Статья
6015 7 Февраля 2018 17:23

Сайты кандидатов в президенты: сравнительный анализ

Сайты кандидатов в президенты: сравнительный анализ
Фото: Pixabay

До выборов президента осталось 39 дней. Уже известен окончательный список кандидатов, чьи фамилии попадут в избирательный бюллетень. Завершив первый этап кампании по сбору подписей, кандидаты приступают к еще более активной агитации как в офлайн, так и в онлайн пространстве. И одним из инструментов работы в сети является официальный сайт кандидата. «Актуальные комментарии» решили проанализировать интернет-ресурсы претендентов на главный пост страны и выявили сильные и слабые стороны каждого из них.

Нормативные требования к сайтам кандидатов отсутствуют, поэтому каждая команда делает ресурс так, как считает нужным. Дизайн и функционал сайта может решать разные задачи, которые зависят от целей кампании, поэтому определить «самый лучший сайт» — невозможно. Каждый сайт решает свои задачи. Однако мы сформировали 15 базовых параметров, основанных как на лучших зарубежных практиках, так и на технологических стандартах работы онлайн-ресурсов, соответствие которым повышает качество ресурса.

В параметры для оценки вошли как информационные, так и технологические показатели. При помощи сайта избиратель должен получить доступ к биографии кандидата, узнать о его политических предложениях, иметь возможность задать кандидату вопрос и получить на него ответ. А сам сайт должен открываться как на ПК, так и на мобильных устройствах. Все сайты были проанализированы по 15 параметрам, а полученные результаты были сгруппированы по 4 основным группам:



Жириновский и Сурайкин не запустили свои предвыборные сайты. Как пояснила пресс-служба партии ЛДПР, вся информация о ходе кампании ее кандидата будет публиковаться на сайте партии, и создание дополнительных ресурсов не планируется. Получить разъяснений в штабе Сурайкина нам так и не удалось.

Остальные сайты кандидатов выполнены в разных стилях, однако имеют ряд общих характеристик. Везде размещена информация о биографии кандидата, его политических предложениях и контактная информация. Однако нюансы технического исполнения сайта позволяют разделить их на несколько групп.

Сайт—общественная платформа. В таком стиле выполнен сайт Путина, который единственный из кандидатов является самовыдвиженцем. Так как его кампания носит общественный характер и опирается не на инфраструктуру какой-либо партии, его сторонникам необходимо знать об адресах штабов в крупных городах, информацию о доверенных лицах и прочие сопутствующие сведения. Вся эта информация на сайте присутствует. Также на сайте можно стать волонтером штаба и помогать в проведении кампании.

Сайт—аккумулятор контента. Именно в таком режиме работает сайт Собчак. На нем содержится информация о всех встречах, эфирах и мероприятиях, в которых принимает участие кандидат. Так как основным каналом коммуникации Собчак теперь является YouTube, на сайте доступно много видеоматериалов. На сайте также представлено большое количество инструментов обратной связи, что говорит о попытках максимального вовлечения в кампанию интернет-аудитории.

Сайт—визитка. В таком стиле исполнены сайты Грудинина и Бабурина. Главная их задача — простая презентация кандидатов. На них практически нет полезной информации, кроме биографии, новостей и программы кандидата. Наиболее простое решение, которое показывает, что кандидат не делает ставку на интернет-аудиторию и будет концентрироваться на традиционных каналах связи с электоратом.

Сайт—программа. Главным продуктом Титова является его программа «Стратегия Роста», которую за счет участия в выборах он старается представить широкой публике, а также во время дебатов и политических дискуссий обосновать правильность своей экономической стратегии. Именно поэтому на его сайте больше всего внимания уделено самой программе: собраны статистические данные, видео, инфографика, информация о создателях стратегии и множество других сведений. Похожие функции выполняет сайт Явлинского, так как практически все материалы на нем относятся к предлагаемой программе.

Во время оценки сайтов мы зафиксировали еще один примечательный момент. Предвыборные ресурсы кандидатов должны содержать отметку о том, что сайт создан на средства избирательного фонда кандидата, однако такая отметка имеется только на сайтах Путина, Титова и Грудинина. Например, сайт Собчак был создан еще до официального старта выборов, поэтому он не мог быть заказан на средства избирательного фонда. Сейчас, используя площадку для агитации, Собчак и другие кандидаты, оплатившие создание ресурса из сторонних источников, нарушают законодательство о выборах.

Эффективность площадок

На данный момент сложно оценивать эффективность каждого сайта, потому что некоторые ресурсы еще не проработали и месяца после своего запуска. Кроме того, сайты заточены под кампании конкретных кандидатов и критерии эффективности для каждого из них будут своими. Анализ общих параметров позволил выявить наиболее удачные сайты, однако, как и любой хороший инструмент, сайт необходимо правильно применить. О том, кому удалось максимально задействовать свой сайт, станет ясно позднее, когда можно будет сравнить данные о посещаемости и цитируемости площадок.


Параметры оценки:

1. Биография кандидата
2. Наличие видео и фото материалов
3. Программа кандидата
4. Информация о ходе кампании
5. Контакты
6. Адреса региональных штабов
7. Состав штаба
8. Информация о доверенных лицах
9. Ссылки на социальные сети кандидата
10. Форма обратной связи
11. Возможность подписаться на рассылку
12. Возможность записаться волонтером
13. Адаптивная верстка сайта
14. Указание на то, что сайт создан на средства избирательного фонда
15. Версия для слабовидящих

Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".