Ротация губернаторов
Ключевые события минувшей недели в сфере региональной политики вновь были связаны с кадровой политикой Центра.
Обозначенный Дмитрием Медведевым курс на повышение качества управления российскими территориями подразумевает продолжение ротации губернаторских кадров, в том числе, принятие «превентивных» политических мер (смена непопулярных глав регионов и т.д.) для сохранения ситуации под контролем в предвыборный период. Этой логике соответствует смена власти в Тверской области и Санкт-Петербурге. В первом случае преимущественные шансы на получение губернаторского посты – у исполняющего обязанности главы региона, в недавнем прошлом вице-губернатора Рязанской области Андрея Шевелева (он вошел в список кандидатур, который представлен на рассмотрение президента руководством «Единой России»). Интрига вокруг будущего руководства «северной столицы» далека от завершения.
С одной стороны, с учетом того, что до федеральных и региональных парламентских выборов (пройдут в декабре) осталось немного времени, а электоральная культура региона отличается своеобразием (достаточно высокий уровень протестных настроений, что проявлялось на выборах в виде поддержки оппозиционных партий), в Санкт-Петербурге может быть востребован сценарий преемственности власти. Вероятно, Валентина Матвиенко будет прилагать лоббистские усилия для продвижения на губернаторский пост одного из членов своей «команды». Вместе с тем, важным фактором, способствующим ротации кадров в предвыборный период, стал низкий рейтинг популярности действующей администрации во главе с Матвиенко. Наиболее частые из негативных информповодов касались плохого состояния дорог и жилищно-коммунальной инфраструктуры, низкого качества работы коммунальных служб в зимний период, спорных с архитектурной точки зрения проектов застройки исторического центра города и пр. Не случайно уже на прошлых выборах в заксобрание Петербурга федеральное руководство «ЕР» приняло решение о том, чтобы не включать главу города в список кандидатов. С учетом этих обстоятельств назначение ее явного преемника может лишь усугубить сложившееся у значительной части потенциальных избирателей негативное отношение к городской власти, которое на выборах неизбежно будет «проецироваться» на «Единую Россию». В описанном контексте может быть востребовано наделение полномочиями губернатора влиятельной фигуры федерального масштаба, способной согласовать интересы разных элитных групп, обеспечить контроль за политической и социально-экономической ситуацией и «системный» результат предстоящих выборов.
Наряду с приоритетами обновления кадров, кадровая политика Центра отнюдь не исключает сохранения в руководстве субъектов существующих управленческих «команд» в случае, если те достаточно успешно справляются с поставленными задачами. В рамках этой логики, вероятно, будет решен вопрос о власти в Сахалинской области: губернатор Александр Хорошавин имеет высокие шансы на пролонгацию полномочий.
Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев