Статья
3118 1 декабря 2010 17:53

Саммит ОБСЕ

В казахстанской столице прошел саммит ОБСЕ, на который съехались главы государств и правительств 56 стран. Встреча лидеров состоялась во дворце Независимости в центре Астаны, который построен специально для проведения крупных международных форумов.

Завершился саммит принятием итогового документа - Астанинской декларации. «Впервые за 11 лет принята декларация саммита ОБСЕ. Это событие открывает новый этап в жизни нашей Организации. Это наш общий, поистине исторический успех, который отвечает надеждам наших народов на более безопасный, лучший мир. Верю, что Астанинская декларация даст старт построению сообщества евроатлантической и евроазиатской безопасности», - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 2 декабря. Принятие итогового документа саммита затягивалось. Первоначально планировалось завершить работу саммита в первой половине дня в четверг.

Одной из тем саммита было оживление режима контроля над вооружениями и преодоление кризиса вокруг ДОВСЕ. В преддверии саммита помощник российского президента Сергей Приходько напомнил, что «самые крупные практические достижения ОБСЕ были связаны с договоренностями в военно- политической сфере - ключевой для обеспечения безопасности». Так под эгидой ОБСЕ были приняты Договор об обычных вооруженных силах в Европе /ДОВСЕ/ и его адаптированная версия, на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности был согласован Венский документ переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.

Выступая на саммите, президент России Дмитрий Медведев заявил, что ОБСЕ стала терять потенциал и нуждается в модернизации.  «Россия последовательно выступает за то, чтобы вдохнуть новую жизнь в принципы Хельсинки, воплощая их на практике. Для этого нужно модернизировать ОБСЕ, стиль и формы ее деятельности», - заявил глава российского государства.
«Убежден, что производство все новых обязательств и инструментов для их решения себя исчерпало, но нужна более четкая правовая база и универсальные правила использования ресурсов Организации», - пояснил Медведев.

Президент напомнил, что Россия в соавторстве с партнерами представила проект устава ОБСЕ и предложения по упорядочению работы ее структур. По мнению главы российского государства, «только так можно повысить востребованность организации и органично встроить ее в формирующуюся глобальную архитектуру».

Как передает ИТАР-ТАСС, Медведев выразил уверенность в том, что, опираясь на Платформу безопасности, ОБСЕ способна «стать движущей силой в развитии взаимодействия между НАТО, ЕС, Советом Европы, СНГ и ОДКБ». Он напомнил, что все страны, представленные в этих организациях, входят и в ОБСЕ, и в этом смысле последняя остается уникальной площадкой.

Кроме того, Медведев убежден, что Договор о безопасности в Европе будет рано или поздно востребован. «35 лет назад был принят Хельсинкский акт, который положил начало новому этапу развития замысла создания единого пространства безопасности и демократии от Ванкувера до Владивостока, - напомнил глава российского государства. - Российская Федерация неоднократно выражала свою приверженность идеям Хельсинки, и важным шагом в этом направлении стало выдвижение в 2008 году предложения заключить юридически обязывающий Договор о европейской безопасности, который будет гарантировать принцип неделимости безопасности». «Благодарю за поддержку этой инициативы, которую мы встречаем здесь», - обратился он к участникам саммита ОБСЕ.

Новый Договор о безопасности в Европе «уже в течение 2,5 лет обсуждают представители государств, политологи, эксперты, в том числе в формате Россия- НАТО, Россия-ЕС, на площадках ОБСЕ». «Возможно, стереотипы еще сильны, и эта инициатива носит, что называется, сильно опережающий характер, но я не сомневаюсь, что время этого Договора рано или поздно придет», - подчеркнул он. «Уже сегодня практически все участники ОБСЕ признают, что разделительные линии должны уйти в прошлое, и каждое государство, участвующее в Альянсах, гарантирует, что его действия не будут ущемлять безопасность стран, которые в Альянс не входят», - добавил он.

По словам президента России, «в этом русле выдержан и проект политического документа саммита о формировании сообщества безопасности на пространстве ОБСЕ». «Уверен, что мы сможем принять разумный и сбалансированный документ», - подчеркнул Дмитрий  Медведев.

