Статья
17 Июля 2010 21:30

Саммит ОБСЕ пройдет в Астане

Мечта Нурсултана Назарбаева начинает сбываться – в Казахстане уже в этом году удасться созвать саммит ОБСЕ. 

Казахстанский президент на правах лидера страны, председательствующей в настоящее время в ОБСЕ,  принимал 17 июля глав МИД из стран-членов организации. Делегацию пригласили в горы на курорт «Ак булак» недалеко о Алма-Аты, видимо, чтобы представители стран могли воочию убедиться в привлекательности Казахстана для сбора лиц высокого уровня. Судя по результатам переговоров, дипломатам в Казахстане понравилось.

Саммит глав государств ОБСЕ пройдет в этом году в Астане, заявил действующий председатель Организации, госсекретарь - глава МИД Казахстана Канат Саудабаев. «Мы сегодня пришли к консенсусу о необходимости проведения саммита до конца года в Астане», - сказал он на итоговой пресс-конференции по окончании встречи.

Конкретную дату он не назвал, все будет решаться на постоянном совете ОБСЕ в Вене, но принципиальная договоренность была достигнута.

Как хозяин мероприятия, президент Казахстана имел возможность поднять важные для региона вопросы. В частности, он сообщил, что республика окажет Киргизии помощь на 10 млн долл.  Он назвал причины происходящего у соседей и предупредил о возможном негативном сценарии.  По его мнению, в Киргизии главными причинами двух государственных переворотов за последние 5 лет стали неразвитость экономики, бедность населения, слабость вертикали власти.

«Хрупкая стабильность может в любое время нарушиться, тем более, что сейчас в жизни этой страны наступает ответственный момент, который характеризуется обострением политической борьбы в момент выборов в парламент республики», - цитирует слова Нурсултана Назарбаева Интерфакс.

Со своей стороны действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Казахстана Канат Саудабаев призвал консолидировать международные усилия для оказания помощи Киргизии. «Нынешняя непростая ситуация в Кыргызстане может иметь крайне дестабилизирующее влияние не только для региона Центральной Азии, но и далеко за ее пределами. Именно поэтому нам необходима скорейшая консолидация международных усилий по оказанию самого широкого содействия Киргизской Республике с использованием полного потенциала и опыта ОБСЕ» - сказал Канат Саудабаев на неформальной встрече глав МИД организации.

На встрече было объявлено, что отправка 50 полицейских ОБСЕ будет обойдется в несколько миллионов евро. Кроме того, главы МИД ОБСЕ пришли к решению разработать программу возрождения экономики Киргизии. 

Главы МИД обсуждали также и другую серьезную проблему региона Афганистан. Нурсултан Назарбаев предложил разработать новую стратегию Организации в отношении этой страны. По его словам, «важное значение имеют инициативы, предусматривающие поэтапную передачу ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане местным властям».
«Заслуживает поддержки курс Кабула по прекращению в этой стране кровопролития путем реинтеграции в мирную жизнь представителей всего спектра политических сил, в том числе, "Талибана". Как бы к этому вы не относились, но они являются коренными афганцами», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Он также отметил необходимость создания трансевроазиатской системы безопасности. «Нужно признать, что невозможно выработать одну политику для Европы, совсем другую - для Азии. В долгосрочном плане стабильность на этом пространстве можно будет укрепить путем создания трансевроазиатской системы безопасности», - заявил президент Казахстана. Он также вновь предложил разработать единый документ, в котором будут отражены основные принципы и направления евразийской интеграции.

Повестка беседы дипломатов не ограничивалась вопросами исключительно центральноазиатского региона. Говорили и такой препятствующей интеграцией с Европой проблеме как визовый режим. Внимание к этой теме привлек Сергей Лавров. «Мы поддерживаем гуманитарную деятельность ОБСЕ. Считаем, что, когда ведут речь о необходимости выполнять все обязательства, когда-то принятые в рамках ОБСЕ, то это абсолютно правомерно, и отмечаем, что среди обязательств, которые давно одобрены всеми государствами ОБСЕ и которые незаслуженно забыты, - о свободе передвижения, о либерализации визовых режимов», - сказал по окончании встречи журналистам. По словам Сергея Лаврова, «мы привлекли сегодня к этому внимание». «Рассчитываем, что нас услышат, потому что тормозить решение проблемы перехода к безвизовому режиму при тех условиях, когда на словах все говорят о необходимости не допускать каких-либо разделительных линий, уже не получается», - подчеркнул министр.

В отношении политики ОБСЕ глава российского МИД отметил позитивные подвижки в деятельности организации. «Государства-члены начали осознавать необходимость существенных перемен в европейской политике, необходимость перемен в том, как мы все используем ОБСЕ, необходимость вернуться к тем целям, ради которых ОБСЕ создавалась», - сказал глава МИД РФ журналистам.

Сергей  Лавров напомнил, что основными целями ОБСЕ является сбалансированный подход к европейской безопасности и строительству Европы без разделительных линий. «Мы ощущаем, что эти перемены в умонастроениях, понимание перемен на практике сегодня широко распространены», - отметил министр.  По его словам, «практически все признают, что ОБСЕ встряхнулась после того, как президент Медведев выдвинул инициативу о разработке договора о европейской безопасности». «Далеко не все согласны с тем, что сейчас предлагает Россия, но все согласны с нашим анализом, который заключается в том, что в сфере военной безопасности далеко не все благополучно», - заявил глава МИД РФ.

Дипломат напомнил, что так называемый процесс Корфу, подразумевающий обсуждение актуальных проблем безопасности, начался в прошлом году при председательстве Греции в ОБСЕ и сейчас продолжается при председательстве Казахстана.  «Он охватывает все то, чем должна заниматься ОБСЕ, включая военно-политическую безопасность, которой за последнее десятилетие уделялось крайне мало внимания», - отметил глава российского МИД.

Несмотря на позитивный итог встречи в Алма-Ате президенту Казахстана от ОБСЕ досталась доля критики. Повод
- известный. Парламент присвоил ему звание лидера нации. Хотя Назарбаев и не принял его, тем не менее парламент от своего решения не отступил.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович назвала закон о лидере нации не способствующим  демократическому развитию Казахстана. Она отметила, что в законе « речь идет о сужении возможности высказывания в печати, не говоря уже о штрафах и санкциях».

Тем не менее, главная задача, которую, по мнению, экспертов, ставил перед собой Нурсултан Назарбаев, решена: саммиту ОБСЕ в Казахстане быть.

 

Комментарии экспертов
<p vvid="15">В СНГ существенная роль именно ОБСЕ была не особенно заметна. Была заметна деятельность одной из дочерних организаций ОБСЕ по наблюдению за выборами. Ее деятельность была очень противоречивой. Наблюдение и мониторинг вёлся только в постсоветских государствах, в странах Европы это наблюдение почему-то не велось. Постоянно высказывались сомнения в результатах выборах (иногда обоснованные, иногда совершенно не обоснованные), что зачастую приводило к резкому обострению поствыборной ситуации в этих странах.</p>
<p vvid="11">Само же ОБСЕ действительно принимает участие в решении проблемы Нагорного Карабаха, и в решении проблем Приднестровья. Тут можно высказывать претензии, но, по крайней мере, есть попытки позитивно участвовать в этих процессах.</p>
<p vvid="16">Что касается участия Казахстана, то очень хорошо, что Казахстан, как председатель, начал проявлять активность. Какое-то время, несмотря на громогласные заявления при вступлении в председательство, такой активности практически не наблюдалось. Посмотрим, как казахская сторона сможет на примере острой ситуации в Киргизии показать новое лицо и новые возможности ОБСЕ. <br />
 </p>
<p>Казахстан - первая постсоветская республика, которая председательствует в ОБСЕ. А, учитывая, что к Казахстану всегда были и остаются определённые претензии по поводу уровня политического развития и демократичности системы, тот факт, что, тем не менее, они получили председательство – это величайшая победа.</p>
<p>Что касается того, что Казахстан пытается привлечь ОБСЕ к проблемам Центральной Азии и Киргизии –это не очень заметно. Во время майских событий, погромов и пр., все проявляли довольно безучастную позицию и не вмешивались: и Россия, и США, и Китай. Казахстан, которому, казалось бы, мог взять на себя какую-то функцию именно в роли председателя ОБСЕ по политическим, дипломатическим усилиям, на самом деле тоже вёл себя крайне неактивно,  не как председатель ОБСЕ, а как страна-сосед, у которой есть свои представления о собственных интересах.</p>
<p>Так что я бы не сказал, что председательство Казахстана служит сближению ОБСЕ и Центральной Азии. Такую цель Казахстан, по-моему, даже перед собой не ставит. Казахстан ставит перед собой другую цель – провести в течение своего председательства первый за 11 лет саммит ОБСЕ именно в Астане и чтобы на нём принимались какие-то серьёзные решения о будущем этой организации. Это касается глобальных вопросов, судьбы европейской, евразийской безопасности в целом, а не какого-то регионального аспекта.</p>
<p>Это будет очень большим статусным и престижным преимуществом для Казахстана и его руководителя.</p>
<p>Назарбаев отказался от статуса лидера нации, он отказался, но, тем не менее, его наделили этим. Он проявил величайшую скромность, а парламент решил… Конечно, это влияет на восприятие Казахстана со стороны Запада, но, с другой стороны, совершенно не секрет и не новость, что в Казахстане персонифицированный авторитарный режим, замкнутый на одного человека. Это всем было известно и до председательства Казахстана в ОБСЕ, и во время председательства.</p>
<p>Это вызывало у многих нарекание в принятии решения о том, чтобы доверить Казахстану председательство в ОБСЕ, и они на год сдвинули этот момент. Первоначально они рассчитывали на 2009 год, потом всё-таки сдвинули на 2010-ый. Но коль скоро это уже состоялось, что ж теперь? Приходится принимать к сведению, что он стал национальным лидером.</p>
<p>Внешнеполитическая активность Казахстана никаких рисков для России не представляет. Казахстан прежде всего реализует собственную имиджевую повестку дня. Мне даже не кажется, что Казахстан нацелен на то, чтобы содержательно добиваться чего-то конкретного. Для них сначала было важно добиться права на председательства. Они добились. Теперь у них все силы брошены на то, чтобы провести этот саммит. <br />
Удастся ли России при помощи Казахстана как-то формировать повестку дня этого саммита? Наверное, какие-то возможности будут, хотя Казахстану, как председателю, придётся слушать всех важных участников.</p>
<p>Казахстан как минимум один раз сыграл очень позитивную роль – не во время погромов в Киргизии, а после переворота, когда при посредничестве Казахстана (и здесь его статус как председателя ОБСЕ как раз оказался уместным) Бакиева вывезли из Киргизии, чем, я думаю, предотвратили некоторое количество дополнительных неприятных событий. Но этим, по-моему, роль Казахстана и ограничилась. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".