Статья
2124 26 декабря 2013 14:37

Счетная палата: развитие туркластера на Кавказе почти не ведется

Коллегия Счётной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты аудиторской проверки работ по развитию туристического кластера на Северном Кавказе, в Краснодарском крае и Республике Адыгея. Выяснилось, что планы не реализуются, несмотря на наличие нормативно-правовой базы.

В рамках проекта были созданы 9 особых экономических зон. При этом, соглашения между Минэкономразвития России и ОАО «Курорты Северного Кавказа» об управлении особыми экономическими зонами были заключены только по 5 из них, - говорится в сообщении пресс-службы Счетной палаты.

Согласно опубликованному заключению, обязательства сторон, а также мероприятия, предусмотренные соглашениями о создании особых экономических зон, не выполняются, в том числе не завершено оформление земельно-имущественных отношений, а также не проведены межевание и даже инвентаризация земель. Нерешенность этих вопросов приводит к срыву запланированных сроков реализации проектов и, по сути, к провалу планов по созданию туристического кластера.

Так в 2010-2013 годах из федерального бюджета было направлено 19,8 млрд. рублей в качестве взноса в уставный капитал ОАО «Курорты Северного Кавказа» (КСК) с целью создания туристического кластера, однако к строительству объектов инфраструктуры на его территории ОАО «КСК» так и не приступило. К настоящему моменту «единственный объект, который строится, - это гондольная канатная дорога, горнолыжные трассы и сооружения для горнолыжного комплекса «Архыз»», - отмечает аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

ОАО «КСК» за истекший период не заключило ни одного соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности с резидентами особых экономических зон. Как отмечает аудитор, это может являться основанием для досрочного прекращения существования особой экономической зоны.

В итоге, коллегия пришла к выводу, что Минэкономразвития России и ОАО «КСК» не принимают достаточных мер для реализации проекта развития туристического кластера, сложившаяся «приводит к тому, что средства уставного фонда ОАО «Курорты Северного Кавказа» размещаются на депозитных счетах, а инвестиционная деятельность практически не осуществляется. Так, за 9 месяцев 2013 года расходы ОАО «Курорты Северного Кавказа» на инвестиционную деятельность составили всего 20,2% от запланированного на эти цели объема», - сообщил Александр Филипенко.

Напомним, что в феврале 2013 года, в результате критики со стороны Владимира Путина в адрес ОАО "КСК", предыдущий глава компании Ахмед Билалов поканиул свой пост. Тогда основными пунктами обвинений в его адрес были расточительство и неэффективность расходования государственных средств. В конце февраля совет директоров корпорации возглавил Максим Быстров, который последние три года до этого работал заместителем полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина. В мае 2013 года гендиректором компании стал Сергей Верещагин, бывший замминистра регионального развития (до апреля 2013 года). А первым заместителем Верещагина назначен Никита Шашкин – двадцатичетырехлетний зять зампреда правительства и полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, о чем сообщала газета «Ведомости» со ссылкой на собственные источники в ОАО «КСК».

Тогда же сам Хлопонин заявил, что "Сейчас (в КСК) пришла профессиональная команда, которая семимильными шагами реализует проект в срок", - заявил Александр Хлопонин. "Курорт вы увидите в ближайшее время. Никто останавливаться не собирается", - сказал он в эфире ГТРК «Ставрополье».

Однако, к концу года стало ясно, что вместо основной деятельности в ОАО «КСК» стали уделять больше внимания обеспечению сотрудников. 15 ноября на сайте ОАО «Курорты Северного Кавказа» было размещено объявление об открытом аукционе на «право заключения договора на поставку автомобиля марки AUDI A8L для нужд ОАО «КСК»», с начальной ценой контракта 4 522 068 руб., а 29 ноября еще одно – уже на обслуживание автомобиля, с ценой договора 847 458 руб.

Как выяснилось, это не первый AUDI A8L в автопарке ОАО «КСК». На том же сайте ОАО «КСК» можно найти сведения о том, что компания уже владеет таким же автомобилем, приобретенным в 2011 году, а также несколькими VOLVO и бронированным BMW, которые тоже нужно регулярно обслуживать. По сведениям сайта, ОАО «КСК» еще и закупает Mercedes-Benz Viano и Vito, стоимостью 2,7 млн. руб. и 1.7 млн. руб., снегоход и квадроцикл, совокупной стоимостью под 1 млн. руб. и бензин для всей этой техники на 1,3 млн. рублей. Итого, за ноябрь-декабрь 2013 года, ОАО «Курорты Северного Кавказа» планировало потратить около 12 миллионов рублей на приобретение и обслуживание авто- и мото- техники.

Таким образом, получается, что в ноябре текущего года ОАО «КСК» разместило заявки на затраты связанные с деятельностью компании на сумму около 22 млн. рублей (в том числе и вышеупомянутую на закупку автотранспорта), а на затраты, связанные с деятельностью по строительству курортов приблизительно на 20 млн. руб.

В конце ноября в газете "Ведомости" появилась информация о том, что ОАО «Курорты Северного Кавказа» переезжают в офис в «Москва-Сити», где компания арендовала 2600 кв.м.  в башне «Запад» комплекса «Федерация». По оценкам экспертов, стоимость аренды может составлять от $900 до $1200 за кв.м. в год, или 76-102 млн. рублей. В разделе сайта ОАО «КСК», посвященного закупкам, информации о том, что компания проводила конкурс на право заключения договора на аренду офиса правда найти так и не удалось.

Однако, вернемся к основной деятельности ОАО «КСК». Ситуацию с результатами аудиторской проверки работ по созданию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея «АК» прокомментировал политолог Павел Святенков. «Никакого удивления ситуация вокруг проекта "Курорты Северного Кавказа" не вызывает», - сказал эксперт. «Выделение средств на этот проект – фактически, помощь регионам».

Также в экспертном сообществе бытует мнение, что планы по созданию туристического кластера провалены, так как в руководстве проекта нет харизматика, драйвера, что инвесторы не хотят работать с существующей командой управленцев.

Павел Святенков придерживается позиции, что данное «мнение не совсем обосновано», так как не учитывается специфика региона. «Реализация проекта - не уровень Хлопонина», - заявил политолог.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".