Статья
2 Апреля 2015 18:59

Рынок бензинов ждет стагнация, но дефицита не будет

За три последних года нефтяным компаниям частично или полностью удалось перейти на выпуск бензинов экологического класса евро-5. Об этом было заявлено на седьмой международной конференции «Бензины 2015». Однако эксперты не уверены, что в ближайшие несколько лет нефтепереработка в России будет развиваться такими же темпами.

Заместитель генерального директора CREON Energy Филипп Никонов в своем выступлении на конференции указал, что в целом четырехсторонний договор нефтяных компаний с Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом по увеличению выпуска бензинов не ниже экологического стандарта евро-5, заключенный в 2011 году, привел к улучшению качества топлива. «В 2014 году доля моторных топлив стандарта евро-5 от общего объема производства составляла 75%», — отметил эксперт.
  
Читайте также Бензин переходит на новый стандарт

Однако, по его мнению, увеличение глубины переработки нефти ожидать не приходится и в ближайшее время она не превысит 75%. «В стране будет достигнут баланс бензина, то есть его будет выпускаться столько, сколько нужно внутреннему рынку. Из-за налогового маневра нефтяным компаниям станет выгоднее экспортировать сырую нефть и мазуты, поэтому рынок бензинов ожидает стагнация», — заявил Никонов. 

Руководитель отдела автомобильных и авиационных бензинов ВНИИ по переработке нефти Вячеслав Емельянов подтвердил «Актуальным комментариям», что за последние 10 лет глубина переработки практически не изменилась и составляет около 72%. По его мнению, вызывает опасение и тот факт, что оборудование при модернизации НПЗ все импортное: «Пока западные санкции напрямую коснулись только технологий, связанных с бурением, но не стоит забывать, что все катализаторы на российских НПЗ импортные. У нас производится только оборудование для первичной переработки нефти. Заводы, проводя модернизацию, заключают договор на обслуживание оборудования с западными компаниями на 5-7 лет, а что будет дальше неизвестно», — заявил Емельянов. 

Читайте также Нефтехимия: проекты нуждаются в средствах

Эксперт отметил, что вся программа модернизации НПЗ была проведена без стратегического планирования, поскольку проводилась без обновления транспорта. «В Европе переход на более высокий экологический стандарт бензинов проходил в течение 13 лет, поскольку вначале модернизировался транспорт, а уже потом под этот транспорт шло формирование требований к топливу. Ведь если заливать бензин класса евро-5 в старенькие жигули, экологические показатели не улучшатся»,— заметил Емельянов. Он сообщил, что в настоящее время высокотехнологические страны стараются переходить на стандарт евро-6. «При переходе на этот стандарт делаются послабления на использование химических присадок для производства бензинов, но повышаются требования к октановому числу, за счет этого оптимизируется работа двигателя, что приводит к меньшему потреблению топлива и, соответственно, меньшему выбросу СО2 в атмосферу», — заявил эксперт. Он считает, что в России надо сразу переходить на производство топлив класса евро-6, однако пока этот стандарт бензина даже не прописан в налоговом кодексе.  

Представители нефтяных компаний в ходе дискуссии выразили свои опасения и по поводу дальнейшего наращивания объемов производства бензинов экологического класса евро-5. В частности, начальник аналитического отдела департамента маркетинга ОАО «Газпром нефть» Александр Митник сообщил, что если к 2020 году в соответствии с четырехсторонним договором будет выпускаться более 51 млн тонн светлых нефтепродуктов в год, а рынок потребления внутри страны будет падать, то пока неизвестно, как нефтяным компаниям придется реализовывать переизбыток продукции. 

Впрочем, далеко не все эксперты придерживаются столь «радостного» прогноза по производству бензинов в России. Даже представитель ЦДУ ТЭК Евгений Сыровой отметил в своем выступлении, что четырехсторонний договор государственных регуляторов с нефтяными компаниями может быть скорректирован. Федор Никонов также скептически отнесся к перспективам достижения большого профицита светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке. 

Читайте также Проект энергостратегии: амбициозные планы

Тем не менее большинство экспертов уверены, что в 2015 году страна пройдет сезонные увеличения потребления бензина и плановые ремонты НПЗ без дефицита моторного топлива. Евгений Сыровой в интервью «Актуальным комментариям» заявил, что накопленных компаниями объемов бензина для прохождения пиковых нагрузок достаточно, чтобы избежать нехватки нефтепродуктов. Александр Митник подтвердил «Актуальным комментариям», что «в этом году требования регуляторов по этому вопросу были очень серьезными, и нефтяные компании сделали основательные запасы бензина для внутреннего рынка».  

Серьезность намерений государства подтвердил и представитель Федеральной антимонопольной службы РФ Дмитрий Махонин. В своем выступлении на конференции он сообщил, что сейчас формируется экспертная группа для разработки законодательной базы, которая бы обязала нефтяные компании иметь запасы моторных топлив для внутреннего потребления. 

Подготовила Екатерина Дейнего 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".