Статья
1147 13 сентября 2010 16:00

Русский выбор

Автор отказывается от прямолинейной увязки политического поведения с экономическими причинами, предпочитая анализировать его через призму культурных отношений и меняющихся систем ценностей.

Комментарии экспертов

Начало крупной политической кампании всегда требует переосмысления существующих социальных форм, оставшихся с гуманитарно-технологического всплеска предыдущей кампании.

Выборы 2011-2012 — необычные выборы. Впервые в истории Российской Федерации речь идет о беспрецедентно долгих сроках, которые будут занимать Президент и члены Парламента. Очевидно, что высота политических ставок диктует равную по степени ответственность профессиональным организациям, чей непосредственный доход и репутация напрямую зависят от того, насколько выгодной и эффективной окажется стратегия, предложенная ими на грядущих выборах.

Одновременно с этим нехитрым предположением, существует другое. Любая организация, первой предложившая на рынок свой товар по определению получает бонус форы. Рыночная аналогия выглядит так: в начале 2010-го года ряд компаний заявили о своем намерении осваивать рынок недорогих планшетных компьютеров, однако уровни продажи iPad от Apple сегодня несопоставимы с продажами «убийц» планшетника «яблочников». Не в последнюю очередь потому, что выход «убийц» аналогичного качества опоздал на несколько месяцев, а корпорация Стива Джобса смогла предложить свой продукт первым, установив определенные стандарты. С предвыборной социологие ситуация очень похожая.

Книга Валерия Федорова, руководителя одной из самых авторитетных социологических организаций страны, ВЦИОМа, как раз и столбит место первой предвыборной книги своего класса. Несмотря на то, что Федоров переосмысляет предыдущие модели электорального поведения россиян едва ли не весь постперестроечный период, особенных откровений от «Русского выбора» лучше не ждать — 3 интересующих политологов и политтехнологов года редко становятся революционными в условиях политической стабильности, сколь бы не хотелось обратного.

Федоров идет на смелый шаг. Фиксируя появление нового ответственного класса, Федоров пока не готов утверждать, что именно на него надо делать ставку при любых вариантах пути движения России после выборов 11-12. Федоров позволяет себе некоторую немодную сейчас банальность, когда напоминает, что помимо поступательного модернизационного пути развития, сейчас являющегося приоритетным, существует ещё по меньшей мере два — консервативный и мобилизационный. И оба оставшихся могут найти широкую общественную поддержку, особенно первый из двух.

Федеоров также отмечает, что если в 90-е годы руководитель государства мог пренебречь мнением большинства ради реформ, то нынешняя политическая система, основанная помимо личного авторитета ещё и на политическом авторитете «Единой России» может быть слишком зависимой от пожелания большинства населения, к модернизации ещё не вполне готового.

В этом смысле книга Федорова вполне выполняет функцию, которую и должна выполнять согласно своему названию — служить введением в электоральные ожидания россиян на грядущих выборах и систематизирует их контекст.

Валерий Федоров, «Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения россиян», М.: Праксис, 2010 — 384 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".