Статья
1435 17 июля 2010 21:30

Саммит ОБСЕ пройдет в Астане

Мечта Нурсултана Назарбаева начинает сбываться – в Казахстане уже в этом году удасться созвать саммит ОБСЕ. 

Казахстанский президент на правах лидера страны, председательствующей в настоящее время в ОБСЕ,  принимал 17 июля глав МИД из стран-членов организации. Делегацию пригласили в горы на курорт «Ак булак» недалеко о Алма-Аты, видимо, чтобы представители стран могли воочию убедиться в привлекательности Казахстана для сбора лиц высокого уровня. Судя по результатам переговоров, дипломатам в Казахстане понравилось.

Саммит глав государств ОБСЕ пройдет в этом году в Астане, заявил действующий председатель Организации, госсекретарь - глава МИД Казахстана Канат Саудабаев. «Мы сегодня пришли к консенсусу о необходимости проведения саммита до конца года в Астане», - сказал он на итоговой пресс-конференции по окончании встречи.

Конкретную дату он не назвал, все будет решаться на постоянном совете ОБСЕ в Вене, но принципиальная договоренность была достигнута.

Как хозяин мероприятия, президент Казахстана имел возможность поднять важные для региона вопросы. В частности, он сообщил, что республика окажет Киргизии помощь на 10 млн долл.  Он назвал причины происходящего у соседей и предупредил о возможном негативном сценарии.  По его мнению, в Киргизии главными причинами двух государственных переворотов за последние 5 лет стали неразвитость экономики, бедность населения, слабость вертикали власти.

«Хрупкая стабильность может в любое время нарушиться, тем более, что сейчас в жизни этой страны наступает ответственный момент, который характеризуется обострением политической борьбы в момент выборов в парламент республики», - цитирует слова Нурсултана Назарбаева Интерфакс.

Со своей стороны действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Казахстана Канат Саудабаев призвал консолидировать международные усилия для оказания помощи Киргизии. «Нынешняя непростая ситуация в Кыргызстане может иметь крайне дестабилизирующее влияние не только для региона Центральной Азии, но и далеко за ее пределами. Именно поэтому нам необходима скорейшая консолидация международных усилий по оказанию самого широкого содействия Киргизской Республике с использованием полного потенциала и опыта ОБСЕ» - сказал Канат Саудабаев на неформальной встрече глав МИД организации.

На встрече было объявлено, что отправка 50 полицейских ОБСЕ будет обойдется в несколько миллионов евро. Кроме того, главы МИД ОБСЕ пришли к решению разработать программу возрождения экономики Киргизии. 

Главы МИД обсуждали также и другую серьезную проблему региона Афганистан. Нурсултан Назарбаев предложил разработать новую стратегию Организации в отношении этой страны. По его словам, «важное значение имеют инициативы, предусматривающие поэтапную передачу ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане местным властям».
«Заслуживает поддержки курс Кабула по прекращению в этой стране кровопролития путем реинтеграции в мирную жизнь представителей всего спектра политических сил, в том числе, "Талибана". Как бы к этому вы не относились, но они являются коренными афганцами», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Он также отметил необходимость создания трансевроазиатской системы безопасности. «Нужно признать, что невозможно выработать одну политику для Европы, совсем другую - для Азии. В долгосрочном плане стабильность на этом пространстве можно будет укрепить путем создания трансевроазиатской системы безопасности», - заявил президент Казахстана. Он также вновь предложил разработать единый документ, в котором будут отражены основные принципы и направления евразийской интеграции.

Повестка беседы дипломатов не ограничивалась вопросами исключительно центральноазиатского региона. Говорили и такой препятствующей интеграцией с Европой проблеме как визовый режим. Внимание к этой теме привлек Сергей Лавров. «Мы поддерживаем гуманитарную деятельность ОБСЕ. Считаем, что, когда ведут речь о необходимости выполнять все обязательства, когда-то принятые в рамках ОБСЕ, то это абсолютно правомерно, и отмечаем, что среди обязательств, которые давно одобрены всеми государствами ОБСЕ и которые незаслуженно забыты, - о свободе передвижения, о либерализации визовых режимов», - сказал по окончании встречи журналистам. По словам Сергея Лаврова, «мы привлекли сегодня к этому внимание». «Рассчитываем, что нас услышат, потому что тормозить решение проблемы перехода к безвизовому режиму при тех условиях, когда на словах все говорят о необходимости не допускать каких-либо разделительных линий, уже не получается», - подчеркнул министр.

В отношении политики ОБСЕ глава российского МИД отметил позитивные подвижки в деятельности организации. «Государства-члены начали осознавать необходимость существенных перемен в европейской политике, необходимость перемен в том, как мы все используем ОБСЕ, необходимость вернуться к тем целям, ради которых ОБСЕ создавалась», - сказал глава МИД РФ журналистам.

Сергей  Лавров напомнил, что основными целями ОБСЕ является сбалансированный подход к европейской безопасности и строительству Европы без разделительных линий. «Мы ощущаем, что эти перемены в умонастроениях, понимание перемен на практике сегодня широко распространены», - отметил министр.  По его словам, «практически все признают, что ОБСЕ встряхнулась после того, как президент Медведев выдвинул инициативу о разработке договора о европейской безопасности». «Далеко не все согласны с тем, что сейчас предлагает Россия, но все согласны с нашим анализом, который заключается в том, что в сфере военной безопасности далеко не все благополучно», - заявил глава МИД РФ.

Дипломат напомнил, что так называемый процесс Корфу, подразумевающий обсуждение актуальных проблем безопасности, начался в прошлом году при председательстве Греции в ОБСЕ и сейчас продолжается при председательстве Казахстана.  «Он охватывает все то, чем должна заниматься ОБСЕ, включая военно-политическую безопасность, которой за последнее десятилетие уделялось крайне мало внимания», - отметил глава российского МИД.

Несмотря на позитивный итог встречи в Алма-Ате президенту Казахстана от ОБСЕ досталась доля критики. Повод
- известный. Парламент присвоил ему звание лидера нации. Хотя Назарбаев и не принял его, тем не менее парламент от своего решения не отступил.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович назвала закон о лидере нации не способствующим  демократическому развитию Казахстана. Она отметила, что в законе « речь идет о сужении возможности высказывания в печати, не говоря уже о штрафах и санкциях».

Тем не менее, главная задача, которую, по мнению, экспертов, ставил перед собой Нурсултан Назарбаев, решена: саммиту ОБСЕ в Казахстане быть.

 

Комментарии экспертов

В СНГ существенная роль именно ОБСЕ была не особенно заметна. Была заметна деятельность одной из дочерних организаций ОБСЕ по наблюдению за выборами. Ее деятельность была очень противоречивой. Наблюдение и мониторинг вёлся только в постсоветских государствах, в странах Европы это наблюдение почему-то не велось. Постоянно высказывались сомнения в результатах выборах (иногда обоснованные, иногда совершенно не обоснованные), что зачастую приводило к резкому обострению поствыборной ситуации в этих странах.

Само же ОБСЕ действительно принимает участие в решении проблемы Нагорного Карабаха, и в решении проблем Приднестровья. Тут можно высказывать претензии, но, по крайней мере, есть попытки позитивно участвовать в этих процессах.

Что касается участия Казахстана, то очень хорошо, что Казахстан, как председатель, начал проявлять активность. Какое-то время, несмотря на громогласные заявления при вступлении в председательство, такой активности практически не наблюдалось. Посмотрим, как казахская сторона сможет на примере острой ситуации в Киргизии показать новое лицо и новые возможности ОБСЕ.
 

Казахстан - первая постсоветская республика, которая председательствует в ОБСЕ. А, учитывая, что к Казахстану всегда были и остаются определённые претензии по поводу уровня политического развития и демократичности системы, тот факт, что, тем не менее, они получили председательство – это величайшая победа.

Что касается того, что Казахстан пытается привлечь ОБСЕ к проблемам Центральной Азии и Киргизии –это не очень заметно. Во время майских событий, погромов и пр., все проявляли довольно безучастную позицию и не вмешивались: и Россия, и США, и Китай. Казахстан, которому, казалось бы, мог взять на себя какую-то функцию именно в роли председателя ОБСЕ по политическим, дипломатическим усилиям, на самом деле тоже вёл себя крайне неактивно,  не как председатель ОБСЕ, а как страна-сосед, у которой есть свои представления о собственных интересах.

Так что я бы не сказал, что председательство Казахстана служит сближению ОБСЕ и Центральной Азии. Такую цель Казахстан, по-моему, даже перед собой не ставит. Казахстан ставит перед собой другую цель – провести в течение своего председательства первый за 11 лет саммит ОБСЕ именно в Астане и чтобы на нём принимались какие-то серьёзные решения о будущем этой организации. Это касается глобальных вопросов, судьбы европейской, евразийской безопасности в целом, а не какого-то регионального аспекта.

Это будет очень большим статусным и престижным преимуществом для Казахстана и его руководителя.

Назарбаев отказался от статуса лидера нации, он отказался, но, тем не менее, его наделили этим. Он проявил величайшую скромность, а парламент решил… Конечно, это влияет на восприятие Казахстана со стороны Запада, но, с другой стороны, совершенно не секрет и не новость, что в Казахстане персонифицированный авторитарный режим, замкнутый на одного человека. Это всем было известно и до председательства Казахстана в ОБСЕ, и во время председательства.

Это вызывало у многих нарекание в принятии решения о том, чтобы доверить Казахстану председательство в ОБСЕ, и они на год сдвинули этот момент. Первоначально они рассчитывали на 2009 год, потом всё-таки сдвинули на 2010-ый. Но коль скоро это уже состоялось, что ж теперь? Приходится принимать к сведению, что он стал национальным лидером.

Внешнеполитическая активность Казахстана никаких рисков для России не представляет. Казахстан прежде всего реализует собственную имиджевую повестку дня. Мне даже не кажется, что Казахстан нацелен на то, чтобы содержательно добиваться чего-то конкретного. Для них сначала было важно добиться права на председательства. Они добились. Теперь у них все силы брошены на то, чтобы провести этот саммит.
Удастся ли России при помощи Казахстана как-то формировать повестку дня этого саммита? Наверное, какие-то возможности будут, хотя Казахстану, как председателю, придётся слушать всех важных участников.

Казахстан как минимум один раз сыграл очень позитивную роль – не во время погромов в Киргизии, а после переворота, когда при посредничестве Казахстана (и здесь его статус как председателя ОБСЕ как раз оказался уместным) Бакиева вывезли из Киргизии, чем, я думаю, предотвратили некоторое количество дополнительных неприятных событий. Но этим, по-моему, роль Казахстана и ограничилась.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".