решена, не получилась», - сказал премьер.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">По словам премьера, в этой ситуации «возникает вопрос: нужно ли все это продолжать или закрыть эту тему?»</p>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">«Если продолжать поддержку, то нужно ли использовать те формы, которые до этого применялись, насколько они оказались успешными, каким образом мотивировать наше кинопроизводство, с одной стороны, а с другой - кинопрокат, на то, чтобы показывать наши фильмы?» - поинтересовался премьер.</div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Среди имеющихся предложений он назвал идею квотирования, отметив, что она «далеко не всем нравится». «Есть предложение и отменить льготы, и предоставлять их на возвратной основе. Все эти идеи спорные, но, в любом случае, какие-то решения принимать надо, они находятся в компетенции правительства и стоят денег», - отметил премьер.</div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">При этом он подчеркнул, что общественно значимый кинематограф - фильмы для детей и юношества, для семьи - заслуживают отдельных норм господдержки.</div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><strong>В свою очередь глава Минкультуры отметил, что темы кинофильмов, на съемки которых которые выделяются государственные деньги, будут определяться министерством культуры РФ.</strong></div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Кроме того, министр отметил, что если фильм финансируется из бюджета, он должен быть снят только в России.</div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">Мединский также сообщил, что сейчас общие кассовые сборы российских фильмов составляют примерно 18% от общего объема.</div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </div>
<div>
<div><strong><font size="2" face="Arial, Helvetica, sans-serif" color="#222222"><a href="http://actualcomment.ru/news/48539/">По итогам заседания Совета Владимир Мединский рассказал журналистам, что меры поддержки отечественной кинематографии будут выбираться в конце года после того, как станет известна статистика по прокату российских фильмов.</a> </font></strong><span style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: small; ">«К концу года мы посмотрим статистику, как идет динамика по сборам от проката отечественных фильмов», - сказал глава Минкультуры.</span></div>
<div><font size="2" face="Arial, Helvetica, sans-serif" color="#222222"> </font></div>
<div><font size="2" face="Arial, Helvetica, sans-serif" color="#222222">По словам министра, «есть вариант квотирования, отмены льгот, есть вариант льготного кинобилета на отечественные фильмы, льготного абонемента», передает «Интерфакс».</font></div>
<div><font size="2" face="Arial, Helvetica, sans-serif" color="#222222"> </font></div>
<div><font size="2" face="Arial, Helvetica, sans-serif" color="#222222">«Все эти варианты рассматриваются. Ни одно решение на данный момент не принято», - сказал Мединский.</font></div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "> </div>
</div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><strong>Отметим также, что одной из центральных тем обсуждения на Совете стала судьба «Ленфильма». </strong>В частности, <strong>Министерство культуры РФ предложило, чтобы совет директоров легендарной киностудии возглавил Федор Бондарчук, в качестве генерального директора киностудии министерство будет предлагать Эдуарда Пичугина. </strong></div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; ">
<p>Глава Минкультуры напомнил, что 11 сентября состоялось обсуждение всех концепций развития «Ленфильма». При этом Мединский подчеркнул, что АФК «Система» отказалась от участия в этом проекте, передает «Интерфакс»</p>
<div>«Все остальные варианты предполагали развитие киностудии без ее перепрофилирования, восстановление производственных мощностей за счет привлечения кредитных средств и сохранения 100% акций киностудии в госсобственности», - заявил министр.</div>
<div> </div>
<div>По итогам обсуждения, отметил он, Минкульт направил в Росимущество предложения об избрании нового совета директоров. «В соответствии с пожеланиями Александра Сокурова совет директоров полностью обновлен, увеличено в нем представительство Минкультуры (два человека), трое от общественного совета "Ленфильма" - Герман, Сокуров, Сельянов (Сергей Сельянов, председатель ассоциации кино- и телепродюсеров - ИФ)», - добавил Мединский.</div>
<div> </div>
<div>Мединский отметил, что обсуждение судьбы «Ленфильма» стало первым масштабным примером работы Минкульта в системе «Открытого правительства» и все прошло достаточно успешно. Он пообещал, что Минкульт намерен и дальше применять практику открытых слушаний и публичных конкурсов и на других направлениях.</div>
<div> </div>
</div>
<div style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 13px; "><strong>Напомним, что правительственный совет по развитию отечественной кинематографии был создан в декабре 2008 года.</strong></div>
<p class="p1">В его задачи входят подготовка и рассмотрение предложений по государственной поддержке кинопроизводства, проката, показа российской кинопродукции, ее распространения за рубежом, внедрение новых технологий в области кинематографии.</p>
