Статья
9 Июля 2009 0:02

Саммит G8 в Аквиле

<p>Саммит "большой восьмерки" в итальянском городе Аквила продолжает работу. К лидерам G8 присоединились главы государств и правительств Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР и Египта.  На встрече рассмотрены вопросы новых источников экономического роста, перспективы продвижения Хайлигендамского процесса, поиск новых форм его развития.</p>
<p>Сегодня на "полях" саммита состоялась встреча президента РФ Дмитрия Медведева с премьер-министром Японии. Тар Асо.  В ходе встречи российский лидер сказал, что заявление парламента Японии, объявившего Южные Курилы исконной японской территорией, привело к всплеску нежелательных эмоций. "Президент отметил, что подобного рода акции не создают необходимой доброжелательной атмосферы для диалога", - сообщил помощник президента Сергей Приходько журналистам после встречи Д.Медведева и Т.Асо в Аквиле.</p>
<p>Он напомнил, что Госдума и Совет Федерации рекомендовали президенту придерживаться более жесткой линии в отношении данной проблемы и настаивали на дезавуировании японским парламентом его заявления. "Это не означает, что наши контакты прерываются, но президент прямо обратил внимание на то, что если мы демонстрируем стремление к нахождению компромиссных решений, то каждая сторона обязана предпринимать соответствующие усилия, в том числе работать с собственным парламентом", - подчеркнул С.Приходько. По словам С.Приходько, президент РФ изложил премьер-министру Японии озабоченность российского парламента. </p>
<p>Со своей стороны Таро Асо, по словам С.Приходько, пояснил, что демократическая система Японии построена таким образом, что парламент вправе выражать свою точку зрения по любой проблеме.</p>
<p>В свою очередь Д.Медведев, как рассказал С.Приходько, отметил, что "мы принимаем это к сведению, но в России руководство страны, если оно хочет добиться каких-то результатов, считает необходимым работать с политическими партиями и с парламентом".</p>
<p>Стороны договорились,  что Россия и Япония продолжат консультации по выработке мирного договора и решению территориальной проблемы, но временные рамки не определены, заявил помощник президента РФ Сергей Приходько. </p>
<p>Как рассказал помощник президента, в ходе встречи обсуждались также международные темы, в частности, северокорейская проблематика. "Стороны условились о продолжении практических консультаций", - отметил С.Приходько.</p>
<p>Накануне лидеры G8 приняли декларации по ситуации в мировой экономике и помощи беднейшим странам Африки. Лидеры "восьмерки" пришли также к решению сократить выбросы на 80% к 2050 году, но эта тема еще требует обсуждения.</p>
<p>Как передает ИТАР-ТАСС, лидеры "восьмерки" индустриально развитых стран договорились о снижении выбросов углекислого газа на 80 проц к 2050 году по сравнению с уровнем 1990 года. Об этом говорится в принятой декларации по итогам первого дня заседания. Вопрос о борьбе с климатическими изменениями был одним из центральных в повестке первого дня саммита, и вновь будет вынесен на обсуждение в более широком составе с участием представителей "пятерки" стран с быстро развивающейся экономикой и Египта. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, участвующий в саммите, назвал достигнутое соглашение о снижении выбросов "большим шагом вперед". </p>
<p>Как передает "Интерфакс", лидеры стран "группы восьми" пришли к выводу, что мировая экономика до сих пор испытывает слишком большие риски, чтобы отказаться от массированной поддержки в виде антикризисных пакетов, сообщают мировые СМИ со ссылкой на предварительный вариант итогового коммюнике G8.</p>
<p>Это заявление эхом повторяет оценку мировой экономической ситуации, данной 8 июля МВФ, который заявил, что мировая экономика начинает выходить из рецессии, но восстановление будет неуверенным и длительным.</p>
<p>Проблемы на финансовых рынках и в банковской сфере сохраняются, а развивающиеся экономики вряд ли смогут возобновить рост до второй половины 2010 года.</p>
<p>Еще одним обязательным пунктом обсуждения на саммите стал вопрос о противодействии потеплению климата на планете. Участники саммита договорились ограничить рост потепления на Земле до уровня повышения средней температуры не более, чем на 2 градуса Цельсия. </p>
<p>Кроме того, "восьмерка" договорилась к 2050 году снизить вдвое выбросы парниковых газов в глобальном масштабе по сравнению с 1990 годом, развитые страны к 2050 году должны будут снизить выбросы на 80% .</p>
<p>Между тем, представители Китая и Индии с определенной долей скепсиса восприняли новые предложения "Группы восьми" по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата, пишет агентство ЭФЭ со ссылкой на премьер-министра Италии Сильвио Берлускони.</p>
<p>Среди прочих вопросов саммита, таких как равноправие полов и поиск эффективных методов борьбы с бедностью, в проекте коммюнике отмечено, что "восьмерка" согласится перейти к торговым переговорам с развивающимися странами в рамках Дохийского раунда в 2010 году.</p>
<p>Кроме того, представители "группы восьми" пообещали  выполнить свои обязательства по оказанию помощи в развитии стран Африки - наряду с другими донорами увеличить помощь до $25 млрд ежегодно в период 2004-2010 годов, отмечается в сообщениях западных СМИ.</p>
<p>Лидеры стран "восьмерки" приняли также накануне три заявления по проблемам международной повестки дня: политическую декларацию, включающую в частности вопрос об Иране, заявление по нераспространению, а также документ по борьбе с терроризмом, сообщил источник российской делегации. </p>
<p>"Лидеры по итогам рабочего ужина, на котором обсуждались вопросы международной повестки дня, приняли единое политическое заявление", - отметил он. "Это единое заявление, включающее в себя проблематику Ирана", - пояснил представитель делегации, напомнив, что ряд участников переговоров предлагал рассмотреть возможность принятия отдельного заявления по этой теме. "Кроме того, принято заявление по вопросам нераспространения, а также по борьбе с терроризмом", - сообщил представитель делегации. </p>
<p>В ходе саммита "восьмерки" в Аквиле принят сбалансированный документ, в котором подтверждается приверженность политико-дипломатическому урегулированию ядерной программы Ирана, заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков."Иранский текст сбалансирован, идет в русле тех совместных пониманий, которые были достигнуты ранее", - сказал 9 июля в ходе телефонной конференции для журналистов."Мы в формате "восьмерки" подтвердили уважение суверенитета этой страны", - сообщил высокопоставленный дипломат.Ранее президент Франции Николя Саркози заявил, что лидеры стран "большой восьмерки" дают Ирану время до сентября для начала переговоров по ядерной программе.Как ожидается, решение по иранской проблеме будет принято на саммите G20, который пройдет в Питтсбурге 24-25 сентября.</p>
<p>Состоялась двусторонняя встреча президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Великобритании Гордона Брауна. Стороны обсудили ряд международных проблем, а также двустороннее взаимодействие в энергетической и экономической сферах, сообщил источник в российской делегации.</p>
<p>Россия на саммите "большой восьмерки" предложила разработать стратегию по прекращению фискального стимулирования и возвращения к некризисному функционированию экономики, сообщил журналистам финансовый сушерпа, замдиректора департамента Минфина РФ по международным финансовым организациям Андрей Бокарев. "С нашей точки зрения, такие стратегии должны разрабатываться уже сейчас", - сказал он на брифинге для российских журналистов.</p>
<p>По его словам, в ходе саммита президент РФ заявил, что странам "восьмерки" и другим странам, которые используют фискальное стимулирование для поддержания национальных экономик, необходимо "разработать стратегии выхода, сокращения фискального стимулирования и возвращения к нормальному некризисному функционированию национальной экономики".</p>
<p>"В рамках "восьмерки" по этому вопросу есть разные точки зрения на этот вопрос. Некоторые страны считают, что говорить о стратегии выхода еще преждевременно и необходимо продолжить политику фискального стимулирования", - отметил А.Бокарев.</p>
<p>Позже на рабочем заседании были обсуждены проблемы изменения климата, ближневосточное урегулирование, содействие развивающимся странам, проблема нераспространения оружия массового уничтожения, иранская ядерная проблема и ядерная проблема Корейского полуострова.</p>
<p>Помимо традиционной "восьмерки" (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия и Россия) участие в работе саммита примет "пятерка" основных партнеров (Бразилия, Индия, Китай, Мексика, ЮАР), а также Египет и ряд других развивающихся стран. Стороны продолжат обсуждение вопросов апрельского саммита G20. Правда, китайскому лидеру пришлось покинуть саммит из-за начавшихся беспорядков в одной из провинций Китая.</p>
<p>Для российской стороны приоритетами на саммите "большой восьмерки" являются вопросы выхода из кризиса, формирование новых правил игры в финансовой сфере, вопрос борьбы с изменением климата и другие, сообщил ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович. "Среди приоритетов - формирование новых правил игры на финансовых ранках, в энергетической сфере, в сфере безопасности, инвестиционной и торговой сферах, а также в сфере борьбы с негативными изменениями климата", - сказал А.Дворкович."Фактически мы формируем новую архитектуру глобального управления", - отметил помощник президента.</p>
<p>При этом он уточнил, что слово "управление" недостаточно четко отражает идущие процессы. "Суверенитет стран никто не подвергает сомнению, речь идет о координации, а не о создании наднациональных структур для управления глобальными процессами", - подчеркнул А.Дворкович.</p>
<p>G8 не будет обсуждать роль доллара как резервной валюты на встрече в Италии ткже сообщил Дворкович. "Думаю, что вопрос о долларе или любой другой конкретной резервной валюте обсуждаться не будет, но вопрос о стабильности функционирования в целом международной валютной или финансовой системы обсуждаться будет", - сказал он.</p>
<p>По его словам, Россия и Китай уже заявляли о необходимости эволюционного, плавного развития международной финансовой системы, которое будет связано с появлением нескольких новых резервных валют регионального характера, а в перспективе, возможно, и международного характера. "Пока таких валют немного и, на наш взгляд, недостаточно", - заявил А.Дворкович.</p>
<p>В то же время он подчеркнул, что у России нет "устремлений, направленных на замену доллара как мировой резервной валюты". "Таких планов нет, и было бы наивно об этом думать при нынешней структуре глобальной экономики", - сказал помощник президента РФ.</p>
<p>Он считает, что финансовая стабильность в мире зависит от координации действий многих стран и от того, появятся ли новые сильные финансовые центры, которые будут, в том числе, эмитентами резервных валют. По мнению А.Дворковича, такая возможность есть у китайских коллег, однако Китай тоже не стремится разрушить существующую систему. А.Дворкович полагает, что Китай выступает за постепенное, эволюционное развитие и за то, чтобы при росте мировой экономики некоторая часть торгового оборота обслуживалась новыми валютами. Это позволило бы новым валютам постепенно играть все большую роль, сказал А.Дворкович. Он также отметил, что привлекательность валют зависит от стран-эмитентов. Новые валюты нельзя назначить каким-либо указом, они должны быть комфортными, надежными и безопасными для тех, кто их использует, подчеркнул помощник президента.</p>
<p>Президент РФ Дмитрий Медведев намерен поднять на саммите "восьмерки" вопрос о российских предложениях по новым правовым рамкам энергетического сотрудничества, сообщил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.</p>
<p>Он пояснил, что существует два сценария обсуждения этого вопроса. Один - это обсуждение потенциала обновления самой Энергетической Хартии. При этом А.Дворкович подчеркнул, что Россия согласна с таким сценарием "только при готовности радикально изменить Энергохартию". </p>
<p>Второй сценарий - это разработка нового документа, который будет называться по-другому. "Наши партнеры по "восьмерке", а также партнеры по Хайлигендаммскому процессу - "восемь" плюс "пять" заинтересованы в этом обсуждении. У всех свои акценты и свои интересы, кто-то меньше, кто-то больше в этом заинтересован, но мы договорились, что тема энергетики останется темой диалога "восьмерки" и "пятерки" на будущие два года", - сообщил помощник президента.</p>
<p>Кроме того, по его словам, эта тема будет обсуждаться и в формате Международного энергетического форума, где присутствуют страны ОПЕК.  "Мы постараемся использовать потенциал всех площадок для достижения согласия", - подчеркнул А.Дворкович.</p>
<p>В 2010 году председательствовать в "большой восьмерке" будет Канада, а в 2011 году - Франция. </p>
Комментарии экспертов
<p>На саммите «большой восьмерки» обсуждать  Энергетическую хартию особого смысла нет. Это европейский  документ, неслучайно 65% бюджета для функционирования директората хартии – это прямые вливания ЕС. Эта тема больше подходит для обсуждения на форумах Россия – Европа, потому что это наша проблема, драматичная и очень важная. Что касается вообще принципов глобальной энергобезопасности – да, наверное, их можно обсуждать. На саммите в Петербурге тема была ключевой, потому что это волнует всех. </p>
<p>Надо, наверное, разделить тему энергобезопасности и тему хартии, потому что хартия – это один из аспектов этой проблематики, причём он касается в основном государств Европы и России. Америку она интересует в гораздо меньшей степени, Японию она вообще не интересует. Поэтому мне кажется, что не стоит эти темы смешивать.</p>
<p>Что касается других государств, то в Китае, например, тема безопасности является ключевой. Неслучайно Китай сейчас ездит с мешком денег по миру и выдаёт кредиты, причём в основном тем государствам, которые представляют серьёзный интерес либо с точки зрения добычи, либо с точки зрения влияния на добывающие страны. То есть мы видим, что из Китая идёт денежный дождь, потому что 2 триллиона резервов, которые накоплены, сейчас активно тратятся фактически на активное кредитование государств. Например, Россия тоже получит 25 миллиардов. И Бразилия, Венесуэла, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, даже Зимбабве - вот неполный список стран, которые эти деньги получают.</p>
<p>Безусловно, тема энергетики – это сейчас один из основных двигателей мировой политики. В Америке бы сказали – «один из главных драйверов современного политического процесса». </p>
<p>Сразу возникает вопрос, можно ли эти проблемы обсуждать в рамках «восьмерки», в отсутствии Китая и Индии - основных локомотивов роста потребления энергоресурсов?  На азиатско-тихоокеанский регион в прошлом году пришлось 8,7% всего мирового прироста потребления первичной энергии. То есть, рост обеспечивается прежде всего Китаем, и Индией в том числе. И впервые за последние годы потребление энергии в странах, не входящих в Организацию экономического сотрудничество и развития, превысило потребление в этих государствах. Короче говоря, за счёт Индии и Китая развивающиеся страны уже начинают обгонять страны Запада по энергопотреблению. Это, конечно, проблема. </p>
<p>А можно ли вообще подключить Китай и Индию к решению проблем в области энергетики? Это очень и очень непросто, потому что интересы у Европы и Китая различны. Китай хочет развернуть трубу в свою сторону, а Европа – в свою, поэтому здесь будет очень сложно договориться. </p>
<p>Об этом скорее надо говорить в формате G20. Но готовы ли сейчас эти страны говорить честно и открыто или это всё превратиться просто в обмен декларациями и обвинениями  - пока не ясно, скорее, не готовы. <br>
</p>
<p>Становится достаточно очевидным, что страны мировой экономики начинают выходить из кризиса. Хотя ситуация не слишком идеальна, и пока нельзя сказать, что кризис уже закончился. Но в любом случае показатели стабилизируются. Я думаю, что в течение ближайших 2-3 месяцев вполне можно говорить о том, что ситуация улучшается, и такие меры, какие были использованы, могут оказаться не нужны.</p>
<p>В то же время, я хочу сказать, что программа Обамы в той части, которая касается новых технологий, увеличения военно-научного исследования, разработки альтернативных источников энергии и т.д. – все эти вещи, безусловно, будут работать и дальше. Но надо иметь в виду, что на такие цели тратится от 15% до 20% основного антикризисного пакета. А что касается помощи банкам или отдельным производителям, безусловно, это уже направление, которое можно сворачивать. </p>
<p>Наши инициативы по поводу реформирования финансовой системы - это, больше, пиар. Заслуживают внимания предложения по увеличению прозрачности международной финансовой архитектуры. А что касается всякого рода домыслов о создании новой мировой резервной валюты и чего-то подобного – это исключительно сотрясение воздуха, и Дворкович накануне саммита подтвердил, что Россия не предлагает альтернативу доллару.</p>
<p>Я абсолютно согласен с тем, что если говорить об измении мировой финансовой системы, то она должна просто назреть и случиться позже, но не сейчас. По-моему, нет никаких оснований для серьёзного изменения баланса, тем более в пользу рубля или юаня, о чём говорит Россия. Здесь возможны какие-то подвижки, допустим, между долларом и евро. Но какое-то искусственное образование, искусственные валюты – это, по-моему, абсолютно пустая задумка.<br>
</p>
<p>В ходе саммита G8 не принято никаких исторических решений, которые могли бы хоть как-то повлиять на эту ядерную программу Ирана. Более того, поскольку военный дискурс умер (никто в Америке, в Европе и, тем более, в России не будет говорить о военном столкновении с Ираном – более того, за исключением израильтян, никто совершенно не готов это делать), мы можем предположить, что санкции, жёсткие, удушающие, о которых говорят наши израильские коллеги, окажут на Иран примерно такое же воздействие, как и всё, что было до того, то есть нулевое. Ядерная бомба у Ирана будет, пусть в достаточно скором времени. Всё остальное – это теоретические вопросы. </p>
<p>«Восьмёрка» не является структурой, которая способна повлиять на Иран. Да и никто не является структурой, способной повлиять на Иран. Есть какие-то иллюзии в МИДе американской администрации и в нашем МИДе. Но это скорее к вопросу о том, что должны делать интеллигентные люди, которые сталкиваются с хулиганом, а они в последний раз были на тренировке по художественной гимнастике в раннем детстве лет за 20-50 до того, и они тогда горько плачут и, поправляя разбитое пенсне, говорят: «Вы не правы», если ещё могут это говорить. Поэтому говорить «Восьмёрке» ничего не мешает, просто от результата до процесса – большая разница. «Восьмёрка» выполнила ритуальные действия, она заявила.</p>
<p>Этот вопрос чрезвычайно волнует американскую администрацию. Об этом говорил не только Обама, об этом говорила вся его команда. Об этом говорил его заместитель по ядерным вопросам, об этом говорил замминистра обороны, бывший посол в нашей стране. И единственное, что можно сказать по этому поводу – да, очень интер</p>
<p>Идея о том, что ПРО в Европе увязана с иранской ядерной программой – это рассказ о том, что наши подлодки в Карибском море или ракеты на Кубе имеют отношения к тому, чтобы Советский Союз ни в коем случае не был атакован гватемальскими ракетами. Тоже, конечно, интересная логика.</p>
<p>Поэтому это как раз свидетельствует о том, что администрация Обамы ничего изменять в противоракетной стратегии Дика Чейни и других лиц администрации Буша, которые эту стратегию выбрали, не собирается. А для того, чтобы сослаться на то, почему не собираются, посылают вежливо, в отличие от Дика Чейни – что называется - поводить дурака за салом. </p>
<p>«А вот, если Иран снимет свою ядерную программу, то, конечно, мы снимем вопрос ПРО…» Простите, какое это отношение имеет к тому, о чём говорил Путин, к тому, о чём говорил Медведев? Какое это отношение имеет к старому предложению Путина о Габалинской станции? Никакого. Это сказано, чтобы ничего не делать. Но при этом смягчить, сказать: «Это ни в коем случае не против вас». Вообще ничего не против нас: Прибалтика в НАТО не против нас, Ющенко и Саакашвили тоже не против нас, Саакашвили даже и за нас, киргизская манасовская база не против Китая, не против России, трубопровод «Набукко» не имеет к интересам России никакого отношения – всё только для России, чтобы диверсифицировать: нам же от этого будет лучше. Вообще всё нам лучше.</p>
<p>Другого ни от одной американской администрации – хорошей, плохой, демократической, республиканской – мы никогда не получим. Мы не можем получить. Америка жёстко нацелена на получение собственных выгод, поэтому она такая большая, богатая и мощная с военной точки зрения. Абсолютно тотальный эгоизм, умение всё обещать и ничего не выполнять – это часть американской политики. Нормально, надо принимать их такими, какие они есть, учиться у них, становиться второй Америкой. <br>
</p>
<p>Сокращение  выборосов парниковых газов на 80% - вполне реально. Это возможно технологически – внедрением новейших технологий, да и не только новейших, но и тех, которые уже были известны. Для того, чтобы это произошло, нужна политическая воля. Политическая воля сейчас отсутствует почти полностью и у нас, и на Западе и т.д. Почему? Потому что энергетические компании: газовые, нефтяные, угольные, атомные лоббируют сохранение статус-кво. Им невыгодно изменение ситуации. Им выгодно об этом только говорить и кричать. На самом деле огромный потенциал по сокращению есть в низкотемпературной геотермальной энергетике. </p>
<p>Евросоюз  принял решение о запрещении всех лампочек, которые выше 100 Ватт. Только одно это в Европе даёт 2% энергосбережения, 3% электроэнергии в быту и ещё 3%-4% в промышленности и на улицах. 6% электроэнергии можно сберечь, если заменить эти энергопоглощающие лампочки. Это примерно столько же, сколько даёт вся атомная энергетика.</p>
<p>Есть достаточное число новых технологий, применение которых даёт возможность безопасно увеличить энергопроизводство. Внедрение этих технологий сдерживается игроками большой энергетики. С моей точки зрения, одна из самых перспективных технологий – это геотермальная. Можно пробурить дырку в любой месте Земли (в Москве, под Москвой, в Питере – где угодно) и получить на глубине нескольких сотен или 1-2 тысячи метров воду высокой температуры – 100-150 градусов. Этого абсолютно достаточно, чтобы на принципе тепловых насосов заработали бы геотермальные станции. Всё – и больше ничего не надо. Стоимость таких станций, как показывает опыт, примерно в 3-4 раза меньше, чем стоимость атомных станций. Почему мы строим атомные станции, а не строим геотермальные станции?</p>
<p>Второе направление  - нужно принимать меры не только по выбросу углекислого газа, но и по поглощению этого углекислого газа, в том числе такими странами, как мы. Есть огромные ресурсы и резервы у нас, у Украины, у Казахстана. Посадить то, что называлось «агрофорест» на Западе – леса вокруг полей. Молодые леса на протяжении 40 лет будут поглощать углекислый газ. Если бы были достаточные средства (сейчас мы видим, что могут быть и достаточные), можно поглотить третью часть того углекислого газа, который выбрасывается промышленными странами. </p>
<p>Вот и всё. С одной стороны – развитие энергосберегающих технологий и новых способов производства энергии, которые на дают загрязнения и изменения климата – почти ничтожный вклад. С другой стороны – активные меры по озеленению Земли. Так что парниковые газы можно и на 50%, и на 80% сократить совместными усилиями.<br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".