Статья
571 12 ноября 2008 14:02

Рунет спокойно переносит финансовый кризис. Интернет стал неотъемлемой частью жизни россиян. Крупнейшие игроки демонстрируют уверенность в преодолении кризиса и рассчитывают продолжить рост

.

 

Комментарии экспертов

Я думаю, что кризис обострит понимание инвесторами одной простой вещи - интернет-проекты с большими стартовыми бюджетами всегда накрываются медным тазом. История российского интернета не знает ни одного случая, когда проект, создаваемый как супербомба, на самом деле бы стал такой супербомбой. Последнее яркое доказательство этого тезиса – проект Top4Top. В русском интернете проекты по большей части выигрывают случайно - скажем, вряд ли Одноклассников создавали как миллионный проект. Их успех случаен, но это настоящий успех проекта, который делает себя сам. Делает себя сам и LiveInternet. А те проекты, под которые снимаются пентхаузы и набираются команды в двести высокооплачиваемых специалистов всегда закрываются не далее чем через год после открытия. Сейчас это станет очевидным уже не только тем самым высокооплачиваемым специалистам, которые ходят из стартапа в стартап участвовать в освоении бюджета, но и тем, кто эти бюджеты выделяет. Лохов станет меньше.

А это, конечно же, хорошо.

Во-первых, с одной стороны, интернет — незаменимая вещь в жизни обычных людей. С другой стороны, Сеть по-прежнему остаётся элитарным медиумом коммуникации, то есть потребители интернета в целом богаче, их жизнь интереснее, они больше путешествует и всё такое прочее. То есть, если в условиях кризиса сокращать какие-то расходы на рекламу, то явно нужно сокращать и другие расходы, то есть расходы на тех людей, у которых, скажем так, менее эластичный спрос (то есть на людей, у которых просто нет денег). У тех людей, которые выходят в интернет, даже в условиях кризиса покупательная способность будет выше, и компании, которые хотят что-то кому-то продать в условиях кризиса, вероятно, наоборот, через интернет имеют больше шансов.

Второе. Интернет по-прежнему растёт не только благодаря тому, что интернет — это такая как бы мощная фишка, но и во многом благодаря тому, что в действительности интернет продолжает «поедать» традиционные масс-медиа. Рост сегмента пока что не ограничен и это как бы каннибализм, а когда происходит каннибализм то это значит, что какой-то минимальный уровень роста так или иначе гарантируем. То есть, с одной стороны, я не ожидаю сокращения интернет-рынка рекламы, но, с другой стороны, замедление роста этого рынка, скорее всего, произойдёт.

Теперь что касается того, как будет развиваться интернет и вообще этот бизнес в условиях кризиса. Здесь очень важно понимать некоторые вещи. В условиях кризиса все сокращают издержки, так или иначе оптимизируют свою жизнь, чтобы в новых условиях не иметь каких-то больших проблем. В этом смысле интернет ещё далеко не выбрал свою эффективность, то есть по-прежнему есть очень много людей, которым сейчас (когда и бензин дорогой, и расходы все сокращают) может показаться интересной мысль работать из дома, что возможно как раз благодаря использованию интернет-технологий. В действительности социальная база, которая есть у интернет-технологий и у интернета вообще, растёт. Несмотря на то, что в экономике есть трудности, есть факторы, которые могут заставить людей пользоваться интернетом даже больше, потому что, чтобы сократить расход топлива, можно работать дистанционно. На самом деле для интернета никакой угрозы нет. Он наименее подвержен кризису, потому что это наиболее растущая часть бизнеса.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".