Статья
1888 14 июня 2009 0:03

Саммит ОДКБ

В Москве состоялся саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Подписано соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Во встрече приняли участие президенты России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Президент Белоруссии от участия в саммите отказался.  

«Подписан документ, который включает в себя соглашение о Коллективных силах, решение Совета коллективной безопасности о составе КСОР», - сказал Медведев на заседании Совета глав государств ОДКБ в Москве. Кроме того, по его словам, подписан документ о ходе выполнения решения Совета коллективной безопасности ОДКБ от 4 февраля 2009 года о КСОР.

Стороны определили порядок формирования, подготовки и применения единой группировки для противодействия угрозам безопасности в зоне ответственности ОДКБ.

Президент РФ Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам саммита ОДКБ в Москве сообщил, что соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования подписали все страны Организации, кроме Белоруссии и Узбекистана.

Александр Лукашенко отказался приехать на встречу из-за «молочного конфликта» с Россией. В Москву была отправлена официальная нота, в которой Минск заявил  об отсутствии консенсуса для принятия документов на саммите ОДКБ.

Президент России Дмитрий Медведев считает, что решение Узбекистана и Белоруссии не ставить подписи под соглашением о создании КСОР не следует драматизировать. Он пояснил, что Узбекистан "имеет ряд сомнений, но не закрыл для себя дорогу" к подписанию этого документа. "Президент Узбекистана сказал, что будет думать над этим вопросом и еще вернется к этому обсуждению", - отметил Д.Медведев.

Он также выразил надежду на то, что Белоруссия, которая на нынешнем саммите ОДКБ отсутствует, "вернется к соответствующим переговорам и примет решение об участии в КСОР".

Согласно регламенту, председательство в ОДКБ на нынешнем саммите должно было перейти Белоруссии. В связи с отсутствием на заседании президента республики, временно функции председательства взяла на себя Россия.

Как писала ранее газета Взгляд, решение о создании КСОР главы государств ОДКБ приняли на внеочередном саммите 4 февраля. Основой коллективых сил станут станут российские военные. Москва выделяет два соединения: воздушно-десантную дивизию и десантно-штурмовую бригаду, к которым в будущем планируется добавить силы МЧС и, возможно, МВД. Остальные члены ограничатся батальонами. Решение на применение КСОР будет приниматься исходя из складывающейся обстановки для каждого конкретного случая. Местом постоянной дислокации будет российсская территория.

«Это будут серьезные формирования, достаточные по своему объему, укомплектованные самой современной техникой, эффективные. Они должны быть по своему боевому потенциалу не хуже, чем силы Североатлантического альянса», – так охарактеризовал будущие КСОР президент Дмитрий Медведев.

Кроме того, глава российского государства поддержал идею использовать КСОР для борьбы с наркотрафиком. Пока в ОДКБ этой проблемой занимается программа «Канал». Ранее неоднократно сообщалось, что КСОР также будут бороться с международным терроризмом, незаконным оборотом оружия и трансграничной преступностью.

Комментарии экспертов

Изменение формата ОДКБ при ослаблении интеграции с Белоруссией гипотетически возможно. Но скорее всего Лукашенко хочет использовать тактику шантажа при постепенном отходе от России. Он не будет делать это резко, вероятно, он будет пытаться играть на противоречиях России с Евросоюзом и Соединенными Штатами.

Что касается нынешнего конфликта, то все равно  нам нужно будет договариваться, потому что без Белоруссии как военного союзника, не говоря уже об экономическом взаимодействии, Россия гораздо менее эффективна.

Отсутствие президента Белоруссии на саммите ОДКБ не говорит об изменениях в организации. Это свидетельствует о том, что Лукашенко сейчас не очень доволен состоянием российско-белорусских отношений, что и проявилось в его поведении. Никаких долгосрочных тенденций я бы в этом не стал усматривать.

Сложно прогнозировать дальнейшее развитие российско-белорусского конфликта, все может произойти и измениться как в позитивную, так и негативную сторону. Сейчас совершенно ясно, что неудовольствие Лукашенко вызвано введением санкций в отношении молочной продукции. Вопрос, как долго это продлиться и что еще может произойти, остается открытым.

Что касается ОДКБ, то участие в ней каждого из членов очень важно. Особенно это касается Белоруссии, которая во многом является той страной, от которой зависит обороноспособность ОДКБ на западном направлении.

ОДКБ как организация находится на начальной стадии развития и пока нельзя сказать, что это прочный и консолидированный военно-политический блок. Что касается военной составляющей ОДКБ вообще и сил быстрого развертывания в частности, то надо понимать, что на 80-90%  эти силы будут состоять из российского потенциала. Страны Центральной Азии либо не имеют существенных военных возможностей, либо как Узбекистан - занимают более независимую позицию. В целом, если говорить о перспективе в несколько лет, то, конечно, эти силы очень понадобятся, причем, прежде всего они понадобятся именно Центральной Азии. В случае весьма вероятного поражения НАТО и Соединенных Штатов в Афганистане и постепенного их ухода оттуда, именно Центральная Азия столкнется с потенциальной угрозой сил из Афганистана и Пакистана. И тогда наличие военного контингента, наличие этих сил быстрого развертывания, безусловно, окажется очень кстати. Я думаю, что это соображение не может не подталкивать страны к договоренностям.

Если говорить о сиюминутной ситуации, то конечно все страны Центральной Азии занимаются лавированием. Это небольшие государства, они так и живут всегда,  пытаясь посредством маневрирования между разными силами получить гарантии, деньги и т.д. Это мы наблюдаем все время. В особенности это касается Узбекистана, но и другие страны тоже открыто демонстрируют, что не хотят делать окончательный выбор. Поэтому каждый шаг к уже какой-то серьезной интеграции будет сопровождаться очень длительными утрясаниями интересов, и России придется довольно много авансов давать своим партнерам, чтобы их убедить. Но процесс все-таки идет. Мне кажется, что такой вот вектор развития ОДКБ скорее в сторону постепенного укрепления этой организации, чем наоборот.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".