Статья
498 3 июня 2009 10:36

Рождение чистилища

История вымышленного места, в котором искупляются грехи католических христиан. Классический образец.
Комментарии экспертов

Чистилище - место, куда человеческая душа попадает после смерти в ожидании своей дальнейшей участи, - занимает центральное положение в мифологии католических христиан. Именно с ожесточенной критикой этого понятия во многом было связано движение Реформации, начатое Мартином Лютером. Последний доказывал, что католическая церковь исказила учение Христа, введя в состав своих догматов неизвестную евангелистам сущность. Лютер называл чистилище "третьим местом" - после рая и ада.

Работа Ле Гоффа, впервые вышедшая в свет в 1981 году, полностью посвящена генезису чистилища как культурного концепта. Исследователь демонстрирует предпосылки формирования этого понятия в античном иудеохристианстве, причины его рождения в XII веке и быстрое распространение в качестве догматической истины в течение следующих ста лет. Разумеется, поскольку Ле Гофф не является теоретиком или историком религии, его версия истории чистилища тесно связана с историей средневекового общества. Ле Гофф показывает, как рецепция чистилища привела к формированию высокого средневековья, технологического, культурного и социального прорыва, предопределившего лицо западной христианской цивилизации.

Само рождение чистилища, согласно Ле Гоффу, указывает на определенные изменения в обществе, которые привели к этой радикальной модернизации ментального горизонта, связанного с представлениями о загробном существовании человека. Вера в чистилище, отмечает он, в первую очередь становится трансформацией образа бессмертия, поскольку с человеком теперь может случится нечто новое - между смертью и будущим воскресением. У него появляется дополнительное состояние: он уже мертв, но еще поддерживает связь с живыми, так что их молитвы могут спасти его, позволяя Богу в итоге вынести оправдательный вердикт.

Чистилище не является чистым промежутком между адом и раем. Будучи местом испытания избранных, которые в конечном счете спасутся, оно сдвинуто ближе ко второму. Ле Гофф видит в этом аналог модели феодального общества, основанного на "неравенстве в равенстве": подобно отношениям между вассалом и сеньором. Это состояние поддерживается странной формой солидарности живых и мертвых, упомянутой выше. Живые обретают власть над смертью. Мертвые уповают на защиту со стороны живых. Эти трансцендентные связи объединяют людей в семьи, цеха, общины, существующих неограниченное количество времени. Все под контролем церкви. Этот новый инструмент власти становится предпосылкой для формирования пресловутой системы индульгенций.

Работа классика выполнена на привычно высоком уровне, перед нами обязательное чтение для всех, кто интересуется интеллектуальной историей западного средневековья.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".