Статья
15 Июля 2009 6:54

Русский протестантизм и государственная власть

Политическая история гонимого меньшинства - русских протестанов - в XX веке.
Комментарии экспертов
<div align="justify">Работа Никольской посвящена малоизученной теме, которая, однако, в силу
определенных обстоятельств представляет значительный интерес. Отношения
между религией и государством в современной России нельзя назвать
простыми. Для этого существует много объективных причин, обсуждение
которых потребовало бы, пожалуй, отдельной - и не одной - книги.
Русский протестантизм (баптизм, адвентизм, пятидесятничество и т.п.) в
этом отношении является весьма показательным явлением. Он является
репрезентацией маргинального, но стабильного религиозного сообщества,
существующего в перманентно враждебном окружении, испытывающим
трудности при коммуникации как государством, так и со вторым крупным
игроком на этом рынке - православной церковью. Трудности, которые
подчас переходили в прямые репрессии со стороны обеих заинтересованных
сторон.<br>
<br>
Хронологически книга охватывает период с 1905 по 1991
годы. В 1905-ом русские протестанты смогли наконец-то легализоваться в
рамках империи: так официальная история протестантов в стране
начинается вместе с первой русской революцией. Впрочем вплоть до 1917
года их существование не было безоблачным, официально православное
государство с подозрением относилась ко всему этому неблагонадежному
населению. Ужесточение наступило сразу после начала Первой мировой
войны, когда в протестантах начали видеть потенциальных предателей.
Февральская революция, напротив, была встречена сообществом с огромным
энтузиазмом. Фактически этот краткий период русской вольницы,
продлившейся до октября, стал золотым веком протестантизма в России
вплоть до 1991 года. Однако вслед за либеральным Временным
правительством к власти пришли большевики, и ситуация снова стала
напряженной.<br>
<br>
Впрочем, как показывает Никольская, вплоть до начала сталинского
"большого скачка" в 1929 году, советская власть относилась к
протестантам в целом значительно толерантнее, чем к основной конфессии
страны. В определенном смысле можно сказать, что большевики видели в
религиозных деноминациях своих союзников, действуя по принципу
"разделяй и властвуй". А кроме того, российские протестанты в своей
массе были более образованными, более современными людьми, чем
православные. В этом смысле особый интерес представляет участие
протестантов в ранних утопических советских проектах: вдохновленные
идеалом свободного коммунального труда, многие из них стали первыми
сторонниками новой власти, пытаясь совместить учение Христа и Ленина.
Большевики же, по крайней мере, в первые годы существования республики
смотрели на эти начинания сквозь пальцы. Однако уже к 1923-24 годах в
обиход представителей ЦК вошло слово "сектанты", которое впоследствие
неизменно сопутствовало протестантизму в СССР.<br>
<br>
В апреле 1929 года ВЦИК РСФСР издает постановление "О религиозных 
объединениях" за подписью Калинина, суть которого состояла в том, что
такие объединения могут заниматься только отправлением культа в
специально отведенных помещениях: как бы то ни было общественная
деятельность, таким образом, запрещалась. Это стало правовым основанием
для новой, небывало жестокой волны гонений на религию, в том числе на
протестантизм. Помимо этого фронтального наступления имели место
репрессии, направленные на конкретных деятелей протестантизма, которые
начались в тот же период. Отдельно следует упомянять проблему
"уклонения от военной службы" для протестантов-пацифистов. Различные
случаи уклонения в то время предусматривали разные виды наказаний,
начиная от правил дисциплинарного устава РККА и заканчивая расстрелом!<br>
<br>
В 30-ые годы протестантов "разоблачают" как пособников контрреволюции,
что позволяет применять против них печально знаменитую 58 ст.
Уголовного кодекса. В этих условиях протестантизм фактически уходит в
подполье. В Ленинграде, пишет Никольская, имелись две официально
зарегистрированных протестантские организации, а также около 60
"сектантских точек", т.е. квартир, на которых тайно собирались
верующие. Органы советской власти в это время рапортавали наверх о
ликвидации "сект".<br>
<br>
В целом исследование Никольской следует признать написанным излишни
сухим, административным языком. Оно напоминает скорее бюрократический
отчет о проделанной работе, чем научную монографию. Но другого
исследования о русском протестантизме в XX веке у нас для вас, понятное
дело, нет.<br>
<br>
<em>
Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em><br>
</div>
<p> </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".