Комментарий
276 8 марта 2009 16:04

Русский человек на rendez-vous

Максим Кононенко публицистМаксим Кононенко

Максим Кононенко
публицистМаксим Кононенко

Первый зарубежный альбом «Мумий Тролля», с которым Илья Лагутенко собирается завоевывать Америку – хороший повод поговорить об истории нашего музыкального покорения заграницы. Все 80-е российские артисты совершенно всерьез жили тем, чтобы поехать на Запад и стать там мировыми звёздами. Удалось это только «Парку Горького», который попал в хит-парад «Биллборда». Не обходилось и без вполне себе драматичных эпизодов. Гребенщиков ради того чтобы попробовать стать модным на Западе покончил с «Аквариумом». Собственно, классический «Аквариум» развалился именно тогда, когда Гребенщиков всё бросил и уехал записываться и тоже попал в «хит-парад Биллборда».

Однако по довольно простой причине это движение очень быстро угасло. Во-первых, оказалось, что русские артисты за рубежом не очень востребованы просто в силу культурных различий. Даже если человек поёт по-английски, он поёт не о том, чем живёт западный слушатель, а о том, чем живёт он сам, о родном, посконном. Во-вторых, вдруг как-то стало понятно: а зачем это вообще нужно, какую коммерческую выгоду преследовать, когда и здесь есть рынок объёмом в 300 миллионов человек - это весь бывший СССР, плюс некоторые восточно-европейские страны. И зачем, спрашивается, ехать в Америку, где живёт столько же народу, когда не трудно заработать и в России? Артисты перестали рваться на Запад, и все 90-е годы туда вообще никто не ездил за исключением отдельных этнических коллективов, которые по сути своей универсальны. Инна Желанная ездила, тувинские артисты, но это всё очень камерные вещи, на общую картину никак не влияющие.

Потом вдруг произошли два крупных события – «ППК» и «Тату». Пожалуй, это был первый пример чистого шоу-бизнеса России. Ростовская группа «ППК» сделала танцевальную переделку музыки Артемьева из фильма «Сибириада». Тогда существовал всемирный сайт mp3.com, на котором люди выкладывали свои собственные треки, скачивали чужие песни, а сайт платил авторам деньги. «ППК» опубликовало свой трек, и он стал очень популярным, обойдя, скажем, Мадонну. Группа только на этом заработала порядка 100 тысяч долларов. И на этом же сайте «ППК» увидел Пол Окенфольд, который потащил коллектив в Англию и поставил там этот трек в ротацию. Группа заняла третье место в британском чарте. Это было совершенно сумасшедший успех.

А затем Запад покорила группа «Тату» - тоже совершенно неожиданно, потому что никто поначалу не занимался их продвижением. Они вдруг стали популярны в Восточной Европе. Это потом уже «Тату» взял в оборот Universal, стал им делать серьёзное промо и т.д., но первоначальный успех был все-таки большим событием.

Но, тем не менее, всё равно было не очень понятно, зачем это. Та же группа «Тату» была очень популярна на Западе целый год. И что? Они заработали денег столько же, сколько группа «Руки вверх» в России. Они там концертов не давали, они продавали пластинки. А в России пластинки никто, в общем, не продаёт, зато артисты дают много концертов. Шоу-бизнес устроен по-другому, и, тем не менее, оказалось, что не было никакого смысла ехать на Запад.

И потому единственное, что попытались сделать наши артисты во второй половине 90-х –пробиться в Китай и Японию, те же «Тату», «ВИА Гра», сейчас Витас. В Азии рынок, конечно, совсем другой. В Китае просто много народа живёт, и, кроме того, что интересно, китайцы и японцы очень восприимчивы к русской мелодике. А мы, кстати, к их мелодике. В Японии же пластинки стоят очень дорого, и там минимальные тиражи, с которых начинаются продажи – это тысяч шестьсот-семьсот. Какая-нибудь школьная группа выпускает первую пластинку такими тиражами. У нас подобный тираж делает человека суперзвездой, а миллион пластинок – это для России совершенно невероятный тираж.

Ситуация в России ключевым образом изменилась после проекта «Фабрика звёзд», потому что «Фабрика» поставила на сцену 100 новых артистов, которые постоянно ездили по стране на протяжении нескольких лет с огромными «чёсами». А в регионах люди могут сходить на концерт всего пару раз в год, потому что это недешёвое удовольствие. В общем, «Фабрика звёзд» вытоптала рынок, люди наелись. В Москве они наелись до этого, а сейчас наелись в регионах. И именно тогда тот же Пригожин потащил Валерию на Запад, потому что здесь она уже не может заработать. Она уже все объездила. Он даже возил её по московским кинотеатрам. В стране нет человека, который бы не был на концерте Валерии (кроме, может быть, редактора этого сайта, но ему простительно). В общем, никто больше не хочет идти на Валерию, потому что посмотрели – и ладно. Она не такая уж артистка на сцене. Нет рынка, пластинки не продаются, и потому-то артисты решили снова пробиваться на Запад. Конечно, в случае с Валерией это во многом пригожинская авантюра. У Валерии, мне кажется, за границей ничего не получится. Она очень средненькая артистка по масштабам западного шоу-бизнеса, несмотря на то, что у неё высшее музыкальное образование.

А у «Мумий Тролля», мне кажется, несколько другая мотивация. Лагутенко очень скучно в России. Они записали совершенно сумасшедшую пластинку в этом году, и чего? Здесь уже неинтересно, он в России уже всё сделал. И это, кстати, одна из немногих групп, которая действительно могла бы попробовать себя на Западе, которая действительно могли бы быть интересными и американской, и европейской публике. Поэтому движение «Мумий Тролля» туда достаточно естественно, тем более, что Лагутенко по внутреннему устройству – во многом западный человек. Он вырос во Владивостоке (тоже не вполне русский город, скорее русско-японский) и долго жил в Лондоне. В творчестве Лагутенко мало русской культуры, он – западный человек, и музыка у него – западная. Он может петь на их языке, петь о том, что интересно публике. А публика всегда это очень ценит.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".