Статья
1475 20 апреля 2011 9:54

РПЦ объяснила неверие россиян в жизнь после смерти

В Московском патриархате не удивлены результатами опроса, согласно которым большинство россиян не верят в воскресение после смерти.

 «На мой взгляд, полученные в ходе опроса цифры во многом отражают нашу сегодняшнюю ситуацию. Мы давно говорим о том, что большинство россиян сегодня идентифицируют себя с православием, но это - культурная идентичность, а не собственно религиозная», - заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда, которого цитирует исследовательская служба «Среда».

По заказу этой организации фонд «Общественное мнение» провел весной 2011 года опрос, в ходе которого лишь 26% (против 54%) респондентов согласились с мнением, что после смерти существует возможность воскресения.

Идентифицирующие себя с православием чаще представителей других вероисповеданий склонны верить в воскресение (31%). Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно (46%).

Как отметил Владимир Легойда, многие люди «действительно ничего не знают о вере».

По его словам, у тех, кто говорит, что не верит в воскресение, загробную жизнь, представление об этой жизни может складываться «по сохранившимся в памяти еще с советских времен карикатурам на рай и ад в журнале "Крокодил", в которых "рай" - это длинный нудный коммунизм в стиле четвертого сна Веры Павловны, а "адская жизнь" - сковородки, на которых черти вилами колют грешников».

«Но в такую загробную жизнь и не стоит верить - она к христианству имеет мало отношения. Поэтому ответы в исследовании могут быть не в последнюю очередь связаны с представлениями большинства о загробной жизни. Если бы людям был задан вопрос: "верите ли вы в бессмертие души?" - убежден, мы получили бы другой процент», - заявил представитель Церкви.

В свою очередь глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов считает, что в повседневной жизни «обыватель даже боится подумать о смерти, боится назвать ее, произнести это слово вслух».

В то же время военные и сотрудники правоохранительных органов в силу профессии часто сталкиваются со смертью лицом к лицу, поэтому среди них «велико число верующих - православных, представителей других конфессий, мусульман».

Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский заявил, что, «если у нас нет веры в воскресение после смерти, нам просто не во что верить, и все, что мы делаем, не имеет никакого смысла, тем более Великий пост».

Он разделяет мнение о том, что чаще всего жители России относят себя к православию как к элементу истории и культуры. «Люди могут в течение дня заходить в храм для того, чтобы поставить свечу перед иконой, написать записку, даже перекреститься и выйти. Но это ровным счетом никак не отражается на их повседневной жизни. И их заход в православный храм не отличается от паломничества к бронзовой собаке на станции метро "Площадь Революции" для того, чтобы погладить ее нос», - добавил священник.

Напомним, что на вопрос обозначенного исследования о том, верно или неверно утверждение «Я верю в воскресение после смерти», чаще других отрицательно отвечали сельские жители (58%) и те, кто проживают в Дальневосточном округе (74%).

Разделяют эту точку зрения лишь 26%.

Мужчины (58%), учащиеся (63%) и люди старше 65 лет (57%) чаще склоняются к мнению, что воскресение после смерти невозможно.

Респонденты, идентифицирующие себя с православием, чаще представителей других вероисповеданий склонны верить в возможность воскресения (31%). Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно (46%).

Среди неверующих небольшая группа все-таки верит в воскресение после смерти (11%).

Среди военных, служащих в правоохранительных органах и силовых структурах, в воскресение после смерти верят 40%, среди предпринимателей и руководителей - 43%.

Больше всего верят в воскресение после смерти люди, чей доход составляет более 30 тысяч рублей в месяц (49%). По данным предыдущих опросов ФОМ, большинство россиян (59%) считают себя православными, 2% заявляют о принадлежности к другим христианским конфессиям, 6% – к исламу, 2% – к иным религиям; 5% затруднились назвать определенную конфессию. 

Комментарии экспертов

В современном обществе действительно тема смерти всячески избегается. В эпоху гламура и расцвета шоу-бизнеса в культ возводится молодость и красота. Их стараются сохранить и продлить как можно дольше, желательно навсегда.

Конечно, здесь наши современники недалеко ушли от предков, которые пытались изобрести эликсир вечной молодости, философский камень, дарующий бессмертие. Но отличия прежних веков от нынешнего состоит в том, что тогда общество было религиозным по своему мышлению, мировосприятию. Причем, не важно, чему или кому поклонялись люди. Человека на протяжении всей его жизни сопровождали ритуалы, устный эпос  или письменные источники, которые давали ощущение реальности невидимого мира. И хотя смерть всегда была личной трагедией, но все же воспринималась она скорее как расставание перед будущей встречей. 

Но вместе с прогрессом ушла и религиозность, люди перебрались в города, закрылись в квартирах и уже нет такой яркой картины жизненного цикла человека, как это было в деревнях, где все на виду – и  рождение, и уход из жизни. В нашей стране сюда еще и действительно добавляется советская атеистическая пропаганда. И сегодня, путаясь в мировоззренческой каше, человек, не находя ответов, которые  бы укладывались в его культурные представления, просто предпочитает не думать и жить с ощущением, что «ЭТО со мной никогда не произойдет», что «лично Я буду ВСЕГДА». Это ли не ответ на поставленный вопрос, если бы он был немного по-другому сформулирован?
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".