Статья
27 Января 2010 0:01

Россию поделят два автоальянса

<p><strong>Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко выступил в Госдуме в ходе «правительственного часа» с отчетом о деятельности министерства.</strong></p>
<p>Как накануне сообщал спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов,  «у нас около 40 вопросов на пленарном заседании и объемный вопрос полуторачасовой, это отчет министра промышленности и торговли Христенко Виктора Борисовича». Спикер отметил, что депутаты направили министру 82 вопроса в письменном виде. По его словам, вопросы касаются работы легкой, тяжелой промышленности, оборонного комплекса, сферы торговли.<br />
<br />
«Были разные предложения у депутатов из этого министерства вывести ряд отраслей в отдельные министерства. В частности, это касалось темы здравоохранения, то есть министерство медицинской промышленности и министерство здравоохранения объединить», - отмечал председатель Госдумы.<br />
<br />
Борис Грызлов добавил, что «наличие большого количества вопросов говорит о том, что не все хорошо в этом министерстве». «Поэтому у нас завтра будет достаточно бурное обсуждение на правительственном часе», - подчеркнул спикер.<br />
<br />
Грызлов сообщил, что в ходе пленарного заседания планируется рассмотреть много вопросов. «Тематика очень разношерстная завтра на пленарном заседании», - заключил он.</p>
<p><strong>Одной из основных тем обсуждения стала ситуация в автомобилестроительном комплексе страны.</strong></p>
<p>Программа развития автомобильной промышленности России до 2020 года будет представлена на рассмотрение на заседании правительства 25 февраля, заявил в среду в ходе «правительственного часа» в Госдуме глава Минпромторга РФ Виктор Христенко.<br />
<br />
«Оценив все аспекты развития, в том числе мирового авторынка в легковом сегменте, мы сделали ставку на стратегию глобального партнерства, чтобы получить полноценных российских производителей», - заявил он. По его словам, в легковом автомобилестроении в России планируется создать два крупных промышленных альянса. Один из таких производителей - это «Renault-Nissan - АвтоВАЗ».<br />
<br />
Вторым проектом, сказал министр, будет не новый игрок, а альянс с участием тех компаний, которые уже работают в России. «При этом устойчиво будут себя чувствовать основные игроки, работающие в режиме «промышленные сборки», а импорт лишь добавит разнообразия на рынке», - отметил министр.<br />
<br />
По его словам, отечественный авторынок начнет восстанавливаться во второй половине 2010 года. «Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, объем продаж увеличится до 3,2-3,4 млн авто», - заявил Христенко. По прогнозам Минпромторга, к 2020 году Россия выйдет на уровень продаж 3,6 млн авто в год.<br />
<br />
Говоря об антикризисных мерах в автопроме на 2010 год, Христенко отметил, что на госзакупки автотранспорта будет дополнительно выделено 20 млрд рублей. Кроме того, 8 марта будет запущена программа утилизации поддержанных автомобилей, на что из бюджета заложено 11 млрд рублей. «В перечне автомобилей, которые можно приобрести по программе, на сегодня 66 моделей. Мы надеемся, что бонус в 50 тыс. рублей при утилизации старой машины даст возможность простимулировать продажи до 200 тыс. новых отечественных легковых автомобилей», - подчеркнул министр.<br />
<br />
После выступления перед депутатами Виктор Христенко в беседе с журналистами заявил, что переговоры по созданию в России второго автопромышленного альянса с участием международного игрока завершатся в течение двух недель. «Вся работа сейчас находится в завершающей стадии. Думаю, что переговоры завершатся в течение двух недель», - заявил министр.</p>
Комментарии экспертов
<p>Направление работы, которое курирует Христенко, огромно. Имеет смысл, мне кажется, собираться и обсуждать какие-то отдельные группы вопросов, а не пытаться в одну кучу собрать всё. Я думаю, что при таком обилии тем, как минимум, ясно, что само обсуждение будет бестолковым и ни к какому практическому результату привести не сможет.<br />
<br />
Выделять нужно группы, и по группам эти вопросы обсуждать, потому что каждый из них – это целая проблема. Естественно, совершенно неоднозначные могут быть оценки, и могут быть предложены альтернативные подходы. Я вообще не вижу смысла в подобного рода обсуждениях в Госдуме. Возможно, правильно было бы проводить подобные обсуждения так, как это принято в США, в рамках специальных групп или комитетов, и устраивать подобные слушания регулярно. А этот «правительственный час» скорее напоминает шоу, в котором будет, конечно, предъявлено очень много претензий, но даже ответить на них обстоятельно не удастся. Сами посчитайте: 82 вопроса, даже если отвечать по минуте на каждый, то, всё равно, нужно выслушать какие-то альтернативы, а это нереально.<br />
<br />
Есть два разных подхода к формированию правительства и его структуры. В частности, речь в них идет о количестве министерств и ведомств, которые в той или иной версии управленческой реформы присутствуют.<br />
