Статья
1560 17 июня 2009 19:00

Рождение многополярного мира

Исторические события случаются не так часто. Одно из них произошло без особой помпы в Екатеринбурге. Родилась организация, которая потенциально способна оказать очень большое влияние на будущее человечества, - БРИК. Эта аббревиатура, впервые прозвучавшая в аналитике шесть лет назад как обозначение четырех наиболее динамичных экономик мира,  16 июня 2009 года на первом официальном саммите лидеров Бразилии, России, Индии и Китая обрела плоть.

БРИК - это много или мало? На сегодняшний день уже немало. А в перспективе - очень много. Роль государств БРИК не в последнюю очередь определяется их размерами - на них приходится более четверти (25,9%) поверхности суши и больше 40% населения земного шара (2,7 млрд человек). Они располагают огромными природными ресурсами, промышленным потенциалом, высокой культурой и являются региональными лидерами. До начала мирового кризиса они росли со средней скоростью 7-10% в год и вошли в десятку крупнейших экономик мира. В настоящее время объем ВВП стран БРИК достиг по обменному курсу 15% всемирного ВВП, по паритету покупательной способности - почти четверти. Серьезно выросли золотовалютные резервы (до 40% общемировых), особенно Китая (1-е место в мире) и России (3-е место). Совокупная двусторонняя торговля четырех стран составляла в 2008 году 260 млрд долларов. Они - в первую очередь Китай и Индия - показали неплохую устойчивость перед лицом кризиса.

Конечно, не следует забывать, что пока по социально-экономическим, технологическим, военным возможностям страны БРИК заметно отстают от США и ЕС. Перед ними стоят серьезные вызовы модернизации, и только ответив на них, страны БРИК оправдают прогнозы своей большой роли в мире будущего. Но и все серьезные прогнозы на их стороне. Так, американский Национальный совет по разведке в докладе "Глобальные тенденции-2025: изменившийся мир" недавно признал, что нас ждет многополярность, в которой Китай и Индия наряду с США войдут в тройку экономических гигантов, а Россия и Бразилия многократно усилятся, если смогут устоять на пути модернизации. В докладе отмечается, что в 2040-е годы валовой продукт стран БРИК окажется больше, чем у "большой семерки".

БРИК - это, скорее, клуб, чем-то похожий на "семерку" в ранней стадии ее развития

Можно ли считать четыре страны естественными союзниками? На первый взгляд миссия создания такого альянса невыполнима. Между странами не существует цивилизационной или религиозной общности, как, скажем, в Евросоюзе. Различны политические, экономические, финансовые системы, и это делает задачу выработки единых подходов весьма непростой и, наверное, достаточно протяженной. Страны по-разному пострадали от кризиса и выйдут из него в разной форме, и, следовательно, в самой БРИК может усилиться дифференциация. Страны вступают между собой в конкурентные отношения, возникают таможенные барьеры на пути движения товаров. Объем торговли между странами БРИК уступает размерам их связей со странами Запада, а структура торговли оставляет желать лучшего. Различная география и история диктуют и разную геополитику, предопределяют различные повестки дня в сфере безопасности. Хотя БРИК вовсе не мыслится как нечто конфронтационное и антизападное, в западном информационном поле группа часто воспринимается как таковая, и нет сомнений, что, скажем, США будут ставить палки в колеса БРИК.

Но неужели все так безнадежно? Вовсе нет.

Принадлежность к разным цивилизациям не обязательно является фактором разделения, потому что у каждой из них накоплена многовековая история культурно-религиозной толерантности. Четверка не имеет обыкновения вмешиваться во внутренние дела друг друга (и остальных стран), принимает своих партнеров такими, какими они сложились на протяжении столетий. У нее очевидная общность интересов и принципов. Эти ведущие неатлантические державы мира по разным причинам не включены или не полностью включены в систему западных организаций, например "восьмерки" и некоторых других, находятся там на задворках, что не соответствует их статусу. Все четыре выступают за демократизацию международных отношений, против гегемонии и политики силы, поддерживают разнообразие мира, создание систем глобальной и региональной безопасности с учетом взаимных интересов, принципов равной безопасности. Они считают, что международные споры должны разрешаться с помощью диалога, на принципах взаимного доверия, обоюдных преимуществ и сотрудничества. У них совпадающие позиции по принципам урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане, вокруг ядерной программы Ирана. Важнейший ценностный принцип стран БРИК - примат международного права, равноправия и суверенности государств. Четыре страны играют важную роль в экономике своих регионов, выступают в качестве центров региональной интеграции и при этом имеют глобальные интересы. Страны БРИК по пути конвергенции движет возрастающее осознание того, что вместе они способны создать новую мировую экономическую и политическую архитектуру, которая была бы альтернативой нынешней. Альтернативой, которая может привести к возникновению реально многополярного мира.

Объем торговли между странами БРИК уступает размерам их связей со странами Запада, а структура торговли оставляет желать лучшего

БРИК - это не организация одного из полюсов, это центр согласования интересов государств, которые являются достаточно крупными, чтобы иметь определенную сферу национальных интересов, которые порой отличны от интересов других центров влияния. Но в то же время они не являются достаточно сильными, чтобы всегда эффективно отстаивать их в одиночку. Развитие БРИК способно внести существенный вклад и в гуманитарную сферу, где сейчас доминируют стереотипы лишь одной культуры.

Что же такое БРИК сегодня? В основном пока это проекция на будущее. Похоже, у глав четырех государств существует согласие по вопросу о том, чем в ближайшее время БРИК не должен или не может быть. Страны "четверки" не намереваются распространять собственные модели экономического и политического развития на другие страны, считая выбор таких моделей суверенным правом народов этих стран. Страны БРИК не стремятся к мировому господству, не собираются претендовать на роль дирекции по управлению миром. Напротив, они заняты поисками путей построения новой мировой системы, основанной на идеалах свободы выбора, справедливости, равноправия. БРИК не собирается подменять собой существующие международные организации. Не рассматривает себя как альтернативу "восьмерке" или "двадцатке", это другой, дополнительный формат. Более того, выступая с продуманных, подготовленных, согласованных позиций, страны БРИК способны внести дополнительный весомый вклад в деятельность других международных организаций, в состав которых они входят, и усилить свой голос в этих организациях. Это не военно-политический блок, не организация коллективной безопасности, не интеграционная группировка и даже не таможенный союз или зона свободной торговли.

БРИК - это, скорее, клуб, чем-то похожий на "семерку" в ранней стадии ее развития. На ближайшую обозримую перспективу именно такой формат представляется наиболее реалистическим и разумным. Важно создание института специальных шерпов, как в "восьмерке". Должны существовать национальные рабочие группы по сотрудничеству в рамках БРИК с участием дипломатов, представителей академических и общественных кругов, которые на постоянной основе подкрепляли бы деятельность шерпов. Начавший свою работу в конце прошлого года экспертный "второй трек" БРИК также следовало бы институционализировать. Должен возникнуть парламентский форум БРИК. Требуется создание механизма четырехсторонних консультаций по финансовым или кредитно-денежным вопросам на высоком уровне - не только министров финансов, но и глав центробанков, а также вице-премьеров, отвечающих за макроэкономическую политику.

Бразилия, Россия, Индия и Китай являют собой в каком-то смысле идеальную группу: в ней собраны все типовые представления о мире, мировых проблемах и путях их решения. БРИК - компактная модель современного мира, и его деятельность открывает прекрасную возможность попытаться создать консолидированный взгляд на мировые проблемы и найти приемлемые для всех пути их решения. Четыре государства могут существовать и без БРИК. Но есть понимание, что поодиночке им будет хуже, чем вместе.

Итак, БРИК состоялся. А с ним - и многополярный мир.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".