Президент России таже заявил о необходимости разработки единых принципов урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ, но подчеркнул, что они должны действовать в любых подобных ситуациях.

«Может быть, самым важным является разработка единых принципов урегулирования конфликтов и придерживаться их нужно во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то избирательных случаях», - сказал глава российского государства. По его словам, среди таких принципов - неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта.

Нынешний саммит – знаменательной событие для Казахстана. В этом году республика председательствует в ОБСЕ, став первой страной из бывшего СССР, возглавившей эту организацию.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал на саммите страны  ОБСЕ поддержать инициативу республики о принятии всеобщей декларации безъядерного мира, передает агентство Новости-Казахстан. «Сегодня мы также призываем партнёров по ОБСЕ поддержать нашу инициативу о принятии всеобщей декларации безъядерного мира», - сказал Нурсултан Назарбаев.  Он напомнил что, Казахстан в свою очередь отказался ядерного оружия. «Наш народ испытал на себе жестокие издержки «холодной воны», прежде всего, это Семипалатинский ядерный полигон, мой указ о его закрытии и отказ от ядерного оружия стали первоначальным вкладом Казахстана в общеевропейский процесс», - подчеркнул президент.

Выступая на саммите, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал инициативу по сокращению ядерных испытаний в мире. «Всеобъемлющий договор о сокращении ядерных испытаний исключительно важен для нераспространения. Я неоднократно призывал к смелым шагам со стороны всех стран, особенности тех, чья ратификация необходима для того, чтобы договор вступил в силу»,-заявил он.

ОБСЕ нужна «встряска» в организационной структуре, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам саммита в Астане. «Эта организация требует действительно встряски. Нужна еще встряска в организационной структуре ОБСЕ - именно на это направлены все предложения, о которых говорил президент РФ Дмитрий Медведев», - заявил Сергей Лавров.

Он отметил, что ранее ОБСЕ «уже получила серьезную встряску», когда президент РФ выдвинул инициативу разработки договора о европейской безопасности и это стало причиной процесса Корфу, который завершился выработкой «неплохих консенсусных» рекомендаций.

«Это была встряска по содержательной части работы организации, но для того, чтобы понимания, которые вырисовываются по содержательной части, стали воплощаться в жизнь, нужна встряска в организационной структуре», - повторил Сергей Лавров.
Он напомнил, что российская сторона выдвинула свои предложения по проекту устава ОБСЕ, так как организация не имеет ни устава как такового, ни других учредительных документов.

«Наш проект устава был подготовлен совместно с другими членами ОДКБ, это наша совместная инициатива, она находится на рассмотрении ОБСЕ уже достаточно много времени - это абсолютно необходимый шаг, чтобы ОБСЕ стала полноценной международной организацией», - сказал Сергей Лавров.

Коме того, напомнил он, в соавторстве с другими партнерами Россия внесла предложения о введении четких правил деятельности соответствующих механизмов ОБСЕ, включая Бюро по демократическим институтам и правам человека, полевые миссии ОБСЕ в различных странах, включая «бюджетные процедуры, которые в настоящий момент являются крайне нетранспарентными и закрытыми».

Сама организация ведет свою историю с 1975 года, когда 33 страны подписали акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинские соглашения), заложивший новые принципы международного сотрудничества. По данным ИТАР-ТАСС, в Хельсинки была принята также Декларация принципов, которыми государства-члены должны руководствоваться во взаимных отношениях. Среди них - признание всеми участниками встречи нерушимости границ, сложившихся после Второй мировой войны, неприменение силы или угрозы силы, мирное урегулирование споров, уважение прав человека и основных свобод, сотрудничество между государствами. В хельсинском процессе был также заложен принцип консенсуса для принятия всех решений. Они не имеют юридически обязательного характера, однако несут в себе политические обязательства для государств. В 2011 году председательство перейдет к Литовской Республике, в 2013 году - к Украине.

Комментарии экспертов

Казахстан - первая республика на постсоветском пространстве, которая председательствует в ОБСЕ и первая в Центральной Азии, которая удостоилась действительно такой высокой чести. Казахстан очень широко это анонсировал, рекламировал ряд мероприятий в рамках своего председательства и проведение саммита было заявлено как центральная тема всего председательства.

Предполагалось, что саммит пройдет пораньше, но, видимо, согласовывали дату или  повестку дня, тем не менее, саммит собрался в конце года, что отчасти логично. Уже есть возможность подвести некоторые итоги председательства, и в целом оценить  работу всей организации, и Казахстана как главы этой организации, в текущем году.
 
На мой взгляд, безусловно, это очень высокая оценка всей политической ситуации в Казахстане. Считается, что Казахстан является одной из ведущих стран на постсоветском пространстве и в Центральной Азии по оценкам экономического развития и по росту внутреннего валового продукта, по макроэкономическим показателям.

Кроме того Казахстан активно выходит и на мировые рынки и является поставщиком энергоресурсов, с другой стороны  - транзитером. То есть, например, через Казахстан проходит, в том числе, и газ по газопроводу Туркменистан-Китай. Казахстан является ключевым звеном в газификации энергопокупателей. Соответствующая стратегия была заявлена центральноазиатскими республиками некоторое время назад для того, чтобы снизить зависимость, максимально далеко уйти от зависимости от российского направления.

Поэтому роль Казахстана здесь никак нельзя преуменьшать, но проблема в том, что Казахстану предъявляются претензии и вопросы с точки зрения политического и идеологического развития. В частности, не очень однозначно был воспринят статус Назарбаева как лидера нации. Хотя он не закреплен документально, но сам факт, что главе государства, главе республики предлагают такие правила, может вызвать в западных политических и около политических кругах какую-то бурную дискуссию, не говоря уже о каких-то различного рода критических оценках.

И второй момент, что касается угроз, которые стоят перед сообществом, в частности перед ОБСЕ. Их сейчас две: это угроза терроризма, прежде всего, и угроза наркотрафика. Что касается второй позиции, то конечно Казахстану здесь есть что сказать, потому что это не секрет, Центральная Азия является и производителем, и интродюсером средств для производства наркотиков, которые идут далее потом через Россию, в Европу и в другие страны.

Есть еще много вопросов, в том числе и вопросов с границей Казахстана и Китая, Казахстана и Узбекистана, и Казахско-Туркменской границей, где перепродажа наркотиков имеет место. Это уже ни для кого не секрет. Тот факт, что на саммит обсуждает это в Астане, показателен.

К Казахстану есть также вопросы по поводу религиозного экстремизма. Казахстан – светское государство и политическая элита, которая сформирована Нурсултаном Назарбаевым, очень серьезно опасается роста влияния религиозных фундаменталистов в Казахстане, и одно из  опасений было связано с событиями в Киргизии, когда, конечно, разговоры о том, что резня на этнической имела место и в том числе на религиозной почве. Безусловно, Казахстан с того самого момента своего становления как суверенного государства постоянно решает эту проблему.

Кроме того, у Казахстана есть споры по поводу водных ресурсов с Киргизией и здесь тоже надо видеть, как решать эту проблему нехватки воды, которая дестабилизирует ситуацию в Центральной Азии, и далее по цепочке уже принимает и все остальные насущные вопросы.

Вот это основные позиции, в решении проблем по которым Казахстан мог бы принять непосредственно активное участие.

Идея безъядерного мира заключается в том, что  развитым ядерным странам, ответственным членам ядерного клуба предлагается сплотиться вокруг мирных инициатив Соединенных Штатов Америки. И далее, с большей легитимностью, давить на те государства,–в первую очередь Северную Корею, которые не хотят отказываться от ядерного оружия, хотят оставаться таким же вооруженным до зубов монстром, угрожающим своим соседям. Нельзя исключать, что рано или поздно такого рода проект будет реализован.  Т.е. это призыв начать под влиянием Америки, НАТО, и других центров евроатлантической интеграции собирать мир воедино, но уже без этого страшного ядерного оружия.

В принципе я думаю, что такой проект возможен, но едва ли при президенте Обаме – я думаю, что это будет где-то в будущем, нельзя исключать, что такого рода идея появится. Условно говоря, она не предполагается,  что мы сразу сейчас отказываемся от ядерного оружия, но мы начинаем процесс объединения его, складирования, подчинения его единой командной системе и постепенного процесса уничтожения.

В процессе этого, конечно, нужно ликвидировать все поползновения на создание ядерного оружия многих стран, которые таким образом автоматически исключаются из числа государств, с которыми можно вести какие-то серьезные дипломатические переговоры.
Вот это проект нового глобализма и он более важен, чем сама перспектива безъядерного вооружения.

Понятно, что присоединение Казахстана к этому означает некоторую возможность. Казахстан так важен, потому что главная фигура здесь – Китай. Согласится ли Китай на этот проект? Россия может согласиться, в некоторых ситуациях она даже сочтет это выгодным, по целому ряду причин. Но без Китая это делать бессмысленно и Казахстан как бы намекает американцам, что он может послужить таким посредником между Китаем и Америкой по созданию глобалистской конструкции. А создание ее необходимо для того, чтобы оказать фундаментальное экономическое воздействие как на Иран, так и еще в большей степени на Северную Корею. Чтобы она поняла, что в данном случае сталкивается уже не с отдельными странами, а с вооруженном до зубов готовящимся к безъядерному миру монстром. Это очень красивая идея, и Обама это очень хитроумно придумал. Как Советский Союз создал некую иерархическую систему для достижения всеобщего равенства - Восточный блок, так и Соединенные Штаты хотят создать аналогичную глобалистскую систему для заключения безъядерного мира.

Но если серьезно, то инициатива хороша тем, что она инициатива – то есть, кто-то может к ней присоединиться,  кто-то может с ней выступить и так далее, это некоторый своего рода политический дериват или фьючерс. Важно даже не то, что это реализуется, а то, что эта идея возникла и ее уже можно продавать.

Идея понятна, потому что требовать от Северной Кореи разоружения на основании того, что мы сильнее, сложно. Почему можно требовать – потому что мы все стремимся к безъядерному миру, а вы не стремитесь. Для того, чтобы стремиться к безъядерному миру надо создать эту структуру, таким образом, подготовка к безъядерному миру может занять полвека..

В данном случае давление на Северную Корею может оказываться с большей легитимностью. Обама высказал  интересную идею,  не рассчитывая на то, что сейчас ядерное оружие сбросят, но в расчете, что можно с большим основанием требовать от стран отказа от него,  продемонстрировав готовность покончить с ним сами в будущем.
Однако если республиканцы в США будут сильно давить и откажутся от ратификации СНВ-3, то это дискредитирует такой морально-политический проект.
 

Казахстан прилагает большие усилия к тому, чтобы повысить свою международную значимость.  Председательство в ОБСЕ, проведение саммита в Астане – все это важные слагаемые на этом пути. Действительно, Казахстан интересен многим зарубежным партнерам по совокупности обстоятельств. Он является второй по территории и чрезвычайно богатой полезными ископаемыми страной, от взаимодействия с которой зависят многие геополитические проекты. Это транспортные коридоры,  нефтегазовые потоки. От позиции Казахстана зависит, будет ли Россия сохранять свою монополию на транспортировку каспийских углеводородов или же Казахстан будет бороться против интересов России за диверсификацию маршрутов. Казахстан интересен не только сам по себе, но и как такой союзник России, который не складывает все яйца в одну корзину.

Казахстан совершенно очевидно хотел бы признания своей роли главного в регионе Центральной Азии. До самого последнего времени он очень осторожно выстраивал свою линию, прежде всего, потому что сам Казахстан не проходил еще испытания построения независимого государства, а во-вторых потому, что он отчетливо понимал, что конфликты с Россией могут быть для него очень опасны. Вот мы видим два примера на постсоветском пространстве – это Украина, которая при Ющенко пыталась повысить свою значимость, конфликтуя с Россией, и Казахстан, который повышает свой пиетет и значимость, при этом внешне полностью согласовывая многие вопросы с Россией.

Сравнивать нынешнюю ситуацию с тем временем, когда ОБСЕ создавалось, неправомерно, потому что это была совершенно другая реальность. Тогда организация была очень четким и логичным порождением тогдашней системы международных отношений. В то время было найдено остроумное решение,  как окончательно закрыть те вопросы в Европе, которые волновали европейские страны со времени Второй Мировой Войны. Сегодня  у нас совершенно другая система международных отношений, поэтому то, что было заложено тогда, оно в принципе работать не может, надо что-то другое.

