Комментарий
1377 10 февраля 2017 12:42

Серьёзной дискуссии в парламенте можно ждать только после следующих выборов

Сергей Станкевич политикСергей Станкевич

Сергей Станкевич
политикСергей Станкевич
Принимаются законы невыносимого качества – таков один из выводов доклада экспертов ЦСР Алексея Кудрина. Аналитики отмечают, что отечественное законодательство нестабильно, а правила игры постоянно меняются, что ставит в тупиковое положение не только бизнес. Эксперты предлагают ввести частичное ограничение или даже ввести мораторий на изменение законов, корректировать законы не внесением поправок, а через суды, также предлагается развивать  механизмы фильтрации некачественных инициатив. По большому счету, предлагается негласная реформа парламента.

Так, эксперты советуют сделать основной площадкой принятия решений Госдуму и привлекать к дискуссии экспертов и бизнес. Как в таком случае будет меняться роль парламента и правительства – об этом «Актуальные комментарии» спросили эксперта Фонда Анатолия Собчака Сергея Станкевича.

- Сложившаяся практика такова, что свыше 80% решений, принимаемых нашим парламентом, инициированы правительством, и как раз законодательная инициатива депутатов  второстепенна и содержательно зачастую носит сугубо пиаровский саморекламный характер для депутатов. То есть законопроекты, которые предлагают депутаты, зачастую и не рассчитаны на принятие, а только дают возможность напомнить о себе. Так что дальше усиливать объём законодательных предложений со стороны правительства нет особой необходимости. А вот качество этих законопроектов, конечно, хотелось бы повысить.

В этом смысле надеюсь, что будет реализовано давнее предложение о том, чтобы наряду с правительством, которое занимается текущими проблемами экономики, действовал проектный офис, то есть специальное подразделение, которое вырабатывает законопроекты, направленные на реформы российской экономики, на принципиальное изменение её состояния. Что касается парламента, понятно, что после того, как три четверти мест в Госдуме контролирует одна партия, причём та самая партия, лидер которой является ещё и главой правительства, то понятно, что каких-то содержательных дискуссий и какой-то коррекции внутренней принимаемых решений ожидать трудно. Оживления и серьёзной какой-то дискуссии в парламенте можно ожидать только после следующих выборов. 

На самом деле, предложения, которые кудринская команда стремится сформулировать, не ограничиваются только реформами парламентаризма. Правильнее говорить о том, что предлагаются комплексные реформы – и госуправленя, и политической системы, и реанимацию серьёзной деятельности парламента. Но это не первый, не главный для них приоритет. Вполне обоснованно, на мой взгляд, команда Кудрина делает главный упор сейчас на реформу судов, что имеет и общественно-политическое, и прямое экономическое значение, что позволяет успокоить инвесторов, запустить заново инвестиционные процессы. Хотя, конечно, видимо, в каких-то дальних планах Кудрин рассчитывает на то, что в парламенте появится какая-то политическая сила, системно защищающая интересы российского бизнеса, особенно бизнеса производственного, сейчас такой силы в парламенте нет.

Видимо, Кудрин хотел бы иметь такого рода политическую поддержку со стороны парламента, но избегает пока чрезмерно делать на этом упор. При этом Кудрин пока тщательно дистанцируется от какой-либо политизации своей деятельности и позиционирует свою команду как неангажированных экспертов. Он не желает подставиться под какой-то политический удар, под какую-то политическую интригу, и, в общем, это достаточно разумная тактика.

Принесёт ли такая тактика политические дивиденды?  Ждать ли усиления позиций Кудрина? Пока говорить об этом рано. Он уже получил значительный аванс в том, что именно ему поручена разработка нового правительственного курса, и дальнейшее его усиление или наоборот ослабление будет зависеть от того, сможет ли Кудрин представить достаточно серьёзный, глубоко проработанный проект к маю. От этого и будет всё зависеть.

Автор:
____________

Читайте также:
  • Борьба за повестку-2017
  • Дума-2017: дисциплина и новые границы 
  • Битва-2017: оппозиция присматривается к регионам 

  • © 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
    Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".