Сергей Иванов
Вице-премьер принимает участие в ежегодной конференции по безопасности в Мюнхене. 6 февраля Иванов изложил позицию России по вопросу о ПРО и нераспространению ОМУ.
По мнению Иванова, Третий позиционный район ПРО в Европе нацелен на одностороннее сдерживание российского ракетно-ядерного потенциала и увеличивает напряжённость в Европе. Иванов предложил запретить размещать стратегические наступательные вооружения за пределами национальных территорий, в том числе в космосе. Также Иванов выразил уверенность, что лидерами и вдохновителями работы по нераспространению ОМУ должны быть США и Россия.
Иванов также заявил о намерении России не размещать ракеты «Искандер» в Калининградской области в случае, если США откажутся от размещения третьего позиционного района ПРО в Польше и Чехии.
7 февраля выступили представители европейских стран и США. В своих выступлениях они коснулись и взаимоотношений с Россией, и ответили на высказанные Сергем Ивановым тезисы. Президент Франции Николя Саркози заявил, что Россия не является основной военной угрозой для НАТО и ЕС, а Ангела Меркель подчеркнула, что Россия является частью Европы и поэтому должна быть включена в её архитектуру безопасности.
Вице-президент США Джозеф Байден, в свою очередь, заявил, что США готовы начать отношения с Россией «с чистого листа». Вместе с тем, он отверг предложения отказаться от ПРО, отметив при этом, что США при развитии ПРО будут руководствоваться соображениями стоимости и эффективности, кроме того, развитие ПРО будет сопровождаться консультациями с НАТО и Россией. По сути аналогичную позицию занял Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Он выразил готовность привлечь Москву к сотрудничеству в сфере ПРО, однако фактически не поддержал предложение Медведева о создании более широких, чем существующие, евроатлантических структур, связав эту поддержку с негативным отношением НАТО к действиям России по защите Абхазии и Южной Осетии.
К сожалению, реакция наших американских партнёров на инициативы, высказанные Сергеем Ивановым, продолжает определённую тенденцию, запущенную ещё предвыборной кампанией Обамы – красивые заявления об обновлении при полном сохранении прежнего содержания. Да, они готовы обсуждать всё что угодно – но не готовы идти на встречу практически. Прежняя экспансионистская политика просто сопровождается другим пиаром. «Мы посовещались и я решил». Хотя в принципе, можно было бы и не совещаться. И ещё Мюнхенская конференция показала, что в любых обстоятельствах если США скажут «надо», НАТО будет всегда отвечать «есть». НАТО всё ещё остаётся сугубо американской, а не европейской структурой. Точнее сказать – инструментом военного подчинения стран ЕС политической воле США. Эта тенденция, судя по риторике генсека НАТО, также не меняется.
Что же касается призывов к России добровольно сократить свои стратегические наступательные вооружения (призывов Киссинджера и, возможно, готовящаяся инициатива Обамы), пусть даже и как бы на двусторонней основе, то я убеждён, что на такое действие нельзя идти ни в коем случае, ни под какими предлогами.
Ядерный щит России – единственный гарант глобального мира и отсутствия прямых военных посягательств США и стран НАТО на российскую территорию. Как только он станет гарантируемо преодолеваем (т.е. будет 100% - ная гарантия, что ни одна российская ракета не упадёт на территорию США), военная интервенция в Россию начнётся даже не в следующую минуту, а в следующую секунду, когда этот показатель будет достигнут. А в обычных вооружениях (это, наверное, грустно констатировать, но тем не менее) проигрыш России армии США если не гарантирован, то, как минимум, наиболее вероятен.
Кроме того, сокращение ядерного потенциала России и США в принципе не может быть двусторонним и равноправным. Во-первых, США не собираются сокращать ПРО. США в предполагаемых переговорах наверняка «отвяжут» тему ПРО от темы наступательных вооружений. А если так, то возможное сокращение ядерного арсенала России будет неравноправным по определению.
Но главное – США не будут уничтожать полностью снятые с дежурства боеголовки. Если от России будут требовать обязательного уничтожения ракетных систем и боеголовок, то США ничего уничтожать не будет и проведёт «псевдоутилизацию». И в случае необходимости весь «сокращённый» арсенал быстро вступит в строй.
Таким образом, возможные переговоры о «двустороннем» сокращении ядерного потенциала США и РФ – это переговоры льва и антилопы о сокращении её рогов. Как только она лишится рогов, ею с удовольствием отобедают.