Статья
3 Июня 2009 10:36

Рождение чистилища

История вымышленного места, в котором искупляются грехи католических христиан. Классический образец.
Комментарии экспертов
<p align="justify">Чистилище - место, куда человеческая душа попадает после смерти в
ожидании своей дальнейшей участи, - занимает центральное положение в
мифологии католических христиан. Именно с ожесточенной критикой этого
понятия во многом было связано движение Реформации, начатое Мартином
Лютером. Последний доказывал, что католическая церковь исказила учение
Христа, введя в состав своих догматов неизвестную евангелистам
сущность. Лютер называл чистилище "третьим местом" - после рая и ада.</p>
<p align="justify">
Работа Ле Гоффа, впервые вышедшая в свет в 1981 году, полностью
посвящена генезису чистилища как культурного концепта. Исследователь
демонстрирует предпосылки формирования этого понятия в античном
иудеохристианстве, причины его рождения в XII веке и быстрое
распространение в качестве догматической истины в течение следующих ста
лет. Разумеется, поскольку Ле Гофф не является теоретиком или историком
религии, его версия истории чистилища тесно связана с историей
средневекового общества. Ле Гофф показывает, как рецепция чистилища
привела к формированию высокого средневековья, технологического,
культурного и социального прорыва, предопределившего лицо западной
христианской цивилизации.</p>
<p align="justify">Само рождение чистилища, согласно Ле Гоффу, указывает на определенные
изменения в обществе, которые привели к этой радикальной модернизации ментального горизонта, связанного с представлениями о загробном существовании человека. Вера в чистилище, отмечает он, в первую очередь становится
трансформацией образа бессмертия, поскольку с человеком теперь может
случится нечто новое - между смертью и будущим воскресением. У него
появляется дополнительное состояние: он уже мертв, но еще поддерживает
связь с живыми, так что их молитвы могут спасти его, позволяя Богу
в итоге вынести оправдательный вердикт.</p>
<p align="justify">Чистилище не является чистым промежутком между адом и раем. Будучи
местом испытания избранных, которые в конечном счете спасутся, оно
сдвинуто ближе ко второму. Ле Гофф видит в этом аналог модели
феодального общества, основанного на "неравенстве в равенстве": подобно
отношениям между вассалом и сеньором. Это состояние поддерживается
странной формой солидарности живых и мертвых, упомянутой выше. Живые
обретают власть над смертью. Мертвые уповают на защиту со стороны
живых. Эти трансцендентные связи объединяют людей в семьи, цеха,
общины, существующих неограниченное количество времени. Все под контролем церкви. Этот новый инструмент власти становится предпосылкой для формирования пресловутой системы индульгенций.</p>
<p align="justify">Работа классика выполнена на привычно высоком уровне, перед нами обязательное
чтение для всех, кто интересуется интеллектуальной историей западного
средневековья.
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".