Рост цен на энергоносители
Основным трендом недели рост цен на энергоносители. Турбулентность на рынке сырья была вызвана ситуацией в Египте. Несмотря на то, что это ближневосточная страна добывает немного нефти и газа, через Суэцкий канал поставляется более 2 млн баррелей жидких углеводородов в день - это 2,5 процента от глобального производства нефти.
Кроме того, через территорию страны идут еще и нитки газопроводов. При этом перекрытие Египта как транзитной страны или активизация протестных движений в странах Ближнего Востока и Магриба может обрушить энергетический рынок ЕС в течение нескольких месяцев. Именно негативные сценарии развития событий в этой стране стали причиной резкого роста цен на энергоносители.
В целом же обострение в Египте поддержит российские трубопроводные проекты. Радужные перспективы появятся у «Южного потока». Особенно если волнения затронут Алжир и Ливию – основных поставщиков «голубого топлива» в Южную Европу. Поддержка «Газпрому» не будет лишней: госкомпания борется с регуляторами ЕС за контроль над стратегическим проектом.
В прошлом году Еврокомиссия потребовала изменить соглашение между Россией и Болгарией о строительстве «Южного потока». Решение европейского ведомства стало ответом на ноябрьские договоренности Москвы и Софии по стратегическому газопроводу. Долгожданное российско-болгарское соглашение стало результатом эффективного использования «румынской карты» газовой монополией. Напомним, в последние месяцы у «Газпрома» возникали проблемы на стратегических направлениях – венгерском и болгарском. Национальные правительства этих стран искусственно тормозили переговоры по строительству «Южного потока». Для того, чтобы подтолкнуть партнеров российская компания предприняла ряд встречных шагов для нивелирования враждебных действий. С целью ослабить позиции Будапешта, газовая монополия активизировала переговоры с Хорватией. Последняя позиционировалась «Газпромом» как альтернатива Венгрии при прокладке стратегического газопровода из Сербии.
Параллельно с усилением трубопроводных проектов «Газпром» может вернуть долю рынка. Газовая монополия сократила присутствие в ЕС в последние годы из-за сжиженного газа Катара, который поставляется и через Суэцкий канал. Увеличение поставок на европейский рынок катарского СПГ уже привело к падению прибыли и доли «Газпрома» на рынке ЕС. Причем, демарш Дохи привел к заморозке ряда сырьевых проектов российской компании и поставил под вопрос экономическую целесообразность реализации транспортных инициатив газовой монополии. Тем не менее, по прогнозам отечественной бизнес-структуры, места на европейском рынке в долгосрочной перспективе хватит для всех, если согласовать экспортные позиции. Потребление в ЕС продолжит расти на фоне восстановления экономики локомотивов региона – Германии и Франции. А учитывая, что египетские волнения поднимут стоимость катарского газа, «голубое топливо» «Газпрома» может вернуть конкурентоспособность на европейском рынке.
Помимо «Газпрома» серьезные преференции ожидают и «Транснефть». Последняя рассчитывает увеличить экспорт нефти на европейском направлении. Для этого компания Николая Токарева пролоббировала расширение КТК до 67 млн тонн. Проект позволит увеличить пропускную способность ключевого канала прокачки среднеазиатской нефти в Европу. При этом строительные работы должны начаться уже весной этого года, а само расширение планируется провести в три этапа, полностью завершив его в 2014 году. Проект расширения КТК предполагает строительство 10 дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух – на территории Республики Казахстан, восьми - в Российской Федерации), шести резервуаров для хранения нефти под Новороссийском и третьего выносного причального устройства на Морском терминале КТК, а также замену 88 километров трубопровода на территории Казахстана. Стоимость расширения составит $5,4 млрд, а основным источником финансирования расширения станут собственные средства КТК. Вопрос о расширении КТК поднимался РФ давно, однако его активизация началась только 2010 году. Теперь на фоне проблем с ближневосточной нефтью «Транснефть» может получить больше пространства для маневра в переговорах с Турцией и Болгарией, которые совместно с компанией Токарева строят газопроводы для доставки нефти КТК.
Дмитрий Абзалов, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев