Статья
9 Июня 2009 1:08

Самоописания

Очередная часть фундаментального труда классика немецкой социологии "Общество общества".
Комментарии экспертов
<p>
<meta content="text/html; charset=utf-8" http-equiv="Content-Type">
<meta content="Word.Document" name="ProgId">
<meta content="Microsoft Word 11" name="Generator">
<meta content="Microsoft Word 11" name="Originator">
<link href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5CNoname%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml" rel="File-List">
<style><!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:595.3pt 841.9pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:35.4pt;
mso-footer-margin:35.4pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
--></style> </p>
<p class="MsoNormal">Финальная часть opus <span lang="EN-US">magnum</span> Лумана посвящена, как следует из названия, проблеме
самоописания общества. Собственно, проблема, о которой рассуждает автор в этой
книге касается не столько социологии, пусть и теоретической, сколько теории
познания.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">В классическом европейском концепте познания как процесса,
напоминает Луман, субъект всегда отделен от объекта, отличается, дистанцируется
от него. В тех случаях, когда такое отделение не работает, идет ли речь о
интроспективной психологии или самореференциальных системах в математике,
возникают парадоксы, а модель объективного научного познания разрушается.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Но что делать, если речь идет об обществе и социологе,
который сам с неизбежностью является его частью (в отличие от антропологов,
исследующих племена или страны извне). В терминах Лумана (главный тезис автора,
напомню, состоит в том, что общество является системой) ситуация даже усугубляется.
Если общество является системой, то как социолог, ее элемент, может
претендовать на описание этой системы?</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Здесь Луман напоминает, что современная физика в силу самых
разных обстоятельств отказалась от субъектно-объектной дихотомии и стала
описывать субъект как активный элемент познавательного процесса, оказывающий
непосредственное влияние на свойства объекта. И если физика отважилась на этот
шаг, то почему бы системным социологам не последовать за ними, пусть и своим
путем?</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal"><em>Книга предоставлена
магазином «Фаланстер».
<o:p></o:p></em></p>  
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".