Никакой встряски саммит в Астане, конечно, не дал, это, скорее, протокольное мероприятие и дань уважения лично президенту Нурсултану Назарбаеву. Для него это был, наверное, самый звездный час его международной карьеры.

Кардинального пересмотра приоритетов и задач не произошло. Сам факт того, что про ОБСЕ вообще вспомнили и прошел саммит,  может быть дает некоторую надежду этой организации на то, что она вернет себе какую-то значимую роль. Но это только надежда, оправдается она или нет – по саммиту в Астане нет оснований полагать, что это реально.

Я сказал, что сегодня границы более чем актуальны, но они актуальны в другом смысле. СБСЕ (прежняя ОБСЕ), Хельсинский процесс и Хельсинский заключительный акт зафиксировали окончательно законодательно ту реальность, которая создалась после Второй Мировой войны, потом были какие-то подергивания в разные стороны в Европе, потом где-то к концу 60-х годов статус-кво де-факто установился и по границам, и по разделам сфер влияния между двумя сверхдержавами и по некоторому такому соглашению, что мы не будем предпринимать какие-то шаги, которые могут нарушить эту систему. Хельсинский акт это закрепил – это была цель Советского Союза. Цель западная состояла в том, чтобы договоренности  не исчерпывались этой первой корзиной, то есть военно-политической, а еще добавилась бы  гуманитарная– то есть, права человека. Такая цель тоже была достигнута.

 Получился такой компромисс, который работал до какого-то времени. Потом в силу того, что СССР по собственным причинам распалось и все изменилось, ОБСЕ вообще редуцировалось фактически до некой «третьей корзины», а она в свою очередь, до мониторинга выборов. И даже в этом варианте функционирует не такая серьезная программа, которая была изначально задумана.

Поэтому сейчас нужно заново взглянуть на все три корзины. Вопросы демократии на постсоветском пространстве, да и вообще в Западной Европе снова актуальны в самых разных проявлениях. Рост ультраправых настроений в Европе тоже предмет интересного изучения, равно как и стабильность авторитарных режимов по всему постсоветскому пространству. Но первая корзина (военно-политическая) по сути исчезла, в то время как  не возникло никакой устойчивой окончательной конфигурации в Европе.

Фактически все изменилось. ОБСЕ исходит из наличия двух противостоящих блоков – это само по себе абсурдно, потому что их нет уже давно. Но вся эта институциональная структура очень костная, и Россия оказывается выключенная из тех институтов, которые есть. ОБСЕ по идее должна это преодолевать и предлагать совместное решение, но она этого не делает.

 Предложенная Россией Концепция европейской безопасности – это как раз попытка уйти от этого деления за счет какой-то новой структуры. Раньше, во второй половине 90-х годов российская дипломатия добивалась того, чтобы эти принципы были реализованы в рамках ОБСЕ. То есть тогда еще российская дипломатия говорила о том, что ОБСЕ превращается непонятно во что и нужно вернуть ей центральную роль. Но Запад был заинтересован,  потому что считалось, что зачем нам это надо, если у нас есть расширяющееся НАТО и расширяющееся ЕС.

А сейчас ситуация несколько изменилась, поменялись местами стороны – теперь Россия крайне скептически смотрит на перспективу ОБСЕ, а западные страны говорят – зачем нам Ваш новый Договор о безопасности, у нас же есть ОБСЕ, давайте его возродим.

Поскольку пока еще нет никакого окончательного статус-кво в Европе, я думаю это так и продолжится в таком подвешенном состоянии до тех пор, пока что-нибудь не произойдет такое, что уже окончательно поставит точку. Я не имею ввиду какой-то конфликт в Европе – я думаю, что их уже не будет, а наоборот, когда станет окончательно ясно, что Европа вся ,включая Россию и постсоветские страны с западом СНГ, превратилась в до такой степени периферийную маргинальную часть мировой политики, что все эти бодания просто абсурдны. Мне кажется, через какое-то время произойдет именно это, а не какие-то конфликты.

Насколько реально возрождение ОБСЕ – неизвестно, но вряд ли это будет ОБСЕ в нынешнем виде, или Договор, предлагаемый Медведевым -  ни та, ни другая опция сами по себе не реализуются, но нечто новое, я думаю, возникнет. 
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".