Статья
1396 6 июля 2010 12:04

Сенаторы критикуют доклад Лукина

В Совете Федерации рассчитывают, что уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин в своей деятельности учтет высказанные в его адрес замечания.

«Наша комиссия обсудила на своем заседании доклад уполномоченного по итогам его деятельности за 2009 год, и мы вынесли свое заключение по поводу этого документа, в котором высказали серьезные замечания в адрес омбудсмена, и надеемся, что он их учтет в своей последующей работе», - сказал «Интерфаксу» член комиссии Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Александр Починок.

При этом он отметил, что заключение в целом Совета Федерации по докладу будет подготовлено позднее. «Пока мы высказали заключение только от имени своей комиссии, но члены верхней палаты могут присылать свои замечания, предложения и свои мнения и оценки по поводу итогов деятельности омбудсмена за прошлый год», - сказал Починок.

По его словам, Владимир Лукин является опытным человеком, который давно работает в должности уполномоченного. «Но представляемые из года в год Совету Федерации его доклады должны быть более совершенными и более современными и направленными на результат», - подчеркнул собеседник агентства.

Как отметил Починок, в своем докладе Лукин называет проблемы, но при этом не предлагает пути их решения. «В частности, наши замечания были высказаны по разделам, касающимся социального аспекта в сфере защиты прав человека. Эти разделы носят крайне поверхностный характер, в том числе и раздел, касающийся пенсионного обеспечения граждан», - сказал сенатор.

Он сообщил, что там, где омбудсмен видит нарушение прав человека, он нечетко предлагает пути изменения законодательства. «Необходимо понимать, что внесение изменений в один закон неизбежно повлечет за собой и корректировку сопутствующих законодательных актов», - пояснил Починок.

По его словам, в своем заключении члены комиссии отметили также то, что доклад поверхностно освещает такие важные разделы, как «право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство», «право на эффективную государственную защиту», а также вопросы, касающиеся совершенствования законодательства о правах и свободах человека.

«Эти разделы доклада, на наш взгляд, не учитывают степень актуальности и содержание тематики обращения. Мы очень придирчиво и детально проанализировали доклад омбудсмена и предлагаем ему сделать простые вещи - дать перечень оценочных показателей по каждому из направлений, дать динамику этих показателей, их продвижение, болевые точки и более четко дать анализ поступающих в адрес омбудсмена жалоб», - сказал Починок.

Кроме того, по его словам, члены комиссии считают, что омбудсмену необходимо, прежде всего, проанализировать именно те жалобы, которые касаются в большей степени нарушений прав человека. «Необходимо в своем докладе омбудсмену давать ответ на вопрос, что можно сделать, чтобы исправить это положение, и должны быть результаты по конкретным обращениям. То есть не должно быть простых перечислений в докладе», - отметил Починок.

По его мнению, омбудсмен должен не просто отчитываться перед парламентариями за складывающуюся ситуацию с правами человека, а он должен давать четкие и конкретные показатели, не только по количеству, но и давать ответ на вопрос, что же делать дальше.

«У нас есть замечание к тому, что доклад не лишен политизированного налета. Конечно, омбудсмен федерального масштаба должен защищать и права оппозиционеров, таких как Лимонов, Каспаров, Алексеева и других. Другой вопрос, когда он делает предложения, то они не должны привести к возможности бесконтрольного проведения митингов и шествий в любом нашем городе», - подчеркнул Починок, добавив, что «из лучших побуждений можно сделать очень плохую вещь».

Кроме того, сенаторы высказывают претензии и по поводу того, что в докладе омбудсмена в разы описание нарушений в сфере политических прав и свобод превосходит объемы описания ситуации с соблюдением таких важнейших прав, как право на лекарственное обеспечение граждан и оказание им медицинской помощи, в том числе право на справедливость судебного разбирательства, на эффективную государственную защиту, а также на совершенствование законодательства о правах и свободах человека.

В заключении комиссии также говорится о том, что доклад уполномоченного по итогам деятельности за прошлый год не охватывает такие аспекты, как рассмотрение «конституционных прав и свобод в той последовательности, в которой они расположены в Конституции РФ».

При этом, как пояснил Починок, предложения по законодательным поправкам от имени омбудсмена не согласуются с действующим федеральным законодательством.

В заключении комиссии также отмечается «некорректное сравнение полномочий омбудсмена и Общественной палаты».

«Позиция нашей комиссии заключается в том, что институты гражданского общества, в том числе институт омбудсмена и Общественная палата, должны работать синхронно, дополняя друг друга, и взаимодействовать эффективным образом», - подчеркнул Починок.

По его словам, в комиссии рассчитывают, что Лукин, «как человек грамотный и опытный и не безразличный к своей работе, учтет все высказанные замечания и предложения».

«Мы настроены на конструктивное сотрудничество с уполномоченным по правам человека, и в заключении нашей комиссии не надо искать какой-то скрытой подоплеки, как это пытаются делать некоторые СМИ», - добавил Починок.

Комментарии экспертов

Уполномоченный по правам человека подотчетен перед представительной властью. Высшая палата представительной власти – это Совет Федерации, поэтому я не вижу здесь никакой проблемы. Счётная палата отчитывается перед Госдумой, прокуратура отчитывается, почему уполномоченному по правам человека не докладывать общественности о том, как он осуществляет свои прямые функции? Здесь нет никакого умаления его полномочий.

Другое дело, что, как оказалось,  уполномоченный по правам человека выполняет свою работу не в должной мере. Грубо говоря, он занимается профанацией правозащитной деятельности и дискредитирует правозащитное движение, потому что вместо того, чтобы заниматься защитой прав и интересов граждан, он занимается политикой.

Очевидно, что Лукина назначали на эту должность совершенно не для этого.  От него ждали, что он будет авторитетным представителем интересов граждан и защитников их прав, а не политиканом, который занимается отстаиванием корпоративных интересов узкой группы маргинальной интеллигенции. Подмена понятий о том, кого нужно защищать, очевидно произошла, и уполномоченный в этом виноват.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".