Статья
2140 17 декабря 2013 14:14

РЖД отмечает День высоких скоростей

Праздник приурочен ко дню отправления первого скоростного поезда «Сапсан» из Москвы в Санкт-Петербург 17 декабря 2009 года. Поезд развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата. Время в пути составляет 3 часа 50 минут при движении без остановок.

Год спустя - 12 декабря 2010 года – появился скоростной поезд – «Аллегро», который может развивать скорость до 220 км/ч. Запуск этого поезда позволил сократить время перемещения из Санкт-Петербурга в Хельсинки до 3,5 часов.

Скоростной электропоезд «Ласточка» начал регулярно курсировать между Москвой и Нижним Новгородом с 28 апреля 2013 года. Время в пути – 4 часа. Скорость движения до 160 км/ч.

Однако прогресс не стоит на месте. Крупнейший в России проект высокоскоростного железнодорожного сообщения пока не запущен, но очень активно обсуждается, как на государственном уровне, так и в экспертном и бизнес-сообществах.

Скорость поездов на будущей магистрали будет составлять до 400 км/ч. Первая часть высокоскоростной железнодорожной линии соединит 7 субъектов Российской Федерации, среди которых Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и Республика Татарстан. Далее проект также предусматривает продление путей до Екатеринбурга.

Согласно данным ОАО «Скоростные магистрали», запуск участка «Москва-Казань», позволит не только существенно сократить время передвижения между городами (3,5 часа от Москвы до Казани, около полутора часов до Казани от Нижнего Новгорода), но и обеспечит порядка 80 тысяч рабочих мест в период строительства и 30 тысяч - на стадии эксплуатации, что положительным образом скажется и на самих регионах.

«Проект ВСМ будет иметь для России огромное значение – как в плане быстрого и удобного преодоления дальних расстояний, так и в плане укрепления связей между ключевыми регионами страны, улучшения делового климата и стимулирования экономического, в том числе промышленного, развития регионов», - рассказали «Актуальным комментариям» в компании «Siemens», которая выдвинула большой ряд предложений по участию в строительстве и запуске ВСМ «Москва-Казань», в том числе в области поставки высокоскоростных поездов, систем безопасности, электрификации и автоматизации, а также консультирования и технической поддержки проекта на всех этапах.

Также своим мнением по поводу проекта ВСМ с «Актуальными комментариями» поделилась глава экспертной группы по транспорту, инфраструктуре и логистике в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, старший партнер McKinsey & Company Дарья Борисова.

Она рассказала о существенных плюсах скоростного железнодорожного сообщения, а также о ключевых преимуществах строительства ВСМ с точки зрения инфраструктуры и повышения качества жизни в регионах, через которые пройдет дорога.
«Благодаря удобству для пассажиров, высокой скорости движения и конкурентоспособным операционным затратам ВСМ формируют качественно новое рыночное предложение. Значительные преимущества этого вида транспорта – четко прогнозируемое время в пути, невысокая стоимость, энергоэффективность, экологичность и эффективность использования земель», - сказала Дарья Борисова.

Полный текст интервью читайте здесь.

В настоящее время проект ВСМ курирует РЖД во главе с Владимиром Якуниным. Инициативу строительства линии поддерживают министр транспорта Максим Соколов, Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович, руководители регионов прохождения будущей магистрали, (об этом Владимир Якунин заявлял на совещании по вопросу развития скоростного железнодорожного сообщения под руководством Владимира Путина 31 июля текущего года).

В поддержку проекта неоднократно высказывались Президент России Владимир Путин и Премьер-министр Дмитрий Медведев.
Наиболее спорным моментом в вопросе реализации проекта является его стоимость, превышающая в несколько раз объем инвестиций на подготовку к Олимпийским играм в Сочи.

Так министр министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев оценивает проект как «рискованный». «Он исходит из определенных гипотез о пассажиропотоке, которые мне неочевидны», - заявил А.Улюкаев на деловом завтраке Сбербанка в рамках экономического форума в Сочи. Его слова цитирует «Интерфакс».

Обозреватель отдела «Экономика» журнала «Однако» Маринэ Восканян так прокомментировала ситуацию вокруг проекта: «К сожалению, вокруг крупных инфраструктурных проектов сложилась негативное мнение, которое предполагает, что масштабное строительство – некая бездонная яма, куда уйдут государственные деньги, которые в итоге разворуют».

Также бытует мнение, что высокоскоростная дорога не будет пользоваться спросом у пассажиров. Такие опасения, естественно, имеют право на существование, однако мировой и российский опыт говорят об обратном. К примеру, во Франции ВСМ является наиболее доступным видом транспорта, которым пользуются 83% граждан.

Опыт эксплуатации электропоездов «Сапсан» на полигонах, связывающих Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород, и «Аллегро» на линии Санкт-Петербург – Хельсинки, показал значительную востребованность скоростных маршрутов. Заполнение поездов, по данным РЖД, стабильно превышает 85%. Благодаря «Сапсану» пассажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом увеличился на 1, 322 млн. чел. в год по сравнению с 2009–ым годом. При этом поездки осуществляются по существующей инфраструктуре со скоростями существенно ниже технических возможностей «Сапсана».

«Развитие любой транспортной инфраструктуры для такой страны, как Россия, вещь положительная», - отмечает Маринэ Восканян. Этой точки зрения придерживается большинство российских экспертов, а также большая часть населения.

Введение в России новой качественной услуги, в частности в области транспорта, всегда находит отклик у людей и пользуется высоким спросом - люди готовы платить деньги за качество и комфорт. 8 лет назад появились аэроэкспрессы, давшие возможность добираться до аэропорта и обратно быстро, сравнительно недорого и в точно обозначенное время. Сейчас, судя по ежегодно растущему пассажиропотоку и практически полной заполняемости аэроэкспрессов можно говорить о том, что пассажиры довольны сервисом и качеством предоставляемых услуг на этом виде транспорта.

Результаты социологического исследования по теме «Восприятие и оценки проекта по созданию сети высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России», проведенного Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) говорят о высокой востребованности проектов ВСМ среди населения. Исследование проводилось в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Так, в Казани проекты ВСМ поддерживают 86% опрошенных респондентов, в Москве- 79%, в Нижнем Новгороде-78%,а в Санкт-Петербурге — 72%.

Основными аргументами в поддержку высокоскоростного железнодорожного транспорта большинство россиян считают высокую скорость передвижения, комфорт поездки, а также необходимость идти в ногу со временем и не отставать от технического прогресса.

"Россияне считают, что высокоскоростные железнодорожные магистрали - это требование времени и нельзя отставать от прогресса, несмотря на огромные затраты в связи со строительством специальных магистралей для таких проектов", - заявил Александр Ослон во время презентации результатов исследования, проведенного в июле текущего года. Его слова цитирует "ИТАР-ТАСС".

По словам президента ФОМ, проекты ВСМ — это «символ современности», имеющий в том числе и большое имиджевое значение для России.

 

Читайте также:

ВСМ "Москва Казань"

"Транспортная неделя-2013"

McKinsey & Company о ВСМ "Москва-Казань"

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".