Статья
3 Сентября 2012 21:13

Саммит АТЭС начал работу

<p>Одно из крупнейших мировых событий этого года - саммит АТЭС - открылся во Владивостоке 2 сентября. Он обошелся России более чем в полтриллиона рублей государственных и частных инвестиций. Об этом на брифинге в преддверии форума сообщил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.</p>
<p>«Все вместе: государственное, то есть бюджетное финансирование, включая региональное, финансирование РЖД, "Шереметьево", "Газпрома", частных лиц - 660 миллиардов рублей», - заявил Шувалов. При этом он отметил, что объем прямого федерального финансирования составил менее трети от этой суммы - 202 миллиарда рублей.</p>
<div>По программе подготовки к саммиту АТЭС 2012 года построено и реконструировано около ста объектов. В том числе, на карте региона появились <a href="http://actualcomment.ru/news/40726/">три новых моста</a>: мост через бухту Золотой Рог, низководный мост через Амурский залив и мост через пролив Босфор Восточный, соединяющий материковую часть Владивостока с островом Русский.</div>
<div> </div>
<div>Именно на острове Русский расположился один из главных объектов саммита - Дальневосточный федеральный университет. ДВФУ станет первым вузом России, обладающим уникальной инфраструктурой в едином кампусе. Во время саммита здесь будет располагаться Деловой центр, в котором пройдут основные мероприятия саммита АТЭС, конгресс-холл этого центра рассчитан на 7 тысяч мест. Первые объекты университета были сданы в эксплуатацию в декабре 2011 года. Это - пять «президентских» корпусов, где во время международной встречи будут жить главы государств стран-участниц форума, а впоследствии в них будут проживать преподаватели университета.</div>
<div> </div>
<div>Саммит во Владивостоке - первый саммит АТЭС, который состоится в России, и 24-й в истории организации. В АТЭС в настоящее время входит 21 страна. На их долю приходится более половины мирового ВВП. Среди этих стран США, Китай, Япония, Южная Корея, Канада, Малайзия, Сингапур и др. Россия вступила в АТЭС в 1998 году. В прошлом году саммит АТЭС проходил в Гонолулу (Гавайские острова, США).</div>
<div> </div>
<div>Традиционно на саммите присутствуют первые лица стран-участниц организации. Но еще весной стало известно, что на саммит во Владивосток <a href="http://actualcomment.ru/news/42453/">не приедет президент США Барак Обама</a>. Его заменит госсекретарь США Хиллари Клинтон. Эксперты считают, что это было своего рода ответом Белого дома на то, что в мае 2012 года ставший вновь президентом Владимир Путин не приехал на саммит «большой восьмерки» в Кемп-Дэвид. Однако на высшем уровне такой отказ объяснили тем, что в те же числа у Обамы должен будет состояться съезд Демократической партии, предваряющий его выдвижение на второй срок. </div>
<div> </div>
<div>Впрочем, и без Обамы форум должен стать одним из главных событий мировой повестки дня.</div>
<div> </div>
<div>По данным организаторов, в ходе данных мероприятий будет продолжена работа по всем ключевым направлениям повестки дня - объявленным Россией приоритетам, среди которых вопросы либерализации торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция, укрепление продовольственной безопасности, формирование надежных транспортно-логистических цепочек, интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста.</div>
<div> </div>
<div>Президент России Владимир Путин в первый будний день саммита рассказал, в чем он видит его главное значение. Как передает слова главы государства ИТАР-ТАСС, Владимир Путин считает одной из важнейших задач таких международных форумов, как АТЭС, выработку и применение всеми участниками общих правил игры в условиях глобальной экономики.</div>
<div> </div>
<div>«В условиях кризисных явлений многие страны начинают закрывать свои границы, заниматься протекционизмом с целью как раз вроде бы сохранения производства и рабочих мест», - заявил он. «Если такие действия предпринимаются в одностороннем порядке, то на первом этапе кажется, что происходит защита своих работников, своей экономики, но в конечном итоге, конечно, это ведет к стагнации экономики в современном мире, к сворачиванию производства, а значит, наносит ущерб интересам людей труда», - считает глава государства.</div>
<div> </div>
<div>«Но если добиться того, чтобы вырабатываемые на мировых форумах, таких как например АТЭС, правила по либерализации торговли были бы одинаково принимаемыми всеми и одинаково применялись бы, то это привело бы к тому, что все экономики, в том числе развивающиеся, получили бы возможность использовать свои преимущества, и в конечном итоге это привело бы к созданию необходимых новых рабочих мест», - отметил Путин.</div>
<div> </div>
<div>«Поэтому сверхзадачей таких форумов, как АТЭС, является выработка таких общих решений и проведения их в жизнь», - подчеркнул президент. Итогом Недели саммита АТЭС должна стать декларация, которая будет призвана обозначить принципы партнерства и дальнейшего развития экономик АТЭС.</div>
<div>7-8 сентября – главные дни саммита. На эти даты назначены мероприятия и встречи Делового саммита АТЭС.</div>
<div> </div>
<div>2 сентября состоялось заседание старших должностных лиц (СДЛ) АТЭС. Как сообщает «<a href="http://interfax.ru/">Интерфакс</a>», на этой встрече Россия в рамках обсуждения пакета вопросов предложила ряд правовых мер для решения проблем международного бизнеса.</div>
<div> </div>
<div>«У нас внедряется хорошая система инвестиционных омбудсменов. Это когда иностранные инвесторы испытывают сложности при работе на российском рынке, они могут обращаться к определенным лицам, которые наделены соответствующими полномочиями. Далее эти проблемы докладываются первым лицам государства. Вот мы такую систему предлагаем внедрить экономикам АТЭС», - сообщил на брифинге журналистам директор департамента Азии и Африки Минэкономразвития РФ Сергей Чернышев.</div>
<div> </div>
<div>По его словам, «необходимо, чтобы круг таких омбудсменов, являющихся своеобразным мостиком для общения между бизнесом и чиновниками, был бы всем известен, и чтобы при взаимных инвестициях бизнес всегда понимал, к кому он может пойти за защитой».</div>
<div> </div>
<div>Эта инициатива встретила спорную реакцию со стороны экспертов, опрошенных «<a href="http://actualcomment.ru/">Актуальными комментариями</a>».</div>
<div> </div>
<div>Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев отметил чрезвычайную важность этой инициативы. «До недавнего времени регулярно высказывались мнения, критикующие нашу страну, - отметил он. - При огромном объеме рекламы и пропаганды выгоды инвестиций в российскую экономику с точки зрения обеспечения внутреннего инвестиционного климата было не все гладко. И вот теперь Россия предлагает конкретную меру, которая способна сгладить противоречие, существующее в данной плоскости».</div>
<div> </div>
<div>В свою очередь, экономист Андрей Кобяков отнесся к предложению ввести пост инвестомбудсменов скептически. Он согласился, что проблему улучшения инвестклимата в России нужно решать, однако средства, которыми ее пытаются решать, Кобяков назвал неверными.</div>
<div> </div>
<div>«В действительности нужно решать проблемы упрощения процедуры регистрации бизнеса и много других проблем. А создание института каких-то специальных людей, которые будут решать исключительно вопросы того или иного бизнесмена или инвестора, мне представляется довольно унылой и в долгосрочной плане несостоятельной. В России, действительно, кадры решают все, но, тем не менее, когда решается стратегический вопрос, нужно его решать стратегическими методами», - отметил Кобяков в интервью АК.</div>
<div> </div>
<div>По его словам, «создание института уполномоченных – это только лишь одна маленькая нота в той симфонии, которую еще предстоит сыграть на этом поле, чтобы всерьез улучшить инвестиционный климат в России, сделать его благоприятным».</div>
<div> </div>
<div>«Это означает не то, что нам нужно прогнуться в какую-то удивительную позу перед иностранным инвестором, а то, что нужно создать ему общее ощущение того, что, вкладываясь в Россию, он заработает, - убежден эксперт. - А это значит: правильная экономическая политика, динамичный экономический рост и многое другое».</div>
<div> </div>
<div>Кроме этого, Кобяков отметил, что дружелюбную инвестиционную среду нужно создавать для всех инвесторов. Не только иностранных, но и отечественных.</div>
<div> </div>
Комментарии экспертов
<p>Сотрудничество на Азиатско-Тихоокеанском направлении является стратегическим для Российской Федерации. Для Москвы данное направление крайне важно, особенно в контексте дополнительных инструментов развития Дальнего Востока. Какие интересные перспективы здесь могут быть реализованы? Это, прежде всего, инфраструктурные проекты с членами АТЭС. Есть целый спектр инициатив, которые могут быть реализованы на данном направлении - начиная от транспортных проектов: расширение Транссиба, создание так называемого кольца РЖД (Сахалин, Япония, Южная Корея, Северная Корея, Россия), это создание кластеров с Южной Кореей, создание отдельных автомобилестроительных территорий с участием представителей США и Поднебесной.</p>
<div>Также могут быть созданы отдельные группы и свободные экономические зоны, которые могли бы стать стимулом для инвестиционного развития на Дальнем Востоке, что крайне важно с учетом сохранения кадрового потенциала этой территории. Это определенный заказ на качество образовательных услуг, на определенный вид компетенции новых сотрудников, которые могли бы работать в этой сфере. Также это могут быть строительные проекты. То есть возможностей здесь достаточно много. Наконец, это пространство, на котором возможно проведение политических и экономических проектов Москвы на внешнем контуре.</div>
<div> </div>
<div>Что касается рисков – все-таки рядом с Дальним Востоком находится очень мощный центр силы и экономического развития. Москве необходимо понимать, что разница между экономическим сотрудничеством и экспансией проходит достаточно близко, поэтому необходимо формировать собственный цикл проектов, чтобы сохранить эти территории в экономической сфере своего влияния, и поэтому взаимодействовать с внешними инвесторами надо достаточно осторожно.</div>
<div> </div>
<div>Прежде всего надо сделать ставку именно на современные технологии и на их экспорт, а не на доставку товаров с низкой добавленной стоимостью. Надо акцентировать внимание на развитие собственного кадрового потенциала, а не на импорт, например из того же самого Китая. То есть необходимо сформировать единую стратегию. И эта стратегия должна, с одной стороны, защищать регион от низкотехнологичной и неэффективной внешней экспансии партнеров, а с другой стороны, обеспечить возможности и перспективы для территорий Дальнего Востока и Сибири именно с точки зрения включения в современный экономический процесс. Если этот баланс будет соблюден, Дальний Восток может пережить настоящий экономический ренессанс в среднесрочной и долгосрочной перспективе.</div>
<p>В этом регионе очень бурный рост экономики, однако в этом бурном  росте российская экономика участвует в очень малой степени. Она не  участвует там ни высокотехнологичными промышленными товарами, ни  товарами народного потребления, ни товарами сырьевыми - в очень малой  степени. И в этом смысле этот бурный рост Тихоокеанского региона  проходит во многом мимо нас. Это является главной причиной проведения  саммита АТЭС - преодолеть это отчуждение российской экономики,  российского Дальнего Востока от бурно развивающейся экономики  Тихоокеанского региона.</p>
<div>И если все будет нормально, то одним из результатов должно стать  как раз преодоление этой стены, а в конечном итоге - реализация  интенсивного экономического сотрудничества. Это, по сути дела, одна из  первых больших попыток российской экономики вырваться в этот регион.  Пока нам не очень удается это сделать.</div>
<div> </div>
<div>Более того, на российском Дальнем Востоке по-прежнему продолжается  экономическая, социальная и даже культурная деградация (это можно определить по числу театров и кинотеатров). И если Дальний Восток российский  будет пустеть, то, конечно, он будет представлять все более лакомый  кусочек для какой-то внешней экспансии – демографической, экономической,  или геополитической. Поэтому для нас развитие этого региона является не  просто важным, желательным, но и критически важным.</div>
<div> </div>
<div>Мы должны открыть ворота для нашего бизнеса в АТЭС. Зона свободной  торговли – это такое достаточно абстрактное представление. Ни одна  зона свободной торговли не является реально таковой, кроме, может быть,  Евросоюза, который зовется иначе. Зона свободной торговли – это  скорее территория некоторого смягчения таможенных тарифных преград. И  пока у нас нет точной информации о том, будет ли подписана такая зона  свободной торговли со странами АТЭС. Не стоит забывать, что российские  экономические субъекты не вполне конкурентоспособны, создание зоны  свободной торговли может наоборот привести к их подавлению.</div>
<div> </div>
<div>Зона свободной торговли не очень нужна сырьевым компаниям. В то же  время она является достаточно вредной для тех  экономик, где не очень конкурентоспособны машиностроение и производство  товаров народного потребления. У нас есть такая проблема. Но все равно  развиваться надо, все равно открываться надо. И именно вот такому  открытию, взаимопроникновению и служит саммит АТЭС.</div>
<p>В рамках форума вполне может получить развитие тема создания зон свободной торговли со странами АТЭС, в том случае, конечно, если в этом будет политическая заинтересованность всех участников организации. Еще одним условием успешных договоренностей в этой области является наличие уже выработанного механизма адекватного взаимодействия с другими организациями подобного рода, потому что здесь все-таки необходима какая-то синхронизация инициатив и повышение взаимодействия между различными, в том числе региональными, зонами свободной торговли. Здесь же нужно отметить не менее важное в этом контексте взаимодействие и с американской зоной свободной торговли НАФТА, потому как все три участника НАФТА являются в то же время участниками АТЭС. Более того, это крупный рынок, крупный источник технологий и инвестиций.</p>
<p>Здесь нужно учитывать главную цель России. Проявляя подобную инициативу, наша страна хочет обозначить свою возрастающую роль в мировой экономике. На такой статус Россия претендует достаточно давно, но неактивно. В последний раз с самостоятельной экономической программой российская сторона выступала только в 2009 году на саммите «большой двадцатки» в Лондоне, куда ездил Дмитрий Медведев. Тогда была озвучена программа, связанная с принятием комплексов укрепляющих мер, регулирующих нормы мировой экономики в мировой финансовой системе. И сейчас мы увидим еще попытку. Она весьма показательна, потому что, по сути, это заявка Владимира Путина как президента на то, чтобы участвовать в формировании мировой экономической зоны.</p>
<div>Наша страна преследует и вторую глобальную цель: улучшение инвестиционного климата внутри страны для привлечения зарубежного бизнеса. Как раз инвестиционные омбудсмены и должны решить очень сложный вопрос, связанный с инвестиционным климатом России. Я думаю, что это очень важно по той причине, что до недавнего времени регулярно высказывались мнения, критикующие нашу страну. При огромном объеме рекламы и пропаганды выгоды инвестиций в российскую экономику с точки зрения обеспечения внутреннего инвестиционного климата было не все гладко. И вот теперь Россия предлагает конкретную меру, которая способна сгладить противоречие, существующее в данной плоскости.</div>
<p>Сам термин «Азиатско-Тихоокеанский регион» возник в последнее десятилетие. Он воспринимается в качестве некой перспективы XXI века, что, дескать, в этом регионе и будет концентрироваться основная экономическая и финансовая активность в текущем столетии.</p>
<p>У меня есть альтернативная точка зрения, она имеет твердую геополитическую основу. Как известно, классики геополитики противопоставляли морские державы континентальным, и я считаю, что основным регионом развития в XXI веке имеет шанс стать Евразия. Это крупнейший континент мира, это большая часть населения мира, это наиболее динамично развивающиеся экономики мира. А если говорить про Китай, то это едва ли не самая устойчивая в социально-политическом и экономическом отношении страна. Мне кажется, основные связи будут отстраиваться именно в рамках континента Евразия. На эту мысль меня наводит еще и то, что экономический лидер прошлого столетия - Соединенные Штаты, страна, которая ныне индустриализируется, выводит производства со своей территории, имеет проблемы расового характера и в которой очень много финансовых нерешенных проблем, задолженностей и т.д. </p>
<div>Этот регион утрачивает свое место в геоэкономическом мироустроойстве. С другой стороны, Китай - это поднимающаяся сила, которая уже сопоставима по своему экономическому потенциалу с США. Китай, несомненно, обладает колоссальными амбициями, особенно в свете того, что население его раз в пять превышает американское. Для того, чтобы добиться того же уровня жизни, как в Америке, у китайцев есть огромный потенциал.</div>
<div> </div>
<div>Я думаю, что саммит АТЭС может иметь ключевое значение для всех стран региона и для России в особенности, если мы действительно ставим перед собой задачу встраиваться в мировые процессы как активная, а не как пассивная сила. Саммит можно будет назвать успешным, если мы будем рассматривать его не просто как средство повышения собственного имиджа, а как стратегическую перспективу России и всего евразийского континента. Я чрезвычайно высоко оцениваю значение и потенциальные шансы форума, который сейчас начинается.</div>
<div> </div>
<div>То, что проблему улучшения инвестклимата в России нужно решать – очевидно. Но средства, которыми ее пытаются решать, мне кажутся неверными. Действовать через ручное управление (создание института уполномоченных и есть ручное управление) - это довольно бессмысленная вещь. Нужно создавать дружелюбную инвестиционную среду, то есть среду, которая была бы дружелюбна по отношению ко всем инвесторам, не только иностранным, но и к отечественным.</div>
<div> </div>
<div>В действительности нужно решать проблемы упрощения процедуры регистрации бизнеса и много-много других проблем. А создание института каких-то специальных людей, которые будут решать исключительно вопросы того или иного бизнесмена или инвестора, мне представляется довольно унылой и в долгосрочном плане несостоятельной. В России, действительно, кадры решают все, но, тем не менее, когда решается стратегический вопрос, нужно его решать стратегическими методами.</div>
<div> </div>
<div>Поэтому создание института уполномоченных – это только лишь одна маленькая нота в той симфонии, которую еще предстоит сыграть на этом поле, чтобы всерьез улучшить инвестиционный климат в России, сделать его благоприятным. А это означает не то, что нам нужно прогнуться в какую-то удивительную позу перед иностранным инвестором, а то, что нужно создать ему общее ощущение того, что, вкладываясь в Россию, он заработает. А это значит: правильная экономическая политика, динамичный экономический рост и многое другое.</div>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".