Статья
16 Августа 2012 12:35

РПЦ планировала ввести катехизацию российских школьников

<p><strong>Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал об истории с  введением в российских школах уроков религии. По его словам, нынешних  курс по основам традиционных религий стал компромиссом.</strong></p>
<p>«Катехизация в школах - это вопрос, который нам не удалось решить.  Государство не пошло на то, чтобы допустить преподавание религиозных  дисциплин в школе, но оно пошло по другому пути», - сказал патриарх в  интервью польским СМИ в преддверии своего визита в Польшу, который  состоится 16-19 августа по приглашению предстоятеля Польской  православной церкви.</p>
<div>«Оно согласилось с нашими компромиссными предложениями, где мы  предложили, чтобы в школах преподавались основы культуры - православной,  мусульманской, буддийской, иудейской, для тех, кто желает, - культуру  всех религий, для людей нерелигиозных - светскую этику», - заявил он.</div>
<div> </div>
<div>По словам предстоятеля, главные противники «преподавания  катехизиса, религиозно ориентированных дисциплин в школе говорили о том,  что в условиях многорелигиозного и многонационального общества это  приведет к конфликтам».</div>
<div> </div>
<div>«Мы убеждали их, что это не так, потому что мы проводили пилотные  проекты во многих областях России, и никогда преподавание этих дисциплин  не приводило к конфликтам. Но переубедить нашу либеральную прессу,  которая боролась с этим с усилиями, которые достойны иных целей, иных  приложений, было невозможно. И (тогдашний - ИФ) президент Медведев пошел  на компромисс, с которым мы согласились», - отметил патриарх Кирилл.</div>
<div> </div>
<div>«<a href="http://interfax.ru/">Интерфакс</a>» привел данные, что в   2009-2011 годах в школах 21 субъекта России (в четвертой четверти  четвертого класса и первой четверти пятого класса) прошла апробация  курса «Основы религиозных культур и светской этики», в которой приняло  участие полмиллиона детей, 20 тыс. преподавателей и 30 тыс. школ. В  предстоящем учебном году этот курс начнут преподавать во всех школах  России.</div>
<div> </div>
<div>В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко  сообщал, что модуль «Основы светской этики» выбрали 42% семей, «Основы  православной культуры» - 30%, «Основы мировых религиозных культур» -  18%, «Основы исламской культуры» - 9%, «Основы буддийской культуры» - 1%  и «Основы иудейской культуры» - менее 1%.</div>
<div> </div>
<div><a href="../../idea/1013/">В феврале 2012 года  сообщалось, что во всех школах России в следующем учебном году начнут  преподавать «Основы религиозных культур и светской этики».</a></div>
<div>Соответствующий план мероприятий по введению с 2012/13 учебного  года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса по этой тематике  для общеобразовательных учреждений утвердил глава правительства России.</div>
<div> </div>
<div>В соответствии с планом, опубликованным на сайте правительства, в  феврале-августе 2012 года учителя, которые будут преподавать курс,  должны пройти курсы повышения квалификации. Кроме того, в рамках  организационно-методического сопровождения курса в школах должны быть  подготовлены так называемые тьюторы. О введении этой должности  заговорили еще в 2007 году. В переводе с английского «тьютор» означает  «домашний учитель, опекун, наставник». В Англии тьютор прикрепляется к  ученику сразу при поступлении в среднюю школу и «доводит» его до  поступления в вуз.</div>
<div> </div>
<div>Вопрос изучения религии в школах обсуждался и на сайте «<a href="../../">Актуальные комментарии</a>». В частности, <a href="../../news/37404/">журналист и политолог Михаил Леонтьев высказывался о необходимости ввести такие уроки для школьников.</a></div>
<div> </div>
<div>«Правда, наше общество дошло до того, что вводить такие уроки нужно  чуть ли не силой. Но речь идет не о преподавании религии, а о  религиоведении. С этой точки зрения логика противников религиоведения  абсурдна в принципе», - отметил Леонтьев.</div>
<div> </div>
<div>Он подчеркнул, что вся история культуры связана с историей религии, и вся литература XIX века - религиозная.</div>
<div> </div>
<div>«И вообще вся литература большинства стран в значительной степени  религиозна, в христианских - точно. Поэтому препятствовать урокам  религии в школе - это обскурантизм. Может, введение православия по  отношению к другим религиям не совсем правильно, но думаю, все можно  как-то гармонизировать», - отметил он.</div>
<div> </div>
<div>По его мнению, проблема только в методиках, наличии кадров, установлении количества часов. </div>
<div> </div>
<div>«Это проблемы технические. Они очень сложные на самом деле, но они  технические. А никаких проблем концептуальных я здесь просто не вижу», -  подчеркнул Леонтьев.</div>
<div> </div>
<div><strong>В рамках дискуссии о приходе церкви в систему образования говорилось <a href="../../news/46844/">об усилении влияния РПЦ в обществе</a>. Такие дискуссии идут и сейчас, что особенно обострилось во время <a href="../../news/46255/">громкого процесса над Pussy Riot</a>.</strong></div>
<div> </div>
<div><strong>Патриарх Кирилл обозначил свою позицию и по этому вопросу, высказавшись о роли церкви в современной России.</strong></div>
<div> </div>
<div>По его словам, он вдохновлен нынешним характером  церковно-государственных отношений. «В России впервые, может быть, за  послереволюционную историю принцип отделения церкви от государства,  который был провозглашен в результате Октябрьской революции, сейчас  достаточно корректно осуществляется», - сказал патриарх.</div>
<div> </div>
<div>Глава РПЦ считает, что этот принцип приводит к тому, что власть и  Церковь «имеют свою автономию друг от друга». «Мы не вмешиваемся в дела  друг друга и дорожим этой автономией. Русская церковь очень дорожит той  свободой и автономией, которая имеет сегодня место», - подчеркнул  предстоятель.</div>
<div> </div>
<div>Развивая тему, он отметил, что вопросы нравственности небезразличны  для любого нормального государства: «До бесконечности невозможно  регулировать человеческие отношения, только повышая уровень  законодательства, усиливая правоохранительные органы, совершенствуя  суд».</div>
<div> </div>
<div>«Все это может приносить положительный результат, но он ведь не  останавливает человека от того, чтобы войти в кинотеатр и расстрелять  зрителей, не останавливает людей от других безумных действий, когда  родители бросают своих детей, дети убивают своих родителей», - сказал  патриарх.</div>
<div> </div>
<div>Он считает, что никакое, даже самое совершенное законодательство и  самая совершенная судебная система не способны гарантированно  предохранить людей от преступлений, потому что источником последних  является человек, его внутренняя жизнь.</div>
<div> </div>
<div>«Любая разумная власть понимает прагматическое значение  нравственности в общественных отношениях. Нравственный человек - это  законопослушный человек, даже если он не знает законов», - отметил  патриарх Кирилл.</div>
<div> </div>
<div>Он добавил, что алкоголизм, наркомания, проституция, увеличение  количества абортов и др. - это те вопросы, которые находятся в повестке  дня в церковно-государственных отношениях.</div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".