Статья
8058 7 января 2012 2:23

Рождество Христово

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Рождества призвал народы России, Украины, Белоруссии хранить православную веру.

«Мы молились о том, чтобы Господь преклонил мир к народу нашему, ко всем народам исторической Руси, чтобы слово Божественной правды освещало наш исторический путь», - сказал патриарх после Божественной литургии, которую он совершил в праздник Рождества в храме Христа Спасителя в Москве.

На Рождественском богослужении в храме Христа Спасителя присутствовали и президент РФ Дмитрий Медведев с супругой.

Глава государства в дни больших церковных праздников всегда посещает службы в главном храме страны.

Позднее Дмитрий Медведев поздравил всех православных верующих с Рождеством Христовым через блог в Твиттере. «Поздравляю всех, кто празднует сегодня Рождество Христово! Хороших вам рождественских дней!» - написал глава государства.

В свою очередь, председатель правительства РФ Владимир Путин присутствовал на рождественском богослужении в Спасо-Преображенском соборе Петербурга.

Журналисты поинтересовались, какое желание Владимир Путин загадал в новогоднюю ночь, однако премьер признался, что это - слишком личное, и не захотел поделиться.

По случаю Рождества Христова премьер-министр пожелал народу России счастья и здоровья.

Комментарии экспертов

В данный момент мы наблюдаем активный процесс продвижения влияния церкви на общество, выстраивания новой модели отношений общества и религии.

Наше общество в XX веке было атеистическим, с догматической точки зрения. Неверие в бога было нормой и догмой. Его несуществование было некой, если угодно, квазирелигиозной истиной.

Тот же самый атеизм воспринимался не как научная гипотеза, а как нечто, что представляет собой некоторый догмат. Соответственно, образование было не столько светским в советское время, сколько антирелигиозным, антихристианским и направленным на ниспровержение веры.

С этой традицией мы и сегодня имеем дело. Существует инерция этого воинствующего догматического, совершенно нерационального и ненаучного атеизма. Атеизма, представляющего собой своего рода мистику, только материалистического толка и основанную на иррациональной вере в отсутствие Бога. И этот комплекс взглядов, идей и представлений в нашем обществе, с одной стороны, по инерции сохраняется, а с другой стороны, постепенно уступает место более взвешенной позиции.

И если это считать наступлением церкви на общество, то этот процесс есть. Догматический атеизм постепенно сдает свои позиции. Соответственно, преподавание религии в школах есть ни что иное, как знакомство с альтернативной позицией. И, в принципе, не все к этому готовы, потому что воспитаны все еще на традициях догматического атеизма.

Но в обществе, которое декларирует плюрализм подходов, конечно же, необходимо знать основы религиозного уклада наряду, например, с научным взглядом на эту ситуацию. Этого требуют демократические принципы. В нашем обществе, к сожалению, еще живы вот эти жесткие тоталитарные нормы атеизма, которые заставляют людей относиться к инициативам церкви зачастую враждебно.

Сегодня церковь выступает как источник свободы мысли. В то время, как так называемая светская культура представляет собой рудимент тоталитарно-жесткого атеистического мышления. Если раньше догмы были на стороне церкви, а на стороне науки были рационализм и свобода мысли, то сегодня все наоборот.

Свобода мысли - на стороне церкви, а иррациональный догматизм питает неприятие к возрождению церковных традиций со стороны атеистически-коммунистической пропаганды, которая до сих пор сегодня действует на большие массы людей.

С этим надо, мне кажется, что-то делать и активно бороться. Люди должны мыслить шире.

И без знаний религии вообще не может быть культуры. В религию можно верить или не верить, это - личное дело каждого. Но знать основы веры воспитанный человек должен наряду с основами научного рационального метода.

Ни мораль, ни обострение социальной обстановки не влияет, на мой взгляд, на веру человека в чудо. Вера человека в чудо – это вкус сакрального, которое является свойством антропологии как таковой.

Об этом хорошо написал Роже Кайуа в своей работе «Человек и сакральное». Человеку необходимо иметь дело со священными объектами. Для православного человека – это пояс Богородицы или мироточивые иконы, мощи святых или другие реликвии. Для представителей других религий, конфессий этими сакральными объектами являются какие-то другие вещи. Для человека как такового, как вида, необходимо иметь дело с совокупностью таких объектов.

Поэтому речь идет не о каком-то экстраординарном повышении веры в чудеса в нашем обществе. Речь идет о совершенно естественной тяге людей к священному, что составляет одну из качественных конститутивных сторон человека как такового. Человек, теряющий веру в сакральные объекты, перестает быть человеком. И такого шага не бывает, как показывают социологи-антропологи. Иногда люди просто становятся жертвами других псевдосакральных предметов, которые штампует индустрия потребления в виде гаджетов, модных брендов и лейблов.

Соответственно, сакральное не может уйти из человека. Оно исчезает только вместе с человеком.

Соответственно, речь идет просто о различных модификациях сакрального. Для православной культуры характерен свой набор сакральных объектов. Для постмодернистской среды характерны другие квазисакральные и псевдосакральные объекты. Но они обязательно будут – как одни, так и другие.

Без церкви государство не решит вопросов коррупции, демографического кризиса, ряд геополитических вопросов. И миллионные очереди к поясу Пресвятой Богородицы показали, что русский народ и другие народы России возвращаются к православию.

И это не нравится тем, кто стоит за попыткой «оранжевой» смуты. Они не хотели бы такого возвращения к православию. И я считаю, что попытка «оранжевой» революции – это ответ Госдепа на возвращение России к православной культуре.

Доказательством моей версии является то, что в Греции пытаются арестовать игумена Ефрема, который привез в Россию пояс Богородицы и заявил, что все надежды мирового православия теперь возложены на возрождающуюся православную Россию. Навальный и призывал расчленить Россию.

И поэтому мы очень ждем от нашего кандидата в президенты Владимира Путина сильного и решительного поворота к православному избирателю. Потому что тех, кто стоял к поясу Пресвятой Богородицы, в сотни раз больше тех, кто стоял на Болотной площади.

Владимир Путин может опереться на очередь к поясу Пресвятой Богородицы. Очередь ждет православной христианизации политики, возвращения России на свой традиционный православный имперский путь, который и сделал ее великой державой в одну шестую часть света, великой культурой, великим народом и великой цивилизацией.

Эта многомиллионная очередь означает поворот России к православной вере. Ведь люди пошли не к экстрасенсам, не к Кашпировскому и Чумаку, а именно к православной святыне, и это – главное.

Современная Русская Православная Церковь выполняет свою православную обязанность, миссионерский долг православной христианизации светского общества. Ведь светское – не значит атеистическое. То, что Рождество теперь празднует большинство православных народов страны, также говорит о православной христистианизации светского общества. Это, безусловно, положительный факт. Больше храмов - меньше тюрем и абортов. Эта великая православная традиция никак не угрожает другим народам России, потому что российская государственность за 1150 лет своего существования не уничтожила ни одного этноса. Православное русское возрождение никому не угрожает, но при этом мы ждем от нашего кандидата Владимира Путина повторения слов святого благоверного князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча погибнет».

В церкви невозможно, да и не нужно, модернизировать догмы и каноны. А модернизация методов миссии – это дело хорошее и нужное, особенно если оно поможет охватить миссии большую часть общества.

Интернет - это мощнейшее миссионерское подспорье. Но в то же время, интернет и социальные сети – это оружие оранжевой революции. И это оружие надо вырвать из рук разрушителей России и сделать его орудием православного просвещения и воспитания молодежи. В этом контексте православные патриотические интернет-игры очень и очень нужны. И я это говорю еще и как отец троих детей. Отрезать этот мир от компьютеров невозможно и не нужно, а вот Интернет-пространство православным и русским делать нужно.

Естественно, церковь правильно делает, что публично празднует Рождество и делает этот праздник достоянием всего общества. Это очень правильно, поскольку праздник светлого Христова Рождества выполняет важную роль, неся благую весть, о которой пели ангелы на Вифлеемских полях. Это проповедь благой и радостной вести, фактически Евангелия. Это - некая миссия церкви.

Но, с другой стороны, как и в ряде западных стран, и протестантских, и католических, Рождество было приватизировано коммерцией, то есть бизнесом. Вначале всем нравилось, что на прилавках магазинов лежат рождественские подарки, а на площадях проходят ярмарки. А потом смысл Рождества как-то потерялся, и осталось, в лучшем случае, Merry Christmas.

Не видно смысла Рождества, не видно личности рожденного младенца Иисуса Христа. Вот в этом, наверное, и заключается проблемная сторона. Жизнь есть движение вперед. Все течет и все меняется. А с другой стороны, у нас с Рождеством получилось так же, как с Хэллоуином.

Ведь Хэллоуин вначале был исключительно католическим церковным праздником, но затем он настолько трансформировался, что даже получил оттенок демонизма и сил тьмы. Очень бы хотелось, чтобы церковь, которая вначале дала некое благословение, некий импульс на празднование подобных праздников, как Хэллоуин, Рождество и День Святого Валентина, не позволяла праздникам трансформироваться и уйти далеко от их первоначального значения.

Относительно использования новых технологий церковью, я считаю, да и Святейший Патриарх много раз об этом говорил, что нужно использовать все то, что есть в современном мире, все ноу-хау и гаджеты для распространения вечных христианских ценностей и Божьего слова.

Если говорить об объемах и степени этого влияния, то пока это робкие попытки и прощупывание аудитории, попытки создать что-то интересное и привлекательное, и, в то же время, не потерять сути вещей. Компьютерные игры, которые выпускает РПЦ, основаны на известных библейских событиях. Да, конечно, важно, чтобы не было выхолащивания оригинальных сюжетов и чтобы игрушки далеко не уходили от сути.

Я считаю, что все христианские церкви России - русское православие, русский протестантизм, русский католицизм - делают важнейшие шаги по осваиванию новейших технологий. Протестантские конфессии дальше продвигаются в этом направлении, может быть, в силу того, что западный протестантский мир имеет массу наработок по этому вопросу.

Так что, я считаю, что то, что делает сегодня церковь, это не просто важно. Без этого в XXI веке у церкви не будет ощутимого присутствия в обществе будущего. Поэтому я абсолютно уверен, что это - правильный путь. Единственное, нужно понимать, чтобы за внешней оболочкой не должна потеряться сущность.

Очереди к христианской святыне, тому же поясу Богородицы, доказывают, что всегда в христианстве вера в чудеса было одним из доминирующих направлений. Христос создал множество чудес. Апостолы совершали множество чудес. Вера в чудеса жива в сознании верующих.

Пояс Богородицы – это один из таких примеров. Он показал, что вера в чудеса присутствует, но «социальная медицина» работает, мягко говоря, неудовлетворительно.

Монахи, которые привезли этот пояс, были удивлены огромным количеством людей, которые шли, чтобы приложиться к этому поясу. Для них это был шок. Да, приложиться к святыне важно, но важно помнить, что таких святынь в России – множество. И мы немного удивлены этому ажиотажу к привезенной святыне. Почему, например, те святыни и их частицы, хранящиеся в российских храмах, не собирают столько людей? Почему нет такого масштабного паломничества к ним?

Очень важно, чтобы стоящим в очереди объяснили, что рядом в храмах вас ждут батюшки с причастием, и там можно прикладываться к таким же святыням.

Мне кажется, что у россиян присутствует неправильное восприятие этого вопроса. Нам кажется, что где-то вовне России есть что-то такое более святое, и оно более действенно, более чудесно и более благодатно.

Так что с одной стороны, мы наблюдали некий такой триумф паломничества. А с другой стороны, это показало, что мы ищем где-то благодать далеко от нас, но не чувствуем, что эта благодать - внутри нас, рядом с нами. Она - в наших храмах, да и в самих верующих.

Теми, кто пришел к поясу, конечно, двигала вера - вера в чудо, вера в благодатное посещение этого места. Но это также говорит и о нерешенных социальных и духовных проблемах в государстве. И после этого мне очень понравилось, как Святейший Патриарх Кирилл сказал батюшкам: «Идите к людям, проповедуйте Евангелие и христианскую веру, чтобы люди знали, что здесь есть масса святынь, храмы и священники, которые ждут прихожан».

Боль в словах его Святейшества коснулась моего сердца. Я потом проповедовал на эту тему и просто умолял пастырей, чтобы они шли к людям, становились семейными священниками. Чтобы в нашей стране были христианские ценности, праведный образ жизни и святость.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".