Статья
1700 1 июня 2012 22:50

Саммит кризисного действия

3-4 июня в Санкт-Петербурге состоялся саммит Россия-ЕС. Европейскую делегацию возглавили председатель Евросовета Герман ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу.

Подлинное партнерство России и Евросоюза невозможно, пока существуют визовые барьеры, заявил президент России Владимир Путин, открывая заседание саммита.

Он заступился за журналистов кремлевского пула, которым во время недавнего визита Путина в Европу дали визу всего на сутки. «И виза истекала как раз, когда у нас начиналась пресс-конференция. И что, они должны были встать и уйти?» - сказал глава государства, передаёт «Интерфакс»

По его мнению, определенный оптимизм в данном вопросе внушает процесс по либерализации поездок для граждан РФ и ЕС.

Путин также коснулся вопроса сотрудничества в энергетической сфере.

Он сообщил, что строительство морского участка второй нитки «Северной потока» практически завершено.

Говоря о проекте «Южный поток», президент напомнил, что строительство планируется начать к концу этого года и оно продлится «полтора-два года».

Касаясь партнерства России и ЕС, Путин заявил: «Россия заинтересована в сильном Евросоюзе».

Он отметил, что в ходе саммита будет обсуждаться ситуация в еврозоне, а также на евразийском пространстве. «Считаем это приоритетным направлением наряду и с отношениями с Евросоюзом», - сказал глава государства. «Мы намерены работать над сопряжением этих двух процессов», - заметил Путин.

Он напомнил, что сегодня около 48-49% торгового оборота России приходится на Евросоюз. 

Россия и Евросоюз продолжат диалог по выработке нового базового соглашения, камнем преткновения остается торгово-экономический раздел, заявил Путин уже по итогам саммита.

«С обеих сторон была подтверждена заинтересованность в выработке документа, где будут сформулированы стратегические цели, адекватные требованиям времени. На сегодняшний день основным камнем преткновения остается торгово-экономический раздел базового соглашения», - сказал Путин журналистам после заседания.

В свою очередь, председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу подчеркнул, что придает особое значение встрече, так как она проходит в начале президентства Путина и в начале работы нового российского правительства.  «Россия не только самый большой сосед, но и один из самых важнейших экономических партнеров», - подчеркнул он. 

Российский президент заметил со своей стороны, что не ожидает серьезных потрясений для российской экономики от кризиса в еврозоне. 

«В любом случае, мы не ждем каких-то серьезных потрясений и в состоянии оперативно реагировать на любое развитие событий», - сказал Путин.

«Мы надеемся, что нашим коллегам в Евросоюзе удастся справиться с сегодняшними трудностями», - подчеркнул он.

Путин отметил, что настрой у европейских коллег, судя по их словам, «боевой», «подход в высшей степени профессиональный».

«Нас это убеждает в том, что это не пустые слова, а выстроенная осознанная политика. Я согласен с господином Ван Ромпеем (председатель Евросовета – прим.ред.), что при известном допущении каких-то неожиданностей все-таки прогноз оптимистический. И у нас тоже. Мы готовы содействовать этому процессу всячески, потому что мы в этом заинтересованы», - подчеркнул президент России.

Эксперты прокомментировали АК главные темы саммита.

Так, в беседе с «Актуальными комментариями» директор европейских программ Центра исследований постиндустриального общества Екатерина Кузнецова заявила:

«Визы и визовое сотрудничество с Евросоюзом – отдельная, очень большая тема. Не очень ясно, станет ли предстоящий саммит в этом плане историческим. Российская сторона представила свой отчет о выполнении совместных шагов в этом направлении. В настоящее время мы ждем встречный отчет со стороны Евросоюза - о том, как они реализуют эти совместные шаги», - отметила эксперт.

Она полагает, что никакого прорыва не будет. «Шаги согласовываются очень медленно, и любые позитивные сдвиги предварительно очень долго муссируются и обсуждаются среди экспертов. Сейчас я пока не наблюдаю особого рвения», - заявила Екатерина Кузнецова.

Установлению безвизового режима, по ее мнению, мешает отсутствие политической воли - прежде всего, со стороны Европейского Союза. «У Евросоюза есть серьезные сомнения в том, что такая отмена целесообразна, есть опасения, не приведет ли отмена виз к ухудшению внутренней ситуации в самом Европейском Союзе в связи с наплывом мигрантов, в связи с наплывом криминалитета и т.д.», - пояснила она.

Аналогичное мнение высказал АК и эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев.

«Возможно подписание каких-то сугубо формальных документов, которые подтвердят сохранение общего вектора в одностороннем диалоге, не более того. Буксует главный вопрос - соглашение о партнерском сотрудничестве, что Россия и Европейский Союз продолжают сотрудничать. Его пока еще никто не переподписал», - рассказал Минаев.

Что касается вопроса о визах, то в нем тоже не видно серьезных сдвигов, добавил он. «Поэтому ждать от саммита чего-то большего в условиях неразрешенности главных вопросов достаточно сложно», - заключил эксперт.

Он считает, что основное значение предстоящего саммита в том, что Путин определит свою позицию по отношению к руководству Европейского Союза, и соответственно, наоборот.

По мнению эксперта, стороны должны заново определить подходы к двустороннему взаимодействию на уровне высшего руководства.

Как отметил Минаев, последние годы Брюссель строил диалог с Москвой через Медведева. «Медведев был относительно удобен для Европейского Союза», - считает эксперт. «Подписывались как декларативные документы, так и формально обязывающие к предметному диалогу - такие, например, как соглашение о сотрудничестве в целях модернизации», - рассказал он.

По словам Минаева, руководству Европейского Союза предстоит в очередной раз определить свой подход к Путину. «За тот период, когда Путин был главой правительства, Европа немного изменила свой профиль. Появилось высшее руководство Европейского Союза, в частности Херман Ван Ромпей и Кэтрин Эштон, которая отвечает за внешнеполитический аппарат.

«По этой причине в позиции Брюсселя по отношению к Москве не исключено некоторое смягчение акцентов именно по политическим вопросам», - полагает эксперт.

Путину, в свою очередь, предстоит определиться с тем, как он будет вести диалог с Европейским Союзом, считает Минаев.

Комментарии экспертов

Главное значение саммита Россия-ЕС - это определение позиций Путина к руководству Европейского Союза и руководства Европейского Союза к Путину. Стороны должны заново определить подходы к двустороннему взаимодействию на уровне высшего руководства.

Не секрет, что последние годы Брюссель строил диалог с Москвой через Медведева. Медведев был относительно удобен для Европейского Союза.

Подписывались как декларативные документы, так и формально обязывающие к предметному диалогу - такие, например, как соглашение о сотрудничестве в целях модернизации.

Сейчас приходит Путин и руководству Европейского Союза предстоит в очередной раз определить свой подход к Путину. За тот период, когда Путин был главой правительства, Европа немного изменила свой профиль. Появилось высшее руководство Европейского Союза, в частности Ромпей, в частности Эштон, которая отвечает за внешнеполитический аппарат, и по этой причине в позиции Брюсселя по отношению к Москве не исключено некоторое смягчение акцентов именно по политическим вопросам.

В свою очередь, Путину предстоит определиться с тем, как он будет вести диалог с Европейским Союзом. Этому саммиту предшествует поездка в Париж и в Берлин. Эта поездка говорит, что для Путина как для президента России сейчас предпочтительнее двусторонний диалог с лидерами Евросоюза, а что касается самого Евросоюза, то он будет иметь сугубо вспомогательные функции.

Скорее всего, этот форум может подтвердить подобное распределение приоритетов всей европейской политики и Кремля. Путин  и его команда – прагматики. Они понимают, что консолидация Европы не достигла уровня, когда Европейский Союз может выступать как самостоятельный центр силы - причем по всему комплексу вопросов двусторонних и многосторонних отношений. Поэтому для Москвы было бы куда предпочтительнее ведение дел с отдельными государствами, причем не только такими крупными, как Франция или Германия, а например, с той же Данией или Швецией. Это объясняется тем, что договоренности, которая подписывалась с теми же датчанами - по модернизации, по привлечению новых технологий в Россию - были предметны. Что же касается договоренности с Европейским Союзом в целом, то там часто все ограничивалось сугубо декларативными обязательствами сторон, которые ничего практического под собой не подразумевали.

Что касается ответной реакции Европы, то здесь ничего принципиального не произойдет. Руководство Евросоюза понимает ограниченность своих возможностей. Позиция Ромпея и Эштон будет верстаться, исходя из умения и настроя отдельных европейских государств, в первую очередь Германии и Франции. Возможно подписание каких-то сугубо формальных документов, которые подтвердят сохранение общего вектора в одностороннем диалоге, не более того. Буксует главный вопрос - соглашение о партнерском сотрудничестве, что Россия и Европейский Союз продолжают сотрудничать. Его пока еще никто не переподписал. В вопросе о визах и о визовом режиме тоже не видно серьезных сдвигов. Поэтому ждать от саммита чего-то большего в условиях неразрешенности главных вопросов достаточно сложно.

Визы и визовое сотрудничество с Евросоюзом – отдельная, очень большая тема. Не очень ясно, станет ли Брюссельский саммит в этом плане историческим. Российская сторона представила свой отчет о выполнении совместных шагов в этом направлении. В настоящее время мы ждем встречный отчет со стороны Евросоюза - о том, как они реализуют эти совместные шаги.

Никакого прорыва не будет. Шаги согласовываются очень медленно, и любые позитивные сдвиги предварительно очень долго муссируются и обсуждаются среди экспертов. Сейчас я пока не наблюдаю особого рвения.

Установлению безвизового режима в первую очередь мешает отсутствие политической воли - прежде всего со стороны Европейского Союза. У Евросоюза есть серьезные сомнения в том, что такая отмена целесообразна, есть опасения, не приведет ли отмена виз к ухудшению внутренней ситуации в самом Европейском Союзе в связи с наплывом мигрантов, в связи с наплывом криминалитета и т.д.

Хорошо, что наши наконец начали давить в решении этого вопроса. Они выступают с инициативами, предложили план, и Европейскому Союзу ничего не осталось, как принять его, и вот мы действуем по этому плану. Но что это за план? У Евросоюза нет четких критериев, при которых визовый режим может быть отменен (как, допустим, у американцев). В то же время есть общее понимание.

Мы будем выдавать биометрические паспорта, потому что их сложней фальсифицировать. Однако известно, что они у нас пока не выдаются. Существующие биометрические паспорта - это просто фотография с вложенным чипом, там нет никакой персональной информации о владельце. Еще один косвенный показатель - количество дел против российского государства в Европейском суде по правам человека.

Единственное, с чем я категорически не могу согласиться - с обидой наших чиновников на Европейский Союз за то, что ЕС отказывается отменять визы для владельцев служебных паспортов. Я Европейский Союз в данном случае поддерживаю, потому что иначе мы опять идем по пути предоставления льгот и исключений людям, которые не более достойны этого, чем все остальные граждане. Получается, что имеющие служебные паспорта смогли бы ездить без виз, а все остальные будут мучиться в посольствах и консульствах.

Наверняка будет поднята следующая тема: кризис еврозоны и то, что Евросоюз рассчитывал на помощь ряда третьих стран, включая Россию. На предыдущем саммите Дмитрий Медведев заявил, что такая помощь может быть оказана по линии МВФ. Евросоюз был и остается нашим крупнейшим экономическим партнером и ключевым источником инвестиций, но Россия не может оказать еврозоне прямую помощь. Это может быть только косвенное воздействие. Будет ли подтверждение этому на саммите? Пока остается вопросом.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".