<br />
Один из них нацелен на максимальную специализацию. Мы можем вспомнить советскую систему формирования министерств и ведомств, когда одних только промышленных министерств было не только не одно, а энное количество, а строительных министерств было штук пять. Концепция реформы государственного управления, которая взята на вооружение в последние годы, направлена на сокращение числа ведомств и, в силу этого, на укрупнение задач, которыми эти ведомства занимаются. Многие, при этом, уже давно обращают критическое внимание на то, что в рамках одного ведомства оказываются мало связанные между собой области деятельности. Получается басня про лебедя, рака и щуку, когда министерство решает вопросы от обеспечения лекарствами до техрегламентов. Всем понятно, что этим, на самом деле, занимаются отдельные специализированные подразделения, действующие в рамках министерства, но между собой не связанные никак. Проблемы просто прячутся, а в результате размывается и сама сфера ответственности. Потому что спрашивать, получается, нужно по итогам деятельности ведомства в целом, а как его можно оценить в целом? Это всё равно, что замерять температуру, среднюю по больнице. Я остаюсь сторонником специализированного управления и чёткого выделения сфер ответственности.</p>
<p>Во фракции «Единая Россия» решено в течение весенней сессии обеспечить масштабный контроль за исполнением министерством промышленности и торговли и правительством в целом всех антикризисных программ, которые были утверждены в прошлом, всех обещаний, которые давались членами правительства в этом зале, и особенно парламентских слушаний и решений, принятых постановлений в Госдуме. Естественно, это относится и к стратегиям, которые утверждены министерством промышленности и торговли, и вытекающим из них решений.  <br />
<br />
В теории систем есть понятие точки бифуркации. Я  не хочу здесь конкурировать в  знаниях и опыте с нашими конструкторами и учёными, но это именно та развилка, которая определяет дальнейший путь. Мне кажется, что сейчас мы находимся  именно в такой точке, когда промышленной комплекс России переживает шторм кризиса. Ещё не пережил, как многие считают, а переживает. И если не совершить рывок в повышении конкурентоспособности сейчас, то это значит не совершить его в обозримом будущем никогда.  <br />
 <br />
Страна ждёт начала эксперимента по утилизации поддержанных автомобилей, депутаты поддержали эту программу. Но мне кажется, что стоит уже сегодня двигаться дальше и очертить контуры постоянно работающей системы, вносить необходимые законопроекты, потому что в этой системе нам предстоит жить. Я не думаю, что нужно ограничиваться ожиданиями результатов эксперимента. <br />
 <br />
Мы начали работу над законом об обращении лекарственных средств. Но градус нашей тревоги относительно перспектив развития отечественной фармацевтической промышленности по-прежнему очень высокий. В нашей фракции принято решение о постоянном мониторинге реализации задачи увеличения доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке до 50% к 2020 году. Неизвестно, кто из нас будет в Госдуме, а кто нет, но хотя бы оставшиеся 2 года мы будем наблюдать шаг за шагом, как эта стратегия будет реализовываться. <br />
 <br />
Мы уже сейчас хотим обсудить весь перечень мер, в том числе и те, которые планируется реализовывать посредством принятия подзаконных актов. Предстоит коренной перелом на российском рынке, и в этой сфере логика действий регуляторов должны быть в первую очередь стимулирующей. Мы это особенно отмечаем. <br />
 <br />
Мы должны смотреть вперёд, чтобы потом не оказываться в зависимом от иностранных игроков положении, как это произошло с лекарствами, и на других чувствительных для национальной безопасности рынках. С этой целью во фракции «Единая Россия» разработана инновационная программа развития производства материалов будущих поколений, в первую очередь редкоземельных металлов и продукции из них.  <br />
 <br />
В очередной раз мы акцентируем внимание на неэффективности института межторгового регулирования. Не реагирует ни Министерство промышленности и торговли, ни Министерство экономики, ни Федеральная таможенная служба, ни ФАС, ни Минфин.<br />
<br />
Конечно, нас очень интересуют правила  закупки для госкомпаний. Да, мы дали преференцию. Минпромторг предложил  это, мы поддержали. Но естественные монополии  и компании с госучастием продолжают увеличивать долю иностранной продукции в своих закупках.  <br />
 <br />
Под занавес 2009 года мы приняли серьёзные изменения в законодательстве о техническом регулировании. Мы понимаем техническое регулирование не только как инструмент защиты безопасности продукции, но и как фактор, институт промышленной политики. Год назад мы согласились с предложением о совместной работе в рамках рабочей группы по вопросу о промышленной политике. Неприятно получать отрицательные отзывы правительства, но гораздо хуже сидеть сложа руки.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".