<p>Отметим, что с июня 2012 года Дмитрий Медведев является председателем совета.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 13px;">Во исполнение решений правительственного совета был принят ряд мер, призванных укрепить финансовую основу отечественной киноотрасли. В частности, принят федеральный закон, освобождающий от налога на прибыль субсидии, полученные из федерального бюджета. В бюджете 2011 года были предусмотрены дополнительные 500 миллионов рублей на поддержку производства анимационных фильмов, в бюджете 2012 года увеличен объем субсидий на 1,5 млрд рублей на возмещение расходов, связанных с производством, прокатом, показом и продвижением фильмов для детей и юношества, а также учебных фильмов. Комиссией Таможенного союза снижена с 15% до нуля ставка ввозной таможенной пошлины на цифровые проекторы, отметили в пресс-службе правительства.<br />
<br />
С целью развития детско-юношеского кинематографа в государственной программе «Культура России» на период до 2020 года предусмотрены средства на модернизацию материально-технической базы организаций кинематографии, находящихся в ведении Минкультуры России. Предусмотрено финансирование мер по расширению проката детских фильмов, в частности субсидирование показа этих фильмов в кинотеатрах, говорится в сообщении пресс-службы.<br />
<br />
Что касается укрепления кадровой основы российского кинопроизводства, то ведется работа по созданию на базе нескольких средних специальных учебных заведений филиалов ВГИКа имени Герасимова, а на базе научных учреждений - научно-образовательного центра Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. Подходит к концу строительство нового учебного корпуса ВГИКа, на эти цели из федерального бюджета выделено 3,8 млрд рублей.<br />
<br />
Кроме того, в проект ФЦП «Культура России (2012-2016 годы)» включены мероприятия по реконструкции объектов Госфильмофонда России в объеме 750 миллионов рублей. <br />
<br />
Развивается деятельность Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. При поддержке Фонда были сняты и показаны такие фильмы как «Брестская крепость», «Елена», «Высоцкий», «Август, 8», «Два дня», «Фауст», «Тихая застава», сообщили в пресс-службе.<br />
<br />
Как сообщали <strong>«Актуальные комментарии</strong><strong>»</strong>, Владимир Путин, будучи премьер-министром, заявлял, что <a style="color: rgb(47, 168, 223); text-decoration: none;" href="http://actualcomment.ru/news/23858/">России необходима своя конкурентоспособная кинопродукция</a>.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 13px;">По его словам, «нам контент нужен современный, отечественный». «Иначе нас просто иностранный производитель забьет, так же, как происходит во многих странах Европы, и нам придется вводить нерыночные формы регулирования», - отмечал он.<br />
<br />
Кроме того, он говорил, что <a style="color: rgb(47, 168, 223); text-decoration: none;" href="http://actualcomment.ru/news/23864/">не возражает против специальной господдержки авторского кино</a> и молодых продюсерских компаний, однако просит деятелей культуры сначала четко сформулировать, что такое авторское кино.</p>
<p style="color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 13px;">Помимо этого, Путин заявлял, что обеспокоен тем, что <a style="color: rgb(47, 168, 223); text-decoration: none;" href="http://actualcomment.ru/news/23863/">многие россияне вообще не интересуются театром и отечественным кинематографом</a>.</p>
Комментарии экспертов
<p>В области российского кино все решается у нас фрагментарно, не комплексно. Надо было разработать комплексную программу восстановления сети некоммерческих кинотеатров, как это сделано во многих странах мира. Так называемые муниципальные или региональные, или некоммерческие кинотеатры, вполне могут противостоять напору голливудской коммерческой системы, против которой ни одна кинематография мира не может противостоять. Дело в том, что в Голливуде делают дорогие постановки и выпускают дешевые копии. А у нас все держится только на внешнем финансировании. Киношники, скажем, выбили для своей студии какую-то квоту, но не думали о том, как это будет возвращаться. Некоторые даже кокетничают, говорят, что им наплевать, как публика относится к их фильмам, они-де самовыражаются. Но, понимаете, это искажение идеи авторского кино, превращение ее в такой нарциссизм.</p>
<p>Я считаю, что квоты также не спасут отечественное кино. Тем более что квоты провалились во многих странах. Франция отказалась от квот, и теперь у нее треть проката – это национальная продукция, потому что там очень точно построена целостная система, связанная и с производством, и с прокатом. У нас проблема в том, о что решается все кусками. И квотирование – это фальшивая идея, которую подсунули Медведеву некомпетентные люди.</p>
<div>В России ведь есть хорошие фильмы, но нет кинематографа как целостной системы, которая могла бы охватывать разные слои населения, разные возрасты, разные интересы. У нас же кино не учитывает структуры населения, и то, что делает «Голливуд» - великолепно. Они знают, для кого снимают фильмы, а у нас - непонятно.</div>
<div> </div>
<div>Все существует отдельно, а социология работает постфактум, вместо того чтобы давать прогнозы заранее. Продюсеры, вместо того чтобы предугадывать спрос, плетутся в хвосте, выбивают деньги и думают, что это главная их задача - обеспечить деньгами себя и других.</div>
<p>Я буду участвовать во встрече кинематографистов с Медведевым. По ее итогам можно будет говорить о результатах.</p>
<p>Подобные встречи с Дмитрием Анатольевичем могут придать импульс кинематографу. Он – премьер-министр, обладающий серьезными возможностями, он может принимать важные решения.</p>
<p>Многое зависит от того, какие подходы представят сами кинематографисты. К сожалению, в нашей среде у нас у самих очень много противоречий и много разных мнений по поводу того, как организуется кинематограф.</p>
<p>Я бы на этой встрече поставил вопрос о нынешней организации российского кино и о методах финансирования. Финансирование из двух источников себя не оправдывает.</p>
<p>Мне кажется, эту сферу надо вернуть в то состояние, когда киноиндустрией занимается один правительственный орган. Что это будет за структура - Министерство культуры либо как-то иначе будет называться - пусть государство само определяет. Но это должен быть единый центр, который должен финансировать кинематограф, заниматься прокатом и вообще проблемами киноиндустрии. На мой взгляд, это сейчас главное.</p>
<p class="p1">Никакой конкуренции у российского кино с голливудской продукцией, конечно, быть не может. Речь нужно вести именно о поддержании, сохранении и развитии национального кинематографа. Однако центральным является вопрос, в какой форме он существует. Может, он существует уже в размерах рядовой европейской кинематографии. </p>
<p class="p1">Если мы успокоимся на этот счет, то мы поймем, что наши размеры - это размеры венгерского кино, польского кино или в лучшем случае французского кино. Поэтому вопрос о конкуренции стоять не должен. Даже не должен стоять вопрос о возвращении затраченных средств. Главный вопрос - в присутствии российских фильмов в жизни наших соотечественников. А разговор о конкуренции возможен тогда, когда существует кинематограф «большого стиля», который существовал в советские годы. Вот этот кинематограф существовал вне конкуренции среды, а «большой стиль» поддерживался той идеологией, которая объединяла все общество. Нынешнее общество не выработало собственную идеологию. Именно поэтому у него нет полнокровного, полноценного диалога с кинематографом, а у кинематографа в свою очередь - с этим обществом. Все время происходят эти нестыковки - это главная проблема нашего кино. </p>
<p class="p1">Киноиндустрия – вещь дорогостоящая, и предлагаются разные модели ее поддержания. Проходит два-три года, и выясняется, что новая модель не работает, ее сменяют еще более новой моделью, что, как я подозреваю, сейчас и произойдет после заседания правительственного совета по кино. Но дело тут, прежде всего, в диалоге с обществом и с той идеологией, которую кинематограф в состоянии поддерживать, если он хочет быть кинематографом «большого стиля». А я не уверен, что сегодня кинематограф может себе это позволить. </p>
<p class="p1">До недавнего времени существовало убеждение, что в отсутствии интереса россиян к кино виновато отсутствие должного количества кинотеатров. С точки зрения производителей отечественных фильмов, конечно, это так. Разумеется, это число кинотеатров нужно доводить до определенного, так сказать, уровня, но я думаю, что это не решит проблему. Все-таки главное - чтобы люди находили в кинематографе ответы на те вопросы, которые их интересуют. </p>
<p>Правда, люди сейчас сами не знают, какие вопросы их больше интересуют. Все дело в идеологии экрана и зрителей. Когда возникает какой-то полноценный язык общения, когда люди понимают, что они говорят на одном языке, они исповедуют одни и те же ценности и у них одни и те же устремления. А сегодня люди разобщены, они между собой не находят общего языка. Естественно, сложнее найти того экранного героя, который бы выражал представления о жизни этих людей. И это сегодня - главная проблема.  </p>
26 Мая 2016 Общество
Половина госпрограмм признана неэффективной
 Половина госпрограмм признана неэффективной Премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает делать откровенные признания. Несколько дней назад глава правительства в ходе рабочей поездки в Республику Крым заявил, что на индексацию пенсий в бюджете нет денег. Теперь наступила очередь государственных программ.
24 Мая 2016 Общество
Проблема пенсий в Крыму выдумана
 Проблема пенсий в Крыму выдумана В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Крым жители Феодосии пожаловались главе правительства на маленькие пенсии. Медведев сообщил, что денег пока нет. Власти Крыма подчеркивают, что выплаты на полуострове такие же, как и по всей России.
26 Апреля 2016 Экономика
Медведев не знает, как остановить спад экономики
 Медведев не знает, как остановить спад экономики Ситуация в экономике далека от идеальной, чиновники сообщают об этом постоянно. Темпы роста в целом по российской экономике остаются отрицательными, спад ВВП за первые три месяца текущего года составил 1,4%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".