Статья
15 Июля 2014 9:38

Саммит БРИКС

Саммит БРИКС
Фото: kremlin.ru

<p><strong>В Бразилии стартует шестой саммит глав стран БРИКС, который призван стать важной вехой для объединения. Страны начинают строительство своих финансовых институтов, призванных стать альтернативами западных структур, которые диктуют свои правила игры.</strong></p>
<p>Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, которые и входят в БРИКС, хотят изменить ситуацию при которой мировая валютная система зависит от политики Вашингтона, заявил президент России Владимир Путин в интервью <a href="http://itar-tass.com/p">ИТАР-ТАСС </a>15 июля, накануне саммита БРИКС.</p>
<p>«Сама международная валютная система чрезмерно зависит от положения доллара, точнее, от валютно-финансовой политики американского руководства», — подчеркнул Путин и отметил, что «страны БРИКС хотят изменить это положение».</p>
<p>Практическими шагами по укреплению мировой финансовой инфраструктуры, по его словам, должны стать инициативы по созданию Банка развития и по формированию пула валютных резервов БРИКС. Пул «призван стать своего рода “страховочной сеткой”, предназначенной для совместного реагирования на финансовые вызовы», — уточнил Путин.</p>
<p>Как отмечает <a href="http://www.kommersant.ru">«Коммерсант»</a>, главным событием саммита должно стать подписание соглашений о запуске Нового Банка Развития (НБР) со штаб-квартирой в Шанхае, а также так называемого пула условных валютных резервов. Идея создания первых формальных структур объединения обсуждалась на встрече стран БРИКС в рамках саммита G20 в Лос-Кабосе еще в 2012 году. Оба института задумывались как альтернатива внутри БРИКС Всемирному банку, выдающему льготные кредиты под долгосрочные проекты (его капитал оценивается в $223 миллиарда), и Международному валютному фонду, кредитующему правительства в случае нехватки средств для покрытия текущего дефицита (без учета последнего пересмотра квот его капитал примерно $360 миллиардов).</p>
<p>Максимальный размер капитала НБР, по словам министра финансов РФ Антона Силуанова, поменьше — до $100 миллиардов. При этом пока каждая из пяти стран-участниц внесет лишь по $2 миллиарда и еще $8 миллиардов — в виде гарантий. К НБР смогут присоединиться и другие страны, но так, чтобы суммарная доля стран БРИКС в капитале не сокращалась ниже 55%. Банк будет заниматься преимущественно инфраструктурными проектами.</p>
<p>Есть и другие смелые инициативы с российской стороны. <br />
<br />
Глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев  в преддверии саммита предложил создать фонд БРИКС, который займется <a href="http:// http://actualcomment.ru/news/59495/">инвестициями в инфраструктурные проекты.</a></p>
<p>«Мы завтра будем объявлять о нашей инициативе — о создании инфраструктурного фонда инвестиций БРИКС», — цитируют РИА-Новости Дмитриева. Он подчеркнул, что у стран БРИКС есть большой потенциал и возможности по развитию инфраструктуры, но для этого требуется привлекать средства.<br />
<br />
Дмитриев добавил, что сам Совместный фонд для инвестирования в акционерный капитал инфраструктурных проектов стран БРИКС планируется создать к следующей встрече лидеров стран-участниц, которая пройдет в Уфе в 2015 году.</p>
<p>По его словам, идея такого фонда уже проработана с рядом суверенных международных фондов, инвесторам она интересна. К данной инициативе подтвердили интерес представители ведущих финансовых институтов, суверенных фондов стран-участниц БРИКС, а также партнеры РФПИ из других стран, добавил Дмитриев.</p>
<p>Эксперты и ранее высказывали мнение, что Россия должна использовать площадку БРИКС в собственных экономических целях. <strong>Об этом в беседе с «Актуальными комментариями» сказал политолог, философ, автор книг по теории и практике PR Олег Матвейчев. </strong></p>
<p>«У БРИКС – огромный политический и экономический потенциал. Она в какой-то момент может стать даже более влиятельной, чем "большие восьмерки" и другие международные организации. Дело в том, что "большие восьмерки" и "большие двадцатки" включают в себя страны с разными экономиками, политическими целями», - <a href="http://actualcomment.ru/news/52827/">сказал он</a>, подчеркнув, что поэтому их решения, как правило, очень абстрактные, нереализуемые в жизнь. Европейские страны начали политизировать повестку дня.</p>
<p>Эксперт отметил, что БРИКС объединяет в себя страны со сходными интересами. Это дает возможность проводить согласованную политику. К тому же, со странами БРИКС у России нет общих границ, и никогда не было конфликтов. Безусловно, эти страны могут объединить не только экономические, но политические усилия.</p>
<p>Так, президент России Владимир Путин считает, что страны БРИКС должны не допустить «травлю» государств, которые не согласны с США и их союзниками. Об этом он заявил в интервью ИТАР-ТАСС накануне саммита.</p>
<p>Путин собирается на саммите БРИКС обсудить ситуацию, которая сложилась из-за санкций США против России. «В то же время нужно сделать предметные выводы из происходящего. Сообща продумать систему мер, которая бы позволила не допустить "травлю" стран, несогласных с теми или иными внешнеполитическими решениями США и их союзников, а вести цивилизованный, взаимоуважительный диалог по всем спорным вопросам», - подчеркнул Путин.</p>
<p>Президент РФ также рассказал, что страны БРИКС намерены укреплять политическую составляющую своего сотрудничества и расширять практику консультаций и совместных действий в международных организациях, прежде всего, в ООН. В перспективе предполагается создание виртуального секретариата БРИКС<br />
<br />
«Настало время поднять роль БРИКС на новый уровень, сделать наше объединение неотъемлемой частью системы глобального управления в интересах устойчивого развития», - заявил Путин. <br />
<br />
«Скажем прямо: без принципиальной позиции России и Китая в СБ ООН по Сирии, события в этой стране давно развивались бы по ливийскому и иракскому сценарию», - цитирует Путина <a href="http://actualcomment.ru/news/52827/">«Интерфакс»</a>.</p>
<p>Владимир Путин не сомневается в успехе российско-китайского сотрудничества. Перед саммитом он уже встретился с председателем КНР Си Цзиньпином.</p>
<p>«Взаимодействие набирает обороты практически по всем направлениям, мы работаем очень интенсивно», — сказал российский президент. Обращаясь к китайскому лидеру, Путин отметил, что Москва чувствует его личное внимание к развитию отношений между Россией и Китаем, поэтому не сомневается в реализации всех планов и выведении сотрудничества на новый уровень.</p>
<p>По его словам, нужно при помощи ООН «противодействовать» попыткам «отдельных государств навязать международному сообществу курс на смещение неугодных режимов и продвижение односторонних вариантов разрешения кризисных ситуаций».</p>
<p>При этом российский лидер подчеркнул, что «планов формирования военно-политического альянса на основе БРИКС у нас нет». Акцент направлен на экономическое взаимодействие.</p>
<p>Владимир Путин, по словам его помощника Юрия Ушакова, собирается предложить участникам саммита учредить некую «энергетическую ассоциацию», в рамках которой будут созданы резервный банк топлива и энергетический институт. Последний будет поставлять участникам аналитику энергорынков, сообщил помощник президента. Напомним, аналогичная структура действует при ОЭСР — это Международное энергетическое агентство.</p>
<p>«Актуальные комментарии» попросили экспертов оценить перспективы планов БРИКС.</p>
Комментарии экспертов
<p>В последнее время на фоне усложнения ситуации в национальных экономиках наиболее остро стоит вопрос именно с фондированием и финансированием из средств институтов развития.</p>
<p>Как показывает практика последних лет, международные структуры – МВФ, Всемирный банк – представляются не очень эффективными для развития крупных развивающихся рынков. История Аргентины – классический пример, каким образом не надо выводить страны из кризиса. Напомню, что в результате требований МВФ ситуация в экономике Аргентины стала намного хуже, чем была.</p>
<p>Все страны имеют собственные национальные валюты, и достаточно крепкие. Но для того, чтобы купировать риски, связанные с резкими перепадами, очень полезно создание механизма предоставления финансирования через такого рода институты.</p>
<p>Вторым аспектом являются инфраструктурные проекты, которые реализуются в развивающихся странах. Для их поддержки также необходимо финансирование. Им может стать как раз финансирование на базе этих институтов. Во-первых, оно более специализировано, в отличие от МВФ и Всемирного банка. Во-вторых, оперативность его получения намного выше. В-третьих, в большинстве этих проектов будет вестись работа на интегрированность, что позволит развивать региональные рынки, лидерами которых являются страны БРИКС. Определенные преимущества здесь присутствуют.</p>
<p>Наконец, если убрать политическую составляющую, создание собственных финансовых институтов крайне важно для развивающихся стран, особенно на фоне сложностей, которые испытывают экономики в последнее время ввиду ослабления национальных валют и активного использования эмиссии со стороны США. Можно упомянуть проблемы, с которыми сталкиваются страны в связи с падением занятости.<br />
<br />
Некоторые эксперты выражают сомнение, что удастся запустить такие мощные площадки и финансовые институты – с учетом того, что БРИКС создавалась уже достаточно давно и заметного продвижения по созданию анонсированных структур пока не наблюдалось.</p>
<p>Но здесь стоит отметить, что до последнего времени базовым трендом в сфере финансовых отношений в основном было создание двусторонних институтов. Российская Федерация и Китай создали фонды, которые занимаются инвестированием в совместные проекты и поддерживают национальные валюты двух стран. Они договорились о переходе на взаиморасчет в национальных валютах. То есть формирование этих институтов происходит, просто до этого времени они были на двухуровневом, двустороннем направлении. Дело в том, что из всех стран БРИКС Российская Федерация граничит только с Китаем. Соответственно, приграничное сотрудничество и территориальная близость делают взаимодействие с Китаем, особенно на фоне майских договоренностей, более интенсивным.</p>
<p>Но формирование единого института в целом для стран БРИКС может быть и положительным.<br />
<br />
При этом надо понимать, что для того, чтобы совместный финансовый институт качественно работал на территории этих стран, необходимо четко простроить саму процедуру выделения денежных средств, дабы эти институты не превратились в дешевый способ пополнять собственную ликвидность в странах безотносительно экономических проектов, которые там реализуются.</p>
<p>Здесь есть определенные риски, но экономическая необходимость толкает страны на то, чтобы принимать решения в отношении формирования новых финансовых институтов.<br />
<br />
И в заключение надо отметить, что экономическая интеграция скажется и на политической. На фоне событий на Украине особенно стало заметно, насколько уязвимо современное политическое поле к монополизации финансовых институтов. Понятно, что выстраивание самостоятельности структур развивающихся стран должно, помимо всего прочего, защитить и от политического давления.<br />
<br />
Таким образом переход к усилению самостоятельных денежных единиц, формирование собственных финансовых институтов, которые поддерживают и финансируют проекты интегрируемых стран – это в том числе шаги по пути к выстраиванию финансовой независимости, которая в свою очередь делает более сбалансированной и национально-ориентированной внутреннюю и внешнюю политику.</p>
<p>План создания Нового Банка Развития (НБР) несомненно реализуется, в этом нет совершенно ничего невозможного. Всё, что касается конкретных предложений по взаимодействию в финансовой сфере, потихоньку осуществляется, здесь достаточно политической воли.</p>
<p>Создание финансовых институтов БРИКС – это не столько реакция на санкции Запада (санкции – это ситуативная вещь), сколько ответ на неспособность Запада сделать мир лучше. Запад заявил такую претензию после распада Советского Союза и советского блока. И мир некоторое время ждал, что Запад действительно сможет создать мир, который будет лучше, справедливее, гармоничнее. Но оказалось, что это были только слова и Запад ничего подобного делать не хотел, а только решал свои собственные проблемы за счет других.</p>
<p>Откровенно говоря, всем уже порядком надоели заявления о том, что только Америка знает, как надо жить. Подустали и от доллара, от которого должна зависеть вся планета, все должны следить за курсом зеленой бумажки и думать, а лопнет завтра госдолг США или нет.</p>
<p>Запад очень часто решает свои проблемы за чужой счет. После распада Советского Союза мир не стал ни спокойнее, ни стабильнее: войны вспыхивают в разных регионах, и везде в той или иной степени присутствуют американцы. Поэтому страны БРИКС предпринимают попытки выстроить альтернативные финансовые и экономические площадки.</p>
<p>Трудно сказать, насколько суждено сбыться намеченным планам. Американцы предпринимают всяческие попытки на разных направлениях, чтобы никакой альтернативы появиться не могло. Их раздражает инакомыслие.</p>
<p>Ясно, что они мешают развитию БРИКС и будут это делать дальше. Но, на мой взгляд, перспективы у БРИКС есть, и я думаю, что развиваться новые финансовые институты будут. Насколько быстро и интенсивно – пока трудно сказать.</p>
<p>Если внимательно посмотреть на динамику развития экономики стран БРИКС, становится совершенно очевидно, что тот колоссальный прогресс и устойчивость, которые демонстрируют эти государства, делают реалистичным создание альтернативной финансовой системы и соответствующих механизмов, которые защитят накопления стран-союзников. Возможно, они станут новым инструментом и для других стран.</p>
<p>Отмечу, что это не просто реалистичный сценарий, а, наверное, наиболее оптимальный, особенно с учетом того, что основные валюты подвержены очень серьезным рискам, колебаниям, и во многом даже не обеспечены никаким реальным содержанием.</p>
<p>Полагаю, что выбранный курс является единственно правильным, и возможность вариативного размещения средств станет лучшей площадкой для демонстрации тех конкурентных преимуществ, которые в настоящий момент отмечают у стран БРИКС все экономисты.</p>
<p>Конечно, есть какие-то сомнения – ввиду того, что подобные проекты анонсировались давно, но до реализации пока дело не дошло.</p>
<p>Важно, что сегодня внешняя среда подталкивает нас к динамичному развитию, к этому пришли практически все руководители этих стран. И мне кажется, сейчас наиболее удачное время для того, чтобы продемонстрировать не только благие пожелания и общие направления развития, а приступить к активным действиям. Я абсолютно уверена в том, что для этого имеются все возможности, в том числе полностью удовлетворяет этим необходимым требованиям и состояние экономик.</p>
<p>Поэтому с точки зрения оптимальности выбранного момента это  – самый лучший.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".