Статья
16 Августа 2012 11:36

РПЦ планировала ввести катехизацию школьников

 РПЦ планировала ввести катехизацию школьников
Фото: Shutterstock

<p><strong>Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал об истории с введением в российских школах уроков религии. По его словам, нынешних курс по основам традиционных религий стал компромиссом.</strong></p>
<p>«Катехизация в школах - это вопрос, который нам не удалось решить. Государство не пошло на то, чтобы допустить преподавание религиозных дисциплин в школе, но оно пошло по другому пути», - сказал патриарх в интервью польским СМИ в преддверии своего визита в Польшу, который состоится 16-19 августа по приглашению предстоятеля Польской православной церкви.</p>
<div>«Оно согласилось с нашими компромиссными предложениями, где мы предложили, чтобы в школах преподавались основы культуры - православной, мусульманской, буддийской, иудейской, для тех, кто желает, - культуру всех религий, для людей нерелигиозных - светскую этику», - заявил он.</div>
<div> </div>
<div>По словам предстоятеля, главные противники «преподавания катехизиса, религиозно ориентированных дисциплин в школе говорили о том, что в условиях многорелигиозного и многонационального общества это приведет к конфликтам».</div>
<div> </div>
<div>«Мы убеждали их, что это не так, потому что мы проводили пилотные проекты во многих областях России, и никогда преподавание этих дисциплин не приводило к конфликтам. Но переубедить нашу либеральную прессу, которая боролась с этим с усилиями, которые достойны иных целей, иных приложений, было невозможно. И (тогдашний - ИФ) президент Медведев пошел на компромисс, с которым мы согласились», - отметил патриарх Кирилл.</div>
<div> </div>
<div>«<a href="http://interfax.ru">Интерфакс</a>» привел данные, что в  2009-2011 годах в школах 21 субъекта России (в четвертой четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса) прошла апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики», в которой приняло участие полмиллиона детей, 20 тыс. преподавателей и 30 тыс. школ. В предстоящем учебном году этот курс начнут преподавать во всех школах России.</div>
<div> </div>
<div>В ноябре 2011 года замминистра образования и науки Игорь Реморенко сообщал, что модуль «Основы светской этики» выбрали 42% семей, «Основы православной культуры» - 30%, «Основы мировых религиозных культур» - 18%, «Основы исламской культуры» - 9%, «Основы буддийской культуры» - 1% и «Основы иудейской культуры» - менее 1%.</div>
<div> </div>
<div><a href="http://actualcomment.ru/idea/1013/">В феврале 2012 года сообщалось, что во всех школах России в следующем учебном году начнут преподавать «Основы религиозных культур и светской этики».</a></div>
<div>Соответствующий план мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса по этой тематике для общеобразовательных учреждений утвердил глава правительства России.</div>
<div> </div>
<div>В соответствии с планом, опубликованным на сайте правительства, в феврале-августе 2012 года учителя, которые будут преподавать курс, должны пройти курсы повышения квалификации. Кроме того, в рамках организационно-методического сопровождения курса в школах должны быть подготовлены так называемые тьюторы. О введении этой должности заговорили еще в 2007 году. В переводе с английского «тьютор» означает «домашний учитель, опекун, наставник». В Англии тьютор прикрепляется к ученику сразу при поступлении в среднюю школу и «доводит» его до поступления в вуз.</div>
<div> </div>
<div>Вопрос изучения религии в школах обсуждался и на сайте «<a href="http://actualcomment.ru">Актуальные комментарии</a>». В частности, <a href="http://actualcomment.ru/news/37404/">журналист и политолог Михаил Леонтьев высказывался о необходимости ввести такие уроки для школьников.</a></div>
<div> </div>
<div>«Правда, наше общество дошло до того, что вводить такие уроки нужно чуть ли не силой. Но речь идет не о преподавании религии, а о религиоведении. С этой точки зрения логика противников религиоведения абсурдна в принципе», - отметил Леонтьев.</div>
<div> </div>
<div>Он подчеркнул, что вся история культуры связана с историей религии, и вся литература XIX века - религиозная.</div>
<div> </div>
<div>«И вообще вся литература большинства стран в значительной степени религиозна, в христианских - точно. Поэтому препятствовать урокам религии в школе - это обскурантизм. Может, введение православия по отношению к другим религиям не совсем правильно, но думаю, все можно как-то гармонизировать», - отметил он.</div>
<div> </div>
<div>По его мнению, проблема только в методиках, наличии кадров, установлении количества часов. </div>
<div> </div>
<div>«Это проблемы технические. Они очень сложные на самом деле, но они технические. А никаких проблем концептуальных я здесь просто не вижу», - подчеркнул Леонтьев.</div>
<div> </div>
<div><strong>В рамках дискуссии о приходе церкви в систему образования говорилось <a href="http://actualcomment.ru/news/46844/">об усилении влияния РПЦ в обществе</a>. Такие дискуссии идут и сейчас, что особенно обострилось во время <a href="http://actualcomment.ru/news/46255/">громкого процесса над Pussy Riot</a>.</strong></div>
<div> </div>
<div><strong>Патриарх Кирилл обозначил свою позицию и по этому вопросу, высказавшись о роли церкви в современной России.</strong></div>
<div> </div>
<div>По его словам, он вдохновлен нынешним характером церковно-государственных отношений. «В России впервые, может быть, за послереволюционную историю принцип отделения церкви от государства, который был провозглашен в результате Октябрьской революции, сейчас достаточно корректно осуществляется», - сказал патриарх.</div>
<div> </div>
<div>Глава РПЦ считает, что этот принцип приводит к тому, что власть и Церковь «имеют свою автономию друг от друга». «Мы не вмешиваемся в дела друг друга и дорожим этой автономией. Русская церковь очень дорожит той свободой и автономией, которая имеет сегодня место», - подчеркнул предстоятель.</div>
<div> </div>
<div>Развивая тему, он отметил, что вопросы нравственности небезразличны для любого нормального государства: «До бесконечности невозможно регулировать человеческие отношения, только повышая уровень законодательства, усиливая правоохранительные органы, совершенствуя суд».</div>
<div> </div>
<div>«Все это может приносить положительный результат, но он ведь не останавливает человека от того, чтобы войти в кинотеатр и расстрелять зрителей, не останавливает людей от других безумных действий, когда родители бросают своих детей, дети убивают своих родителей», - сказал патриарх.</div>
<div> </div>
<div>Он считает, что никакое, даже самое совершенное законодательство и самая совершенная судебная система не способны гарантированно предохранить людей от преступлений, потому что источником последних является человек, его внутренняя жизнь.</div>
<div> </div>
<div>«Любая разумная власть понимает прагматическое значение нравственности в общественных отношениях. Нравственный человек - это законопослушный человек, даже если он не знает законов», - отметил патриарх Кирилл.</div>
<div> </div>
<div>Он добавил, что алкоголизм, наркомания, проституция, увеличение количества абортов и др. - это те вопросы, которые находятся в повестке дня в церковно-государственных отношениях.</div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".