С января проезд в Москве подорожает
Стоимость проезда в наземном московском метрополитене и городском общественном транспорте с 1 января 2010 года подорожает. Об этом заявила руководитель департамента экономической политики и развития города Марина Оглоблина на пресс-конференции в Информцентре правительства Москвы.
Марина Оглоблина подчеркнула: «У нас тарифы повышаются не чаще одного раза в год, стоимость поездки на транспорте повысится с 1 января».
Она добавила, что в настоящее время московская Региональная энергетическая комиссия рассматривает вопрос о новых тарифах, сообщает Интерфакс.
«Если мы остановим инфляцию, то остановим рост цены на проезд. Тарифы на транспорт будут повышаться. Но есть разовые билеты, билеты на многоразовые поездки. Их стоимость повышается по-разному», - отметила М.Оглоблина.
По ее словам, повышение тарифов объясняется также планируемым повышением стоимости электроэнергии, коммунальных услуг.
Цены на общественный транспорт поднимаются регулярно. Я думаю, что в Москве они растут более высокими темпами, чем в других регионах России – как в абсолютных показателях, так и в относительных. Почему рост опережающий? Очевидно, что на московскую транспортную инфраструктуру гораздо более высокая нагрузка, чем на инфраструктуру общественного транспорта других городов России. Здесь максимальная концентрация людей, и значительная часть более социально активна – другими словами, постоянно этим транспортом пользуется. Если в провинциальном городе зачастую можно дойти пешком, то здесь есть огромное количество людей, которые регулярно ездят с работы на работу, и, более того, используют этот транспорт ещё и в течение рабочего дня. Это логически объясняет, почему цены здесь растут быстрее.
Второй момент – это всем известная проблема московских пробок, которая перекладывает часть нагрузки на метро. Некоторые люди могли бы иметь машины или, если они их имеют, чаще ими пользоваться, но вместо этого они вынуждены пользоваться метро, потому что метро (хотя оно и не было при проектировании рассчитано на город с населением более 10 миллионов человек), тем не менее, является наиболее оперативным видом транспорта в Москве в течение дня.
Непонятно в этой новости другое – то, как это очередное ежегодное повышение коррелирует с нашим пресловутым кризисом. В начале года начальство метрополитена рапортовало о том, что пассажиропоток резко упал. Действительно, это было очень заметно тогда. Это было какое-то фантастическое падение. Они говорили, что это первое такое падение пассажиропотока после 45-года, после завершения войны.
В этом смысле мне не очень понятно, почему нужно повышать цены, если предположить, что, с одной стороны, уровень пассажиропотока частично снижался или снижается, и, с другой стороны, доходы населения тоже не растут. Они ссылаются на инфляцию - она у нас постоянная. В этом году есть специфические экономические факторы, которые было бы неплохо учитывать, когда принимаются такого рода решения. В конечном итоге для определённой категории граждан стоимость проезда на общественном транспорте является существенным препятствием. Для не очень богатых людей это могут быть довольно большие деньги.
Поэтому я бы задумался об этом. Если уж принимать решение о том, что проезд дорожает, то, возможно, имеет смысл вводить какие-то дополнительные компенсирующие льготы (помимо тех, что уже существуют для пенсионеров и студентов) для людей с минимальным уровнем дохода. Иначе в радикальном сценарии это приведёт к тому, что есть полукрепостные люди, которые никуда не могут выехать, потому что машины у них нет, а позволить себе постоянно тратиться на общественный транспорт они не могут.