Статья
22 Октября 2009 15:11

Семья актера Тихонова недовольна

Семья Вячеслава Тихонова, известного по главной роли в знаменитом сериале «Семнадцать мгновений весны», консультируется с юристами на тему неправомерного использования образа актера в роли Штирлица различными коммерсантами. Об этом рассказала дочь Тихонова Анна, пишет деловая газета «Взгляд».

По словам дочери актера, она посетила несколько ресторанов, использующих в оформлении изображение ее отца в роли Штирлица. Но как она выяснила, никто из владельцев ресторанов не обращался к киностудии им. Горького за разрешением использовать эти образы.

«Существуют определенные права на использование личного изображения любого актера, мы консультировались с юристами по этому вопросу», - сказала Тихонова, отметив, что они продолжат консультации с юристами на данную тему.

Комментарии экспертов
<p style="text-align: justify;">В какой мере те, кто используют эту символику, нарушают авторские права Тихонова? Кстати, почему именно Тихонова, ведь фильм создавал не только Тихонов, а Лиознова тоже имела к этому отношение? Так что здесь есть момент соотношения прав Лиозновой и Тихонова. Это юридический момент. <br />
<br />
А моральный момент – это вопрос сложный, поскольку произведение искусства  до того, как оно вышло в свет, «принадлежит» своему создателю.  А когда вы видите репродукцию Джоконды, вам в голову не придёт, что тот, кто сделал эту репродукцию, выплачивает какие-то деньги или наследникам Леонардо, или ещё каким-то организациям, которые связаны с Леонардо.  <br />
<br />
Точно также многие слова разошлись  в поговорки. Допустим, «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок», «ключ от квартиры, где деньги лежат», «рукописи не горят». В общем, почти во всех хороших книгах есть масса фраз, которые разбежались в виде поговорок. И вы можете не знать автора этой книги, и уж точно вам в голову не придёт цитировать и говорить: «Как сказал Грибоедов, я езжу к женщинам но только не за этим». Уходит в культуру. Собственно, для того они и работают. Нравится им это или не нравится, но то, что они делают, уходит в массовую культуру. С течением времени стираются фамилии авторов, а названия остаются. «Вор должен сидеть в тюрьме» - кто вспомнит, что это написали братья Вайнеры в такой-то книге? Никто не вспомнит.  <br />
<br />
С юридической точки зрения я судить не могу. Здесь надо разобраться  в правах лично Тихонова и лично  Лиозновой. А с моральной точки зрения, те, кто используют образ Штирлица, так же, как образ Жеглова, как любые расхожие фразы, конечно, преследуют свой коммерческий интерес, но, в сущности, они правы. Это уже стало народным фольклором. И в моральном плане никаких авторских прав на это у автора нет. <br />
<br />
Есть  еще и третий аспект. Ведь художник, актер, писатели,  любой творец,  когда  он создавал образ Штирлица,  в каком-то смысле просто удачно выразил какие-то определенные представления о прекрасном, безобразном или чем-то еще – очень важные представления, которые существовали в обществе. Он их удачно сфокусировал, он их удачно сформулировал (если это писатель), он их удачно показал (если это актер). Но в каком-то смысле он сам – всего лишь продукт этого общества. Поэтому где здесь начинается его личное творчество и где заканчивается народный миф? Это довольно сложный вопрос, на который никто толком не ответит.  <br />
<br />
Я считаю, что для актера это в  каком-то смысле высшая награда, если его  образ потерял индивидуальность и стал просто народным: Штирлиц, Чапаев, царь Иван Васильевич, Шурик и т.д. По-моему, радоваться надо, а не обижаться. Если бы фразы из моих статей стали нарицательными и народными, я бы не предъявлял претензий.<br />
 </p>
16 Декабря 2015 Главное
Реклама на пороге революции
 Реклама на пороге революции Количество показов и кликов – это лишь иллюзия успеха интернет-рекламы, считает Шанн Биглионе. В своей статье «Старая ошибка, дорого стоящая рекламной индустрии» он объясняет, почему устоявшиеся подходы к рекламе сегодня необходимо менять.
КомментарийКомментарий Путинскую политику будут оценивать не пиарщики, а историки политологМихаил Леонтьев Российский лидер Владимир Путин доказал важность своей харизматичной фигуры в мире СМИ и пиара, заявил директор одного из крупнейших американских пиар-агентств 5W Public Relations Ронн Торосян в своей статье для издания The Observer. Политолог и публицист Михаил Леонтьев в интервью «Актуальным комментариям» прокомментировал слова Рона Торосяна. 13 Ноября 2015 Сказано
Глава американского пиар-агентства: РФ одерживает победу в информационной войне
 Глава американского пиар-агентства: РФ одерживает победу в информационной войне Российский президент Владимир Путин доказал важность своей харизматичной фигуры в мире СМИ и пиара, заявил директор одного из крупнейших американских пиар-агентств 5W Public Relations Ронн Торосян в своей статье для издания The Observer. Эксперты полагают, что единственным пиарщиком Путина является сам Путин и его реальная деятельность.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".