Статья
1466 27 сентября 2010 1:37

Само- обучающиеся системы

Деревья принятия решений, искусственные нейронные сети, генетические алгоритмы, байесовские классификаторы, алгоритмы кластеризации, или Голова медвежонка Пуха.

Комментарии экспертов

Все в школе проходили историю, русский язык, литературу. Поэтому гуманитарию нетрудно достучаться до «технаря», так как последний более или менее адекватно реагирует на слова «Достоевский», «Болдино», «Ренессанс», «мировоззрение». А если к школьной программе добавить приличный курс философии, культурологии и просмотр телеканала «Россия К», то в общении с инженером можно выходить на более абстрактный уровень. Здесь могут фигурировать такие понятия как «дискурс», «шизоанализ», «вторая схоластика» и имена собственные «Аристотель», «Фрейд», «Аверинцев», «Мамардашвили».

А вот обратное движение — от физики к лирике — сильно затруднено, в том числе и из-за уровня преподавания естественно-научных дисциплин в средней школе и КСЕ на гуманитарных специальностях в вузах. Преуспел в транслировании серьезных содержаний физических теорий широкой публике, пожалуй, только Стивен Хокинг. В его книгах, расходящихся милионными тиражами по всему миру, практически нет математических формул, пространных определений, которыми так перегружена «специальная литература».

Авторы книги «Самообучающиеся системы», судя по введению к этому изданию, тоже расчитывали на интерес со стороны широкой публики. Здесь упоминаются Артур Шопенгауэр и Фома Аквинский, Рене Декарт и Алан Тьюринг, Айзек Азимов и Бертран Рассел. То есть персонажи, чьи имена известны среднестатистическому интеллектуалу. Да и тематика книги, посвященной некоторым аспектам создания искусственного интеллекта, должна пробуждать любопытство не только у логика или программиста, но и у философа, методолога науки, исследователя проблем сознания, да и у любого образованного читателя.

С.И.Николенко и А.Л.Тулупьев пошли даже дальше написания популярного предисловия. Каждую главу их книги открывает небольшая история про Винни-Пуха. Например, такая: «Говоря математически, медвежонок Пух выявил два атрибута горшочка и построил два логических правила: «Если горшочек треснул — мёд не наливать» и «Если в горшочке был крысиный яд — мёд не наливать». Таким образом, горшочки оказались расклассифицированы относительно атрибутов «треснул» и «из-под яда» и целевой функции «можно наливать мёд» (с.26). Вообще, выбор говорящего медведя с опилками вместо мозга для рассказа о б искусственном интеллекте — довольно остроумная находка. Однако все плюсы ввода в повествование персонажа детской книги перечеркиваются содержанием того текста, который следует за подобным предисловием. Тяжелая научная лексика, обилие формул, диаграммы, подробное описание программ (на современном языке программирования) занимают основную часть книги. Причем чем дальше в лес — тем больше по дрова, то есть с каждой страницей тяжеловесность языка увеличивается.

Видимо, авторы рассуждали примерно так: если книга получается мудреной, недоступной для непрофессионала, то следует её разбавить вкраплениями фрагментов, написанных инфантильным языком. Однако средеарифметического научно-популярного текста, конечно, не получилось. Поэтому книгу и читают студенты кафедры логики (а не культурологии) философского факультета.

Николенко С.И., Тулупьев А.Л. , «Самообучающиеся системы», М.: МЦНМО — 228 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".