Статья
1020 15 июля 2009 6:54

Русский протестантизм и государственная власть

Политическая история гонимого меньшинства - русских протестанов - в XX веке.
Комментарии экспертов
Работа Никольской посвящена малоизученной теме, которая, однако, в силу определенных обстоятельств представляет значительный интерес. Отношения между религией и государством в современной России нельзя назвать простыми. Для этого существует много объективных причин, обсуждение которых потребовало бы, пожалуй, отдельной - и не одной - книги. Русский протестантизм (баптизм, адвентизм, пятидесятничество и т.п.) в этом отношении является весьма показательным явлением. Он является репрезентацией маргинального, но стабильного религиозного сообщества, существующего в перманентно враждебном окружении, испытывающим трудности при коммуникации как государством, так и со вторым крупным игроком на этом рынке - православной церковью. Трудности, которые подчас переходили в прямые репрессии со стороны обеих заинтересованных сторон.

Хронологически книга охватывает период с 1905 по 1991 годы. В 1905-ом русские протестанты смогли наконец-то легализоваться в рамках империи: так официальная история протестантов в стране начинается вместе с первой русской революцией. Впрочем вплоть до 1917 года их существование не было безоблачным, официально православное государство с подозрением относилась ко всему этому неблагонадежному населению. Ужесточение наступило сразу после начала Первой мировой войны, когда в протестантах начали видеть потенциальных предателей. Февральская революция, напротив, была встречена сообществом с огромным энтузиазмом. Фактически этот краткий период русской вольницы, продлившейся до октября, стал золотым веком протестантизма в России вплоть до 1991 года. Однако вслед за либеральным Временным правительством к власти пришли большевики, и ситуация снова стала напряженной.

Впрочем, как показывает Никольская, вплоть до начала сталинского "большого скачка" в 1929 году, советская власть относилась к протестантам в целом значительно толерантнее, чем к основной конфессии страны. В определенном смысле можно сказать, что большевики видели в религиозных деноминациях своих союзников, действуя по принципу "разделяй и властвуй". А кроме того, российские протестанты в своей массе были более образованными, более современными людьми, чем православные. В этом смысле особый интерес представляет участие протестантов в ранних утопических советских проектах: вдохновленные идеалом свободного коммунального труда, многие из них стали первыми сторонниками новой власти, пытаясь совместить учение Христа и Ленина. Большевики же, по крайней мере, в первые годы существования республики смотрели на эти начинания сквозь пальцы. Однако уже к 1923-24 годах в обиход представителей ЦК вошло слово "сектанты", которое впоследствие неизменно сопутствовало протестантизму в СССР.

В апреле 1929 года ВЦИК РСФСР издает постановление "О религиозных  объединениях" за подписью Калинина, суть которого состояла в том, что такие объединения могут заниматься только отправлением культа в специально отведенных помещениях: как бы то ни было общественная деятельность, таким образом, запрещалась. Это стало правовым основанием для новой, небывало жестокой волны гонений на религию, в том числе на протестантизм. Помимо этого фронтального наступления имели место репрессии, направленные на конкретных деятелей протестантизма, которые начались в тот же период. Отдельно следует упомянять проблему "уклонения от военной службы" для протестантов-пацифистов. Различные случаи уклонения в то время предусматривали разные виды наказаний, начиная от правил дисциплинарного устава РККА и заканчивая расстрелом!

В 30-ые годы протестантов "разоблачают" как пособников контрреволюции, что позволяет применять против них печально знаменитую 58 ст. Уголовного кодекса. В этих условиях протестантизм фактически уходит в подполье. В Ленинграде, пишет Никольская, имелись две официально зарегистрированных протестантские организации, а также около 60 "сектантских точек", т.е. квартир, на которых тайно собирались верующие. Органы советской власти в это время рапортавали наверх о ликвидации "сект".

В целом исследование Никольской следует признать написанным излишни сухим, административным языком. Оно напоминает скорее бюрократический отчет о проделанной работе, чем научную монографию. Но другого исследования о русском протестантизме в XX веке у нас для вас, понятное дело, нет.

Книга предоставлена магазином "Фаланстер